Среда, 29 мая
Общество

«Век дитяти»

Русский мир обретает силу

На эту лекцию меня зазвали друзья. Конечно, согласился — ​не каждый день выпадает возможность услышать доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской Академии образования, да к тому же одного из соавторов Большой Российской энциклопедии!.. За окном крупными хлопьями стлался недолговечный ноябрьский снег. Набившиеся за парты студенты сонно пялились в экраны своих телефонов, а за аудиторную кафедру как-то неприметно и вдруг встал невысокий, поджарый дядечка с аккуратно уложенной седой шевелюрой. И с первых же его слов стало ясно — ​перед нами Педагог! За тридцать прошедших лет не было года, чтобы профессор Михаил Богуславский не посетил Саранск. Находясь в постоянных разъездах по всей стране и миру, именно здесь, по его словам, он черпает силы в общении с научным и педагогическим сообществом. Вот и в 35-й свой визит в Мордовию он уплотнил график трехдневного пребывания по максимуму.

Михаил Богуславский: «С приходом Владимира Путина государство вернулось в образование. Чего, конечно, не было все 90-е». Фото: Сергей Чернавин

…В новостных лентах, как пули в патронташ, складывались одна к одной цитаты из выступления Президента на XXV Всемирном русском народном соборе. «Без русских как этноса, без русского народа нет и не может быть Русского мира и самой России. В этом утверждении нет претензии на превосходство, на избранность. Это просто факт, как и то, что в нашей Конституции четко закреплен статус русского языка как языка государствообразующего народа, — ​впервые настолько прямо высказывался Владимир Путин 28 ноября. — И как русский человек хочу сказать: только суверенная Россия способна гарантировать будущее и самобытное развитие и русского, и всех других народов, которые веками жили и живут в нашей стране, объединены общностью исторической судьбы».

…А в притихшей университетской ауди­тории профессор Богуславский говорил о великих русских педагогах — ​Константине Ушинском, Антоне Макаренко, Василии Сухомлинском. Глядя со своей галерки, как под воздействием его слов постепенно просыпается молодежный амфитеатр, как прячутся с глаз долой студенческие гаджеты, я все больше проникался желанием лично пообщаться с Михаилом Викторовичем. И такая возможность у меня оказалась!

Про потери

«Вы, молодой человек, спрашиваете, согласен ли я, что мы многое безвозвратно потеряли в образовании за последние десятилетия? Да абсолютно нет!!! — ​горячится Михаил Викторович. — ​С приходом Владимира Путина государство вернулось в образование. Чего, конечно, не было все 90-е. Да, процесс возрождения шел постепенно, медленно. В первое десятилетие XXI века, видно из-за отсутствия средств, обращались лишь к отдельным позициям. Например, действовал проект «Наша новая школа». Детскими садами, вузами не занимались. Или — ​«Национально-исследовательский университет»: выбрали в стране 14 вузов и оказали им поддержку. А начиная с 2010 года государство в образование вернулось полноформатно! И сегодня мы, конечно, ощущаем масштаб этой поддержки. И даже то, что плавно перетекаем из Года педагога и наставника в Год российской семьи, это тоже показательно!

Сегодня восстановлена определенная историческая справедливость. Как историк я это подтверждаю. В 1992 году из еще советской школы было вынуто 28 ключевых предметов. Процесс их возвращения начался только с 2013 года. И сегодня я могу констатировать, что буквально на прошлой неделе последний из этих двадцати восьми — ​домоводство — ​указом главы государства возвращен в школу! Многие женщины старшего поколения помнят, что их учили на тех уроках шить, готовить, вести домашнее хозяйство. Последние 30 лет этого не было!

Только за 2022 год вернули профессиональную ориентацию. Вернули общественно полезный труд. У нас же вообще было безумие — ​школьник тряпкой доску не имел права протереть, не говоря уж об уборке в классе, дворовой территории. Ну и по вполне понятным причинам полноформатно возвращается начальная военная подготовка. Причем с 5-го класса! Однако в этой связи теперь стоит другая задача: как вписать те советские методики в наше нынешнее общество? Это — ​проблема, потому что советское общество было монолитом. Ныне россияне предельно дифференцированы. Имеется в виду расслоение имущественное, материальное и, как следствие, ​личностное. Как вписать в образовательный процесс ценности, соответствующие совершенно другому духу и запросам времени? Достичь этого, что называется, по щелчку не получится. Но движение уже есть. Например, ОБЖ сегодня носит название «Безопасность и защита Родины». И в этом не только идеологическая составляющая (хотя ее присутствие очевидно!), но и сам подход к преподаванию носит максимально приближенный к современным реалиям характер!»

Единственный учебник

«В условиях формирования идеологической концепции переход к системе образования от детского сада до вуза (включая и аспирантуру) должен быть завершен уже к 1 сентября 2025 года! — ​продолжает Михаил Викторович. — ​И конкретные контуры того, к чему мы должны прийти, видны и понятны. Так, в школе вводится единая национальная суверенная система российского образования. Уже принят Государственный образовательный стандарт. В соответствии с ним разработаны единые программы по всем предметам. По шести из них (история, обществознание, география, бывшее ОБЖ, русский язык и литература) они носят обязательный характер: учителям запрещено менять там что-либо, вплоть до запятых. Остальные программы дают право педагогу действовать более свободно, основываясь на своем опыте и миропонимании.

Опять-таки, как и в советское время, по предметам будет не единый учебник, а — ​единственный! Один — ​на всю страну. Но их необходимо написать. А времени — ​полтора года… Начали, естественно, с истории. Модельные проекты для 10-х и 11-х классов уже есть, они посвящены новейшим периодам. В частности, в выпускном классе школьники усваивают объемный материал о специальной военной операции. И целый ряд иных важнейших событий, которые, конечно, необходимо внести в образовательный контекст. Оба тома построены на определенной идеологии — ​государственном патриотизме. Очень фактографичны, отражают очень большой объем событийности. Но при этом — ​принципиально безоценочны. Безусловно, сильной их стороной следует считать, что по каждому параграфу приведено много документов. И, как бы это ни показалось странным, такая методика будет способствовать формированию критического мышления школьников».

Спрашиваю профессора об изменениях в вузах. «Не будет больше ни бакалавриата, ни магистратуры!— ​слышу категоричный ответ. — ​Мы эти слова оставляем в прошлом. Но специалисты, получившие дипломы предыдущего образца, пусть не переживают — ​все эти данные сохранятся в силе. Речь ​о нововведениях. Мы переходим на другую схему. Будет базовое образование — ​4–5 лет. То, что в свое время называлось специалитетом. Оно затронет до 95 % обучающихся в вузах. И будет, по-видимому, маленький кластер для очень насыщенных сложными технологиями специальностей, еще на два года.

И наконец-то возвращается нормальная ситуация с аспирантурой. Лично мне, окончившему в свое время успешными защитами диссертаций и аспирантуру, и докторантуру, всегда было очевидно: в 2013 году приняли ошибочное решение, когда люди считались аспирантами без защиты диссертаций. И получали на руки бессмысленный документ. Слава богу, здравый смысл восторжествовал».

Не мешайте Гоголя с Гегелем

«Сегодня основой современной российской идеологии является консерватизм. Это подтверждено Указом Президента от ноября 2022 года, где поименно перечислены все наши традиционные ценности. Еще в декабре 2014-го в своем выступление перед Федеральном собранием Владимир Владимирович четко обозначил эти ориентиры, цитируя Николая Бердяева, и подчеркнул, что «консерватизм — ​это не то, что не дает нам развиваться и двигаться вперед, а то, что не дает нам упасть и откатиться вспять!».

Конечно, речь может идти о так называемом неоконсервативном движении. Его приверженцы сформировались по всему миру в семидесятые годы XX века. Потому сейчас прослеживается огромный интерес к настоящим отечественным консерваторам XIX века, какими были Уваров, Катков, Победоносцев. Эти первопроходцы продуцировали базовые опции, сегодня вновь востребованные. Да, консерватизм — ​это дело строгое! Учительница, в соответствии с этими нормами, не может публиковать в соцсетях свою фотографию в открытом купальнике. Поведение педагога в быту должно соответствовать социально ожидаемым нормам! Хотя понимаю, что с позиции обычной молодой женщины, возвращающейся с курорта, в этом нет ничего особенного. Однако ситуация такова и быть иной не может».

«Ушинский, Макаренко, Сухомлинский в таком случае тоже могут считаться приверженцами консерватизма?» — ​встреваю я с наивной глупостью. «Давайте не будем мешать Гоголя с Гегелем!.. Именно что консерваторами их никто никогда не называл, — ​осаживает меня профессор. — ​Они исторически принадлежали к реформаторскому направлению, которое с консерваторами вело дискуссии. Кстати, 2023-й — ​особый год: у всех великих троих юбилейные даты. Исполняется 105 лет со дня рождения Василия Сухомлинского; 135 лет — ​Антону Макаренко. И, конечно, мы отмечаем юбилей 200-летия Константина Ушинского.

Потому не будем забывать, как много у этих ярких личностей было достоинств и достижений. Все они по праву считаются классиками педагогики! Я в это понятие вношу как минимум 10 черт. Они были учителями, психологами, философами, публицистами, писателями. Естественно, сами имели обширную практику. У них была ярко выраженная гражданская позиция. Вносили нечто принципиально новое в общее Дело наставничества. Мы же видим, какие у них собрания сочинений! У Ушинского — ​14 томов. И речь идет о человеке, прожившем только 47 лет, а собственно писал-то, наверное, не более 15 из них! Макаренко — ​10 томов. Сухомлинский — ​автор 635 статей, 35 книг. Пятитомное собрание сочинений. Перечисляю это к тому, что работающий учитель, пусть и очень талантливый, но не оставляющий после себя такого наследия, ​не может претендовать на высокую оценку!

…Буквально в начале ноября отмечалось столетие Игоря Петровича Иванова, — ​продолжает череду примеров М. В. Богуславский. — ​Создателя так называемой «коммунарской педагогики». Он оставил после себя никак не меньше полутора десятков книг. Ведь по его методике «педагогика сотрудничества» в ХХ веке работали миллионы учителей! И все загородные детские лагеря выстраивали по ней свою работу. Он не создавал художественных произведений. Но его книги, а потом написанное о нем конспектировались, да что там — ​до дыр зачитывались вожатыми, руководителями детских лагерей и, конечно, школьными учителями. Это имя я поставил бы в один ряд с нашей великой тройкой новаторов.

Не могу не сказать о Ш. А. Амонашвили. Двадцать лет вместе с Шалвой Александровичем я занимался разработкой его методик, целого педагогического учения. Подчеркну, что, несмотря на то что он — ​этнический грузин, всегда воспринимал себя как российский педагог, ученый. Как россиянин! Ведь академиками Российской Академии образования могут быть только граждане РФ! Так вот мы (я, как главный редактор, он — ​как автор) за 17 лет выпустили 22-томное собрание его сочинений! И сегодня он продолжает работать, несмотря на свои 92 года! Его книга​ «Здравствуйте, дети!», посвященная уникальному опыту обучения 6-летних детей, ​в советское время была абсолютным бестселлером! Первое издание в 1986 году выдержало три миллиона (!!!) экземпляров. Категорически не согласен с критикой в его адрес, мол, все, что он предлагает, — ​фантазии. Эти претензии были несостоятельны даже в 1960-е и 70-е годы, когда он занимался двумя направлениями — ​обучением азам шестилеток и развитием методик гуманно-личностного подхода в педагогике.

К слову, и сын его, Паата Шалвович, сейчас по праву считается выдающимся деятелем образования. В наши дни они наконец-то получили возможности реализовать все то, что задумывалось обоими уже много лет назад. В конце 80-х Амонашвили, находясь в зените славы (например, ежемесячно проводил закрытые педагогические чтения для жен членов Политбюро и секретарей ЦК КПСС во главе с Раисой Горбачевой!), получил в Тбилиси целый гектар территории для того, чтобы создать… «Детское царство»! Было построено здание детского парламента и комплекс прочих зданий. Разрабатывалась детская конституция! А сам учитель-новатор был председателем производственно-педагогического объединения, куда входили вузы, училища, институты, школы и даже детские сады со всего СССР. Но когда в начале 90-х к власти в Грузии пришел Звиад Гамсахурдиа, начался бандитский беспредел. И первое, что было сделано этим «лидером», — ​отдан приказ расстрелять из танка здание базовой школы Амонашвили на проспекте Руставели!

Сегодня в Кахетии создан целый город под названием Мзианети. Он работает круглогодично, хотя, конечно, главный акцент делается на лето. Объединяет за смену 2,5 тысячи детей из 35 стран мира, 700 взрослых. На территории в 4,5 га стоят 43 здания. И все общение, все преподавание в этом Городе Солнца ведется только на русском языке!!! Отцу и сыну Амонашвили удалось дорисовать когда-то прерванное будущее!»

Про Год семьи

«Я убежден, весь следующий год — ​Год семьи — будет связан в России только с именем Петра Федоровича Каптерева, — ​продолжает Михаил Викторович. — ​Он первый из российского учительства профессионально занимался педагогикой как наукой. До него все писали только в свободное от основной работы время (так, к примеру, поступал Ушинский). А Каптереву по роду его деятельности было вчинено готовить учебники, разработать образовательные методики. Но главный его труд пришелся на самый конец XIX века. Под его руководством были созданы и увидели свет 28 томов (!!!) энциклопедии семейного воспитания. Причем все тома написали разные люди. Он привлекал гигиенистов, физиологов, психологов, методистов. Активно обращался к опыту иностранных коллег. Главной его задачей было дать просвещенному российскому обществу инструменты цивилизованного родительства! Шведская писательница и педагог Эллен Кей примерно в то же время написала книгу «Век ребенка», ставшую гимном для того поколения. Она была убеждена, что наступающий ХХ век по своим гуманистическим уровням будет посвящен всецело детям (как она, увы, ошибалась!). Ее перевели в России под совершенно очаровательным названием — ​«Столетие дитяти». Каптерев был полным ее единомышленником и последователем! И следует признать, что у всех личностей, о которых мы сегодня ведем речь, труды были основаны именно на этих идеях. Скажу больше. Будучи постоянным членом жюри федерального конкурса «Учитель года», я каждый раз убеждаюсь в двух вещах: не иссякает талантами российское учительство, а главное, те гуманистические ценности, которые проповедовали и развивали наши великие педагоги XIX и XX веков, ныне попадают в благодатную почву. И дают прекрасные плоды! Сегодня все условия для этого в нашей стране — ​есть!»

О главном

«И в советское время, и в последующем мне приходилось много взаимодействовать с моими коллегами из Украины, — ​подводит итог сказанному профессор М. В. Богуславский. — ​Скажу прямо, среди них я не видел личностей масштаба Антона Макаренко или Василия Сухомлинского. Взоры учительства там до недавних времен всегда были обращены к России. Ну а то, что сейчас на щит педагогики вознесены откровенные фашистские прихвостни, прямо говорит о деградации образовательной среды этой страны. Что ж, мне, как и нам всем, остается только опираться на позицию Владимира Путина. «Казалось бы, столько лет прошло, но живущие сейчас люди всех национальностей, даже родившиеся уже в XXI веке, до сих пор расплачиваются за допущенные в 90-е просчеты, за потакание сепаратистским амбициям, за слабость центральной власти, за политику искусственного, насильственного разделения большой русской нации, триединого народа — ​русских, белорусов и украинцев. Возникшие после распада Советского Союза кровавые очаги вспыхивают с новой силой. И раны эти еще долго не залечить», — ​приводит Богуславский цитату из речи Президента от 28 ноября. — ​Верю ли я, что русские учителя могут и должны стать теми врачевателями? Безусловно!» P. S. Автор выражает сердечную благодарность кандидатам наук Вардану Дерюге и Владимиру Лаптуну за неоценимую помощь в подготовке статьи.

Материалы по теме
Закрыть