
Во вторник, 6 июня, на сцене Русского драматического театра состоялась премьера по циклу коротких драматических пьес «Маленькие трагедии» Александра Пушкина, соединившем в себе сюжеты «Пира во время чумы», «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря» и «Каменного гостя». Затемненное одинокое пространство и «живая» музыка. Режиссер Александр Вельмакин практически дословно перенес на большую сцену язык произведения. Однако классический сюжет он постарался подать под новым углом зрения. Елизавета Янькина посмотрела эти немаленькие трагедии.


В этом году исполнилось 224 года со дня рождения гения русской словесности Александра Сергеевича Пушкина. Удивительно, но даже спустя такое большое количество времени, его величество по-прежнему блистает. Он – солнце русской поэзии, непревзойденное ни предшественниками, ни преемниками. В честь великого праздника московский режиссер Александр Вельмакин преподнес саранской публике настоящий подарок. Его постановка «Маленькие трагедии» удивила замечательной игрой местных актеров: их умением вживаться в роль, становясь с ней единым целом. Прекрасно справились со своими ролями Сергей Лопатников, Полина Гладкая, Никита Феоктистов, Александр Борзов. В который раз можно восхититься Николаем Большаковым. Его таланту нет границ. Он известен по ролям Воланда в постановке Дмитрия Крюкова «Мастер и Маргарита», Сола Бозо – в «Дорогой Памеле»… Его достижения не вызывают споров, поэтому присвоенное еще в 2006 году звание «Народный артист Республики Мордовия» абсолютно оправдано. Открытием этого спектакля стал исполнитель роли Дона Гуана Денис Михеев, который состоит в труппе театра с 2017 года.


Пересказывать всем известные сюжеты смысла нет. Можно сказать лишь то, что каждый из них Александр Вельмакин прочувствовал по-своему. Сценическое прочтение отличается своей оригинальностью, но при этом язык пьесы полностью сохранен. Постановка держит публику в напряжении от самого начала и до конца. Прекрасным авторским ходом стало стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Дар напрасный, дар случайный», озвученное в самом начале спектакля. Режиссер сразу обозначил вопросы, на которые предложил ответить всем присутствующим. Зачем мы приходим в этот мир? Какую важную миссию в нем выполняем?



Художница Юлия Волкова сделала запоминающиеся костюмы, каждый из которых полностью соответствует образу героя. Чего только стоит облачение Лауры (Полина Гладкая)! Красный цвет платья символизирует страстную, непокорную натуру актрисы, погрязшую в низменных удовольствиях. Ведь если обратиться к Библии, то это — цвет греха, раскаяния, кровавой жертвы.


То же самое можно сказать и о падающих с небес красных розах. Таким образом Александр Вельмакин заостряет внимание на человеческих пороках, о которых незатейливо рассказывают герои постановки. Основу «Моцарта и Сальери» составляет зависть, которая является не просто страстью, а целой «философией жизни». Режиссер постановки отлично подобрал музыкальный ряд, поработал над звучанием. В «Скупом рыцаре» рассуждают о губительной силе денег. Золотые цепи становятся кандалами для Барона, обрекшими его на верную смерть. Продолжает раскрытие человеческих низменных черт характера сюжет из пьесы «Каменный гость». Дон Гуан погибает в каменных объятиях командора. Но вот очиститься от своих грехов – прелюбодеяния и гордыни – он не может. Герой не дотягивается до белой розы после смерти, его душа не знает Света!




Отличной находкой для режиссера стал кружащийся подиум, который позволил менять действия в спектакле. Также связующим звеном в постановке стал сюжет пьесы «Пир во время чумы». В каждой из частей гибнут люди. И пока они не хотят мириться со своей судьбой, праздничное застолье продолжается. Не правда ли актуально в наши дни?
«Маленькие трагедии» написаны в Болдино в 1830 году, где Александр Сергеевич Пушкин задержался из-за холерного карантина. Их сценическая судьба начала складываться еще при жизни поэта. 27 января 1832 года в Петербурге представили «Моцарта и Сальери», но успеха не случилось. Трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского. Впоследствии шедевр был неоднократно перенесен на сцену и экран.