Мордовский промышленник «страдает» от забора
Бывший член партии Бориса Немцова СП, директор ОАО «Орбита» Александр Гармашов «отрезал кусок» на берегу Пензенского водохранилища и попал под суд

Прочтя первый материал про Гармашова, многие жители Мордовии зададутся вопросом: а есть ли у него ручка, как у губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, стоимостью 36 миллионов рублей?! У богатых людей — свои причуды…
Директор саранского завода «Орбита» Александр Гармашов оказался в центре «экологического» скандала! Пензенский районный суд рассматривает иск по поводу сноса его незаконной постройки на берегу Сурского водохранилища. Речь идет о бетонных заборах общей длиной 45 метров, которые наш земляк возвел рядом со своим коттеджем. Местные жители опасаются, что им навсегда будет отрезан путь к водоему. К тому же создается угроза безопасности главного объекта питьевого водоснабжения городов Пенза и Заречный. Кстати, пока Гармашов строит особняки в соседнем регионе, рабочие его предприятия перебиваются с хлеба на воду, получая в среднем по 10 тысяч рублей… Кто прав и кто виноват — пыталась узнать ЕКАТЕРИНА СМИРНОВА.

Этот забор, по мысли Гармашова, призван укрепить берег…
…Постройка, заинтересовавшая надзорные органы, находится в селе Казеевка — на левом берегу Сурского водохранилища. В соответствии с Водным кодексом, прибрежная полоса должна быть доступна всем гражданам. Администрация Пензенского района потребовала снести бетонный забор, расположенный рядом с коттеджем, который принадлежит Александру Гармашову. 66-летний генеральный директор «Орбиты» и председатель Торгово-промышленной палаты РМ приобрел здесь участок в июне прошлого года…
Суд

Лестница от особняка Гармашова ведет прямо к воде…
На заседание Пензенского райсуда журналисты «С» прибыли днем 4 марта. Адвокат Гармашова Галия Залихова такого поворота событий не ожидала.
«Из «Столицы С»? Батюшки, караул!.. — воскликнула она. — А у вас-то что за интерес? Я понимаю, представителей местных СМИ волнуют вопросы экологии. Но ведь эта стройка никак не касается Мордовии!..» Как выяснилось, на заседание явились представители местного Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, государственного учреждения «Сурский гидроузел» и сельской администрации. Все как один выступили против фотосъемки…

Эти хоромы стоят на берегу Сурского водохранилища
Как следует из иска, Гармашов начал возводить в прибрежной полосе два железобетонных сооружения общей длиной 45 метров. При этом по закону строительство подобных капитальных объектов вблизи береговой линии категорически запрещено. Начальник правового отдела администрации Алексей Пчелинцев заявил, что Гармашову разрешение на строительство не выдавалось. По словам чиновников, постройки находятся в непосредственной близости от Сурского водохранилища — источника питьевого водоснабжения Пензы и города Заречного, что создает экологическую угрозу. «Незаконное строительство и последующая эксплуатация объекта может иметь негативные последствия, вызвать загрязнение территории, — отметил Пчелинцев. — В связи с этим администрация Пензенского района просит признать сооружения самовольной постройкой и обязать Гармашова снести их…» Слово взяла адвокат ответчика. «Иск не признаем, просим в нем отказать!» — заявила Залихова. Ее позицию неожиданно поддержал представитель Росприроднадзора: «Я против сноса! По земельному законодательству Гармашов, может, и не прав, если строил забор за пределами своего участка. А по Водному кодексу — все сделал верно! По мне, так этот участок вообще можно отдать Гармашову в аренду. Будет тройная польза: и для него, и для администрации, и для природы…» Странно, но факт: такая позиция не помешала природоохранному ведомству привлечь к административной ответственности директора «Орбиты» за… нарушение все того же водного законодательства. В иске указано, что Гармашов самовольно занял участок для проведения работ, которые связаны с изменением берегового ландшафта и дна водохранилища… «Мы согласны с тем, что из-за отсутствия укрепительных сооружений вода размывает землю и приближается к населенному пункту, — говорит Залихова. — Но укреплением берега кто-то должен заниматься! Кто это будет?.. Если суд вынесет решение снести забор, кто будет защищать живущих на берегу жителей от смыва — Минлесхоз или администрация Пензенского района?» Вразумительного ответа женщина не добилась. «Может быть, это ваша земля?» — интересуется судья у Ларисы Коноваловой, представительницы администрации Алферьевского сельсовета, к которому относится село Казеевка. «Нет! — следует ответ. — Я не знаю, чья она… Я только могу описать этот забор, мы вчера были там. Одна часть уже построена, вторая обрешечена железом. За ним находится высокая земляная насыпь…» — «А Гармашов обращался в сельсовет за разрешением о строительстве этого забора?» — «Нет! У этого участка нет ни собственника, ни адреса…» «Скажите, а в каком порядке присваивается адрес?» — интересуется Залихова. «По заявлению собственника и при наличии документов. Для этого строить на нем совсем не обязательно. Мы сами напишем название улицы и номер дома». «Понятно, я передам Гармашову…» — кивает адвокат. Хоть какую-то ясность в ситуацию внесла представитель Сурского гидроузла Вера Щербакова. Она предложила дождаться представителя Росреестра и не гадать на кофейной гуще, чьи эти земли. Стороны согласились.

Забор местные жители называют Китайской стеной
«Почему иск не признаете?» — интересуется корр.«С» после заседания у адвоката Гармашова. «В связи с тем что Пензенская районная администрация не является надлежащим истцом, — разъясняет Залихова. — Работы, которые ведутся Гармашовым на берегу, являются благом — как для водохранилища, так и для экологии. Укрепляется берег! Поскольку этим не занимается администрация Пензенского района, это вынужден делать собственник соседнего участка, для которого угроза смыва абсолютно реальна! Если не этой весной, так следующей. У нас есть постановление Росприроднадзора, в котором указано, что вода ежегодно разрушает берег…» — «Местные жители уверяют, что раньше его укрепляли деревья. Но в процессе строительства они были кем-то вырублены…» — «Не могу сказать, кем… Дело в том, что берег осыпается и деревья из-за этого гибли. Отмечу также, что Гармашов не собирается отгораживать прибрежную зону забором. Сейчас это не модно — никто ни от кого не прячется…»
Усадьба

«Поместье» Гармашова «спрятано» за деревянным забором
Железобетонное ограждение, из-за которого разгорелся сыр-бор, меркнет по сравнению с расположенной рядом усадьбой Гармашова. Двухэтажный коттедж с верандой! Во дворе зеленеют молодые елочки. На территории участка в 25 соток расположено все, что нужно для загородной жизни, — баня, теплица… К беседке возле воды ведет резная лестница… Остается только догадываться, сколько денег потратил на этот объект хозяин предприятия, работники которого получают в среднем 10 тысяч рублей… Вид на Сурское море (так ласково водохранилище называют местные жители) также впечатляет! Красивый ландшафт! На льду наслаждаются рыбным ловом горожане. Они высказывают недовольство как забором, так и соседним коттеджем. «Теперь весь мусор будет в воду попадать! Из бань, туалетов, канализации! — уверен рыбак Дмитрий Исаев. — А ведь не только рыба пострадает, но и люди — вся Пенза отсюда воду пьет! Кому приятно? Да и к берегу уже проблематично пройти…»
62-летняя местная жительница Валентина Блинова вспоминает, что в конце 1970-х годов администрация проводила специальные работы по укреплению береговой линии. Из города в Казеевку КаМАзами возили старые покрышки, цепи, стройматериалы и т. д. Все это зарывали в землю. А в покрышки сажали корневистую ветлу — чтобы удерживала почву от размыва. Такие меры более 40 лет давали жить спокойно местным жителям. Но после засухи 2010 года все изменилось. Уровень обмелевшего водоема искусственно подняли, в результате чего берега стали разрушаться ежегодно. А тут еще и деревья начали спиливать. Блинова вместе с односельчанами написала письмо в прокуратуру, которое и послужило началом нынешнего разбирательства. «Не знаю, кому принадлежат дома на соседней улице, но явно людям не бедным! — утверждает женщина. — И чем им только деревья помешали?! Теперь по весне лед отбрасывает все ближе к нашим домам… Да еще этот забор бетонный. Опасаемся, что он окончательно отгородит нас от водоема. А как нам тогда к берегу подходить? Летом сюда приезжают многие на отдых. Владелец коттеджа заявил, что на месте, где спилены деревья, организует пляж. Завезет песок, поставит лежаки и оборудует туалет. Но что-то верится в это с трудом…»
Гармашов и «Орбита»

Такой вид на водохранилище открывается Александру Гармашову, когда он выходит на границу своего «поместья»
Будущий промышленник родился в городе Таганроге Ростовской области. В Мордовии начал работать в 1964 году электромонтажником на заводе «Электровыпрямитель», где «вырос» до заместителя главного инженера. В начале 1990-х карьера Гармашова пошла в гору. Сначала он становится директором научно-инженерного центра «Преобразователь», а в 1992-м — заместителем председателя правительства республики.
В 1998 году возглавляет открытое акционерное общество «Орбита», которым руководит до сих пор. В этот период становится депутатом Госсобрания РМ от партии «Союз Правых Сил», одним из руководителей которой являлся ныне убитый Борис Немцов. В 2003 году Гармашов ушел с поста председателя регионального отделения партии и занялся своим заводом. Работники «Орбиты» уже давно забросали комментариями сайт со списком «черных работодателей». «Руководство гонится за прибылью, про рабочих думает редко, — пишут они. — Профсоюзов нет, зарплаты на низком уровне и не растут… Все осталось после СССР, нового практически не строится, отделка помещений 1960-х годов… Куда идет прибыль — непонятно! Социальные блага — оздоровительные лагеря, спортивные мероприятия, детские сады — все в прошлом. Продвижение по карьерной лестнице исключительно по родству. Многие начальники не особо образованы, слабый словарный запас, преобладает мат…»
В то же время сам Гармашов, судя по количеству недвижимости, на бедность не жалуется. Помимо особняка в Пензенской области, владеет двухэтажным коттеджем в Саранске на улице Невского. Это место более известно горожанам под названием «Долина нищих», где вперемешку расположены особняки предпринимателей, силовиков и чиновников. На работу директор приезжает на «Мерседесе» S-класса — немецком седане S 400 4MATIC L. Стоимость базовой комплектации этого автомобиля в новом кузове начинается от 7 миллионов рублей…

По Саранску директор «Орбиты» любит передвигаться с комфортом. Этот «Мерседес» в московских автосалонах стоит более 7 миллионов рублей
«Промышленный процесс организован плохо, — утверждает сотрудник «Орбиты», который не пожелал называть свою фамилию. — Очень часто руководство не выполняет своих обещаний — по зарплате в первую очередь. На вопрос: «Зачем так делаете?» — отвечают в стиле «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Существует непонятная система штрафов, в которой разбирается только начальник отдела всех отделов. В конце месяца перед выдачей зарплаты раздают бумажки, где указано, кто и насколько наказан деньгами… Многие устраиваются на «Орбиту» по родственным и дружественным связям, что печально, так как профессиональные качества уходят на задний план. Отсюда разброд и шатания на заводе. Руководство делает вид, что платит и строит производственный процесс, а мы — делаем вид, что работаем…»