Воскресенье, 28 мая

«Эта выставка — диалог нескольких поколений графиков»

Фото: Михаил Коршунов | Столица С

18 мая в «Огарев Арене» открыла выставка «Деревенские истории в работах Владимира Павликова и Алексей Курчавого». В экспозицию вошли 41 работа – литографии и офорты. Алина Самошкина и Михаил Коршунов (фото) прикоснулись к произведениям печатной графики.

Небольшой выставочный зал наполняет людьми. Их встречает запах свежеиспеченного хлеба. Вместе с ним на столе – повидло и молоко в глиняной посуды. Чугунки, плетеные корзины и тряпичные куклы. Обстановка погружает в уютную деревенскую атмосферу. А еда притягивает взор оголодавших. Неподалеку с гостями и коллегами беседует сын Владимира Павликова Олег. Но тот с охотой оторвался от разговоров, чтобы поведать журналистам об отце и литографии.

Фото: Михаил Коршунов | Столица С
Фото: Михаил Коршунов | Столица С
Фото: Михаил Коршунов | Столица С
Фото: Михаил Коршунов | Столица С

«Папа – не только график, но и живописец. Но здесь представлены его литографии конца 60-х – начала 70-х годов. Его работы также хранятся в Пензенской, Третьяковской и других российских галерея. Он входил в сотню лучших графиков страны. Отец и научил меня этому виду искусства. С 10 лет стоял у станка. Мне доводилось побывать с ним в творческих командировках. Лучшие графики ездили по стране и отражали природу и людей того края, после чего выставляли эстампы. Но литография сейчас не востребована. Для этого нужен специальный набор камней. И литографский станок. А он огромный! Раньше все книжные иллюстрации делались именно в этой технике»

Владимир Павликов (1935-2006) в 1961 году окончил Пензенское художественное училище, учился в Суриковском художественном институте в Москве. Член Союза художников России, заслуженный художник РСФСР. Жил и работал в Пензе. А теперь его произведения печатной графики и в столице Мордовии.

Реклама

По залу неспешно прогуливается второй автор — Алексей Курчавый. В феврале в музее Эрьзи состоялась его первая персональная выставка. Алексей – выпускник Саранского художественного училища им. Сычкова (2016 г.) и МГПУ им. Евсевьева (2022 г.). С 2020 года стажировался в области печатной графики в мастерской народного художника Мордовии Николая Макушкина.

Теперь – торжественное открытие выставки. Слово взяла методист по музейно-образовательной деятельности музейного комплекса МГУ им. Н.П. Огарёва Анна Луценко. «Мы не хотим противопоставлять друг другу творчество этих авторов! – говорит она. — Действительно у Алексея и Владимира большая разница в возрасте, но это не помешало нам составить графическую экспозицию и объединить работы художников одной темой. Эта выставка гармонирует с музейным проектом «Искусство наших соседей». Ведь Владимир Афанасьевич жил и работал в Пензе!»

Фото: Михаил Коршунов | Столица С
Фото: Михаил Коршунов | Столица С
Фото: Михаил Коршунов | Столица С

«Эти произведения нужно показывать людям! – организатор выставки Константин Шапкарин. — Какая теплота и доброта исходит от них! Но больно осознавать, что русское село умирает. Однако оно у нас останется в памяти благодаря данным работам»

«Думаю, что Владимир Афанасьев смотрит с небес и радуется, что его работы спасены, — говорит директор музея Эрьзи Людмила Нарбекова. — Графика — тихое, изысканное искусство, не такое яркое и кричащее, как живопись. Мы должны дать этому виду второе дыхания. А Алексей Курчавый является своего рода мостом, соединяющим поколения художников-графиков. Кстати, Алексей работает реставратором в нашем музее. Недавно он стал членом Союза художников России!»

Действительно на произведениях Владимира Павликова кипит деревенская жизнь. Вот по зимней дороге возвращаются домой школьницы-велосипедистки. А рядом мальчишки по льду клюшками гоняют шайбу. А на другом эстампе – рабочие собирают пшеницу.

Литография — разновидность печатной графики, основанной на технологии плоской печати. Художники рисуют прямо на литографическом камне специальной литографической тушью или карандашом, после чего обрабатывают его поверхность особым составом, закрепляя рисунок. После на камень наносится краска, пристающая лишь только к непротравленным частям камня. Под большим давлением пресса рисунок переносится на бумагу.

Фото: Михаил Коршунов | Столица С
Фото: Михаил Коршунов | Столица С

«Эх, сады, мои зеленые сады!» — запели девушки в русских народных костюмах под гармошку. У маленького столика Алексей Курчавин собирает гостей, чтобы рассказать наглядно и поэтапно рассказать о создании офортов. «Офорт – это разновидность печатной графики, основанной на техники глубокой печати, — рассказывает он. — Офорт с французского переводится как «крепкая вода». Так называлась азотная кислота. Материалом для создания офорта является металл. В основном используется медь, но подойдут цинк, латунь… Нужна небольшая тонкая пластина, которая полируются для зеркального блеска. Позже она покрывается специальным веществом — офортным грунтом, который защищает металл от кислоты во время гравировки. Грунт снимается иглой — так создается рисунок. Позже эта гравировка погружается в кислоту — травящий состав. В созданные углубления забивается краска, которая потом отпечатывается на листе. Важно: бумага должна быть влажной, для того чтобы ее волокна вдавились и втянули в себя цвет».

«Сейчас никто в Мордовии не занимается офортами и литографией, — продолжает Алексей рассказ, беседуя с корр. «С». – Для этого нужны станки, которые другие обладатели либо разобрали, либо продали. Правда, есть еще станок в саранской художественной школе №3. Вообще создание офорта – достаточно трудоемкий процесс. За это и люблю печатную графику. Какая моя работа больше мне нравится? Та, которую еще не сделал (улыбается – «С»). На выставке представлена серия работ с покосившимися домами («Старая Авгура», «Старый, старый дом» — «С»). Мне нравится тема разрушения. Офорт очень точно рифмуется с этим. Офорт — разрушение металла, контролируемая коррозия. Здесь тема и форма срезонировали между собой»

Закрыть