Беглая «гвардия»
Как живут на Западе саранские сторонники экстремиста и террориста
«Чужбина — калина, Родина — малина», — гласит русская пословица. И она в полной мере отражает суть происходящего сегодня. Например, о своих притеснениях в Европе заявляют сбежавшие за границу бывшие активисты саранского штаба оппозиционера Алексея Навального*. Одни из них «переформатировались» в «борцов за права русских», другие же пытаются «выслужиться», обвиняя Россию в репрессиях. Подробности бурной жизни релокантов — в материале Павла Зарубина.

Так называемый штаб оппозиционера Алексея Навального* появился в Саранске в мае 2017 года. Основной задачей было привлечение в свои ряды как можно большего числа сторонников. Активисты писали призывы в социальных сетях, расклеивали листовки и проводили акции в поддержку своего «вождя». Так продолжалось до тех пор, пока из-за непогашенной судимости Центризбирком РФ не отказал Навальному* в регистрации кандидатом на президентский пост в 2018 году. В связи с этим задачи изменились. Координаторы штаба рассудили так: раз лидер «не прошел», то и выбирать некого! Настоящей конкуренции больше нет! Значит, выборы нужно бойкотировать! Саранские последователи осужденного оппозиционера развернули в социальных сетях активную деятельность. Твердили о коррупции, высоких жилищно-коммунальных тарифах, горящих свалках, растущей безработице, высокой смертности… Дескать, изменить ситуацию в стране нынешние претенденты на президентское кресло не в силах! И только стипендиат американского Йельского университета Навальный* знает, как сделать нашу жизнь лучше! Кстати, за всю историю существования штаба в Саранске его руководители не провели ни одного антикоррупционного расследования. Их целью было подготовить «массу маргинального толка» для дестабилизации «путинского режима». Когда по стране прокатились митинги, саранский «филиал» активно включился в протестную кампанию. Ранее судимые активисты призывали избирателей не участвовать в выборах. Обклеивали агитками подъезды саранских многоэтажек, за что получали штрафы. Первым попался 19-летний специалист компании «Ростелеком» Кирилл Матявин. К тому времени он уже имел административные наказания за «хулиганку». А теперь получил двое суток ареста за расклеивание листовок. Кстати, Кирилл пользовался своеобразным авторитетом среди «своих», поскольку был удостоен чести выступить на одной сцене с Навальным*, когда тот посещал Мордовию. «Вождь» по-товарищески обнял парня, и присутствующие одобрительно заухали. Матявин смущенно вышел вперед и на вопрос о дальнейших планах заявил, что, скорее всего, пойдет в армию. Кстати, военную форму он так и не надел. Летом Кирилла призвали в ряды Вооруженных сил, а спустя два месяца комиссовали из-за заболевания…

Его товарищ по «навальновскому» блоку — 20-летний Дмитрий Мусатов — сразу после участия в акции протеста загремел за решетку. Правоохранители обнаружили в его куртке 1,34 грамма мефедрона. Парня приговорили к 3 годам 2 месяцам лишения свободы. Еще один активист — Игорь Рогов — вместе с защитницей геев Каролиной Канаевой требовал от Финляндии помощи для Мордовии! Сетовал на гнилую рыбу в местных водоемах и массовую гибель пчел. Его подруга тогда находилась в розыске по подозрению в мошенничестве на 3,5 миллиона рублей. В августе 2020 года Игорь объявился в Беларуси, где участвовал в протестных акциях против результатов президентских выборов, на которых победил действующий глава государства Александр Лукашенко. Две ночи в Минске и других городах проходили ожесточенные столкновения с правоохранителями. Оппозиционно настроенные граждане строили баррикады. Они бросали в силовиков коктейли Молотова. Те отвечали жестокими избиениями, светошумовыми гранатами и резиновыми пулями. По официальным данным, были задержаны более трех тысяч протестующих. Пострадали десятки стражей порядка и демонстрантов. Один человек погиб. Перед тем как покинуть Минск, Игорь Рогов успел дать короткое «интервью» белорусским силовикам. «Я из России, — поведал он. — Приехал в санаторий. Сегодня отдыхал в Минске с другом». — «Какой санаторий?» — «Журавушка». Тогда в отношении Рогова и его приятеля Артема Важенко Следственный комитет Беларуси возбудил уголовное дело по статье «Участие в массовых беспорядках». Но наш земляк смог благополучно вернуться в Россию. В январе 2021 года в Саранске он вышел на несогласованную акцию в поддержку Алексея Навального*. Российское законодательство оказалось мягче белорусского — Игоря оштрафовали на 10 тысяч рублей.

В начале специальной военной операции на Украине почти все саранские «навальновцы» покинули Россию. И тут сознание некоторых радикальных товарищей изменилось. Один из первых переселенцев — Кирилл Матявин — тот самый, который обнимался с Алексеем Навальным,* — оказался не у дел в Польше. Его российских «административок» хватило, чтобы в глазах европейского сообщества стать «жертвой российского режима» и получить вид на жительство. Но Кирилл оказался этим недоволен! Молодой человек удивляется — почему в Европе его притесняют как русского? «Когда увидите мужчину-украинца в Польше, спросите себя: а зачем Польше нужны украинские ДЕЗЕРТИРЫ? — пишет он в запрещенной соцсети. — Очевидно, что они не стали защищать свою страну от нападения России, хотя это мужская обязанность. Польшу защищать эти люди тоже не будут. Из личных историй: в лагере беженцев я видел двух украинцев. Один из них в разговорах с жителями лагеря хвалил Россию, ругал Украину, а самое интересное: ругал Польшу и говорил, что «поляки — п…сы». Беженство одобрили им обоим. Зачем принимать такого человека? Еще одного украинца в Польше я видел в комментариях моего фейсбука. Он оскорблял меня, потому что я из России, хотел, чтобы я уехал обратно. И использовал в разговоре смайл перевернутого флага Польши как насмешку. Думаю, что это оскорбление польского флага. Этого дезертира нужно также депортировать в Украину!»
Оппозиционер Игорь Рогов и его супруга Ирина — талантливая певица народного жанра — ведут в Польше активную общественную работу. Проводят мероприятия по празднованию Анджейки — времени, когда можно узнать свое будущее, ходят по ресторанам, беззаботно валяются в кровати и не переживают, что где-то в Саранске по ним скучают родители.

Координатор движения «Голос» Александр Лютов, который всегда презентовал себя ярым оппозиционером, без проблем занимается в Польше грузоперевозками. Его супруга Яна ведет бизнес в Мордовии, владея парикмахерской. Лютов вообще ни разу не привлекался к ответственности в России, но в Европе на каждом углу кричит, что жил в «полицейском государстве»…
Удивительно, почему же в таком случае все эти крикуны-«оппозиционеры» без проблем пересекли российскую границу? Сложностей в бегстве ни у одного из релокантов не возникло. Может быть, они разъехались в недружественные страны не просто так, а с какой-то миссией, выполнив которую планируют вернуться? И не слишком ли лояльны к ним правоохранительные органы с учетом признания штаба Навального* экстремистской организацией? Кстати, единственный «пострадавший» — отсидевший в колонии Дмитрий Мусатов — остался жить в Саранске. Он завязал с «политической деятельностью» и больше в поле зрения правоохранителей не попадался…

11 октября спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин заявил, что покинувших страну россиян, критиковавших свою Родину, после возвращения следует обвинить по статье о госизмене. Он также предложил отправлять таких сограждан на рудники и туда, «где нет лета». Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков отмечал, что стране «не по пути» с релокантами, занявшими «антироссийскую позицию». Остальных «Родина всегда ждет». Президент России Владимир Путин заявил, что не видит ничего аморального в выборе места жительства человеком. Но призвал судить о возвращенцах по их отношению к России. «Если эти действия таковы, что нарушают действующие законы, то, естественно, каждый должен за это отвечать, где бы ни находился — здесь или за границей, — сказал Путин. — Если в сознании подавляющего большинства граждан человек вел себя в отношении России аморально, то он, конечно, будет это чувствовать, вернувшись сюда. А как иначе?»
*признан в РФ экстремистом и террористом