Воскресенье, 21 апреля
Транспорт

НаПОДДали!

Уличную сеть Саранска стали приводить в соответствие с новым проектом организации дорожного движения: полный обзор новшеств

Заметили, что с улиц Саранска пропадает пешеходное ограждение? Что на проспекте Ленина нарисовали двойную сплошную без разрывов для выезда из дворов? То ли еще будет, господа хорошие. Это все — реализация разработанного почти за 10 миллионов рублей проекта организации дорожного движения (ПОДД) на территории городского округа Саранск. Главные новости коротко: отмена одностороннего движения на участке Большевистской возле Центрального рынка, изменения приоритета на Советской/Серова, светофоры на Гагарина/Морозова (и еще в десятке мест!), запрет остановки на Толстого вдоль площади Тысячелетия… Об остальных нововведениях, часть из которых обрушится на голову водителям, а часть пройдет незамеченной, расскажет Денис Тюркин.

На схеме изображен перекресток Лямбирского шоссе и улицы Победы. Здесь установят светофоры с дополнительными секциями для поворота налево. При неработающих светофорах приоритет Лямбирского шоссе сохранится (обратите внимание на знаки направления главной дороги). При движении по Победы перед островком с левой полосы можно будет повернуть только налево. Дальше — направо уже с двух полос. Рисунок: ПОДД

Это все компания «Городские технологии» из Ставрополя. Она выиграла тендер под названием «Выполнение научно-исследовательских работ по разработке проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на территории г. о. Саранск и концепции развития велотранспортной системы на краткосрочную перспективу до 2027 года». Стоимость — почти 9,7 миллиона рублей. Контракт с саранской Дирекцией коммунального хозяйства и благоустройства был заключен в марте 2022 года. «Городские технологии» согласовали ПОДД с тремя структурами: Департаментом городского хозяйства администрации г. о. Саранск, Государственным комитетом по транспорту и дорожному хозяйству РМ и, наконец, с республиканским Управлением ГИБДД. Плюс в процедуре согласования так или иначе поучаствовала мизерная группка общественников во главе с городским активистом Игорем Бобровым, за последние годы сделавшим много хорошего для Саранска. Он рассказывает, что некоторые изменения удалось отменить. Жаль, что не новую схему движения на Пролетарской (об этом — позже). Якобы за ней стоят какие-то очень высокопоставленные лоббисты из республиканской власти.

Но вернемся к ПОДД. Стоит заметить, что работа, проделанная специалистами компании «Городские технологии», крайне кропотливая. На схемах каждой улицы нужно обозначить каждый фонарь, каждый переход, каждый забор… Всего получилось 559 файлов (то есть обзор 559 улиц, переулков, проспектов, проездов и т. д.) в формате ПДФ. Для чего все это нужно? В первую очередь — привести саранскую уличную сеть в соответствие с требованиями законодательства страны. Очевидно, в приоритете безопасность. На схеме появились тысячи новых знаков, десятки километров разметки…

Именно в рамках данного проекта демонтируют пешеходное ограждение на многих саранских улицах. Привыкайте к изменениям в скоростном режиме: на многих улицах установят знаки «40».

Центр

Начнем с ситуации на проспекте Ленина. Волна народного гнева поднялась на днях, когда дорожники (действуя в рамках нового ПОДД) нарисовали двойную сплошную без разрывов от Советской площади до улицы Полежаева (за исключением перекрестков, само собой). Точнее, один разрыв имеется: у самой площади. Если вы там еще не были, съездите туда днем, когда все заставлено машинами. И попробуйте развернуться. При этом кто-то замалевал черной краской двойную сплошную у здания № 4, где находится городская общественная приемная. Что, господа чиновнички, хочется разворачиваться в том месте? А может, и жителям домов вдоль проспекта Ленина тоже взять ведро с черной краской и наделать разрывов? Ну, ладно, составители проекта решили запретить выезжать из дворов налево на участке от Коммунистической до Полежаева. Там действительно насыщенный трафик и велики шансы на ДТП. Но на отрезке от Коммунистической до площади-то?! Там тупик! Тупик! Что за идиотизм? Эх… Хотя, например, на проспекте 60 лет Октября на Светотехстрое и на проспекте 70 лет Октября на Химмаше этих разрывов нарисовали от души. На шестиполосных дорогах. В чем проспект Ленина провинился? На проспекте же появятся лежачие полицейские: перед нерегулируемыми переходами возле проезда Жуковского и возле остановки «Государственный театр кукол».

Знак 1.35 «Участок перекрестка» и «вафля», по мнению составителей проекта, нужны на перекрестке Коммунистической и проспекта Ленина. А вот на Коммунистической — Толстого не нужны (как и на следующем пересечении, с Большевистской)! Хотя в первом месте заторы в последний раз видели еще при Меркушкине, а во втором — сегодня вечером. Где логика, ребята? «Вафля» — прекрасный способ разогнать идиотов, которые заполоняют перекресток Коммунистической/Толстого, мешая выезжающим с Толстого. Но, похоже, не в этот год. Подождем еще 382 года до нового проекта ОДД.

«Вафельница» будет и на углу Титова/Полежаева, а дальше — на Титова при пересечении с Советской — сделают нерегулируемый пешеходный переход.

На Московской, сразу после Невского, если ехать в сторону Республиканской, уже повесили знак 5.15.7 «Направление движения по полосам». Хорошее дело, нужное. Но есть нюанс. Какова зона действия этого знака? ПДД ответа не дают. Косвенно об этом говорит ГОСТ, регламентирующий установку знаков: «Знак 5.15.7 «Направление движения по полосам» применяют для указания числа полос и направления движения по каждой из полос при организации движения в одном из направлений по большему числу полос, чем во встречном, и устанавливают за каждым перекрестком на участке дороги с такой организацией движения». Получается, что зона действия — до перекрестка с Республиканской. А пацаны-то, едущие по Московской навстречу, знают? Нет, конечно. В проекте нет никаких изменений для встречного потока. Там лишь появляется знак «Начало полосы». И вот любопытно: на Невского, после перекрестка с Куйбышева, в точно такой же ситуации, когда появляется дополнительная полоса, аналогичного знака нет. Как нет на перекрестке Невского/Московской знака 5.15.1 «Направления движения по полосам», лишь разметка, указывающая, что с левой полосы можно только налево. Но большую часть времени разметка стерта, а это значит, что прямо можно двигаться с двух полос. Многие этого не знают…

На перекрестке Невского/Титова по направлению движения от Гагарина с левой полосы разрешат только поворот налево (соответствующие знаки есть в проекте). Но проблема со знаками 5.15.7 после Титова так и не решена. Последний такой стоит в начале дома № 103, и действует он, если судить по ГОСТу, до ближайшего перекрестка, это улица Глинки, от нее до Гагарина еще 250 м. Куда смотрели проектировщики?

На Коммунистической перед Большевистской должны убрать знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам». Значит, прямо можно будет шарашить со всех полос, что актуально для направления движения со стороны Пролетарской.

А теперь, пожалуй, главная новость для Коммунистической улицы. Она относится к перекрестку с Пролетарской. Здесь должны появиться стоп-линия и таблички «Стоп-линия». Это обяжет водителей, поворачивающих с Пролетарской налево, останавливаться и ждать зеленого сигнала светофора… Сейчас так делать не нужно, поток должен проезжать, и это положительно сказывается на пропускной способности перекрестка. Хотя много, очень много водителей по глупости стоят и ждут до морковкина заговенья. Получается, что глупость победила расчет. Печально… Очень печально. Ведь такая трансформация ждет еще два перекрестка Пролетарской (с Хмельницкого и Полежаева). Кому — кому? — пришла в голову эта глупая идея??? Простите, Юрий Александрович, мы все про… Но это еще не все касательно Коммунистической/Пролетарской. Теперь с крайней левой (по Коммунистической) можно будет ТОЛЬКО налево. Как вам такое, Илон Степанович Маскаев? Выдохнем на секунду: между домами 94 и 96 на Коммунистической (перед гимназией № 19) создадут нерегулируемый переход.

Удивительная ситуация сохранится в Дачном переулке. Въезд в него с Титова по-прежнему запрещен «кирпичом», но со стороны Разина — никаких знаков «Одностороннее движение». Потому что в Дачном переулке никакого одностороннего движения и нет. Кажется, это уникальный случай (если не считать Гагарина с ее выделенной для общественного транспорта полосой), когда запрещен въезд на улицу с двусторонним движением.

Грядут изменения на Ботевградской на перекрестке с Коммунистической. Отныне схема движения будет такой (как при движении со стороны Советской, так и с Хмельницкого): с крайней левой — только налево, со средней — прямо, с крайней правой — прямо и направо. Сейчас с левой можно и прямо, и налево, а с правой — только направо. Так что будьте внимательны!

Прекрасное решение: на Большевистской от проезда Жуковского до Полежаева сделают двустороннее движение (в сторону проезда Жуковского будет одна полоса, как и навстречу, но с расширением до двух перед Полежаева). Причем уже с 1 мая. Давно пора! Это мы одобряем! Как и появление диагональных пешеходных переходов на перекрестке Хмельницкого/проспект Ленина (также диагональные переходы появятся на углу Гагарина и Полежаева, Республиканской и Старопосадской, Ульянова и Комарова). Тем более там уже несколько лет все так переходят. Правда, есть нюанс: организация диагонального перехода будет означать постоянную работу светофоров. Даже ночью. Такие дела. Еще пара слов об улице Хмельницкого. У здания КГБ организуют нерегулируемый пешеходный переход (в 100 метрах от перекрестка). Очевидно, чтоб удобнее офицерам было в «Евроспар» ходить.

На Толстого главное нововведение — держитесь крепче те, кто паркуется вдоль площади Тысячелетия! — запрет остановки от Полежаева до Хмельницкого со стороны площади. Все! С той стороны сделают две полосы для движения, причем с левой можно будет только повернуть на Хмельницкого. Парковочные места «елочкой» со стороны Дома быта сохранятся. Наконец-то уберут идиотские знаки «Стоянка запрещена» с табличкой действия 50 м возле музыкальной школы и «Остановка запрещена» на участке от Коммунистической до Советской площади. Кстати, последних вообще не было ни в каких бумагах, какая-то порнографическая самодеятельность то ли кагэбэшников, то ли администрации…

На Рабочей появятся лежачие полицейские. Их смонтируют перед нерегулируемым переходом возле остановки «Улица Рабочая». Аналогично трафик хотят замедлить на улице Республиканской (перед Красноармейской и перед Грузинской). На той же Республиканской абсолютно не улучшена ситуация на перекрестках с Титова и Московской. Вместо того, чтобы с помощью знаков «Начало полосы» и разметки сделать по направлению движения от Гагарина дополнительные полосы на левый поворот (как перед Старопосадской, например), здесь разметкой сделают лишь одну полосу. Проектировщики абсолютно не ознакомились с ситуацией на тех участках.

Улица Серова. Ух, закрутилось на перекрестке Серова/Советская! Здесь изменится направление главной дороги. Если сейчас главной является Советская, то теперь приоритет будет отдан потоку, движущемуся по Серова со стороны Республиканской и поворачивающему направо к ж/д переезду (и, соответственно, наоборот). Знаки «Движение без остановки запрещено» останутся только на Серова со стороны Химмашевского моста. Именно что знаки! Два (справа и слева), как и требуется по ГОСТу! Годами — годами! — «специалисты» саранской Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства не могли найти в Интернете соответствующий ГОСТ, чтобы понять это. Потребовалось заплатить миллионы рублей сторонним профессионалам из другого города, чтобы те ткнули носом саранских коммунальщиков.

Завершить обзор центральной части города хотелось бы улицей Терешковой, где расположена саранская Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства. Логично было бы предположить, что под носом коммунальщиков все должно быть гладко и четко. Но здесь логика не работает! Сейчас там такие «оксюмороны» со знаками! Висит знак «Остановка запрещена», хотя далее идет специально созданное для парковки уширение. И — бах! — знак «Стоянка запрещена». И если вы думаете, что с вмешательством проектировщиков что-то изменилось… Да! Изменилось! Они решили установить перед лицеем № 43 лежачих полицейских (хорошее дело) и чуть дальше — между лицеем и домом № 10 — пешеходный переход (тоже славно). Но «знаковая» глупость осталась! И знак «Остановка запрещена» со стороны лицея (между прочим, по ПДД он действует до ближайшего перекрестка, то есть до Большевистской), и «Стоянка запрещена» там же… Боженька, а есть ли ты? Если есть, видишь ли ты эту глупость? Так почему ж не вмешиваешься? Была надежда на новый проект, да умерла…

Юго-Запад

Изменения грядут на проспекте 50 лет Октября. Например, там от дома № 3 перенесут остановку «Чайка». Куда? На место сразу за перекрестком с Гагарина, сделав карман. Остановку поблизости на островке вообще ликвидируют. Посмотрим, как троллейбусы, идущие на разворот, на отрезке 60 метров будут, выезжая из кармана, перестраиваться через две полосы. Есть риск, что это создаст заторы, тем более что по направлению движения в сторону Расковой прямо можно будет ехать только по двум полосам, крайнюю левую оставят только для разворота. Ликвидируют и пешеходный переход возле того места, где пока стоит остановка «Чайка». Новый создадут возле дома № 7, примерно в 70 метрах от прежнего.

Проектировщики не захотели улучшать организацию дорожного движения на Расковой перед перекрестком с Ульянова. Повесьте знаки, разрешающие поворот налево с двух полос, что улучшит проходимость перекрестка. Но нет, зачем? Не появились и знаки движения по полосам на перекрестке Расковой с проспектом 50 лет Октября. Хотя там часто возникают спорные ситуации. Не для устранения этих ситуаций делался новый проект? Наконец-то установят знаки приоритета на Расковой возле дома № 16а, где сейчас де-юре действует правило помехи справа, но де-факто — «первый едет тот, кто наглее или у кого дороже машина». Главным будет направление в сторону дома № 15г.

Изменится и приоритет на пересечении улиц Гагарина и Морозова. Знаков «Направление главной дороги» не будет, потому что главной по проекту станет Гагарина, а со стороны Морозова просто повесят знак «Уступи дорогу». Решение кажется логичным и верным.

На улице Осипенко примерно на 50 метров (от парковки «Ватт» ближе к перекрестку с улицей Транспортной) перенесут светофор. Грамотное решение. Из-за установки светофоров на углу Осипенко и Морозова ликвидируют пешеходный переход возле остановки «Улица Павлика Морозова». Регулируемый будет прямо перед перекрестком. Также на Осипенко передвинут от остановки «Улица Ломоносова» к кольцевой развязке нерегулирумый переход. Это все абсолютно правильные шаги, направленные на безопасность пешеходов.

Пример относительной заботы о безопасности и попытка снизить аварийность на перекрестке — установка искусственных неровностей на улице Попова перед Серадзской (ДТП там регулярны, Михаил Джедиханов не даст соврать). Но такие же неровности установят и на Серадзской! Где логика?

Химмаш

На Волгоградской от кольцевого пересечения с Севастопольской на 50 метров перенесут пешеходный переход. Он будет располагаться точно напротив входа в школу № 2. Будет разрешено поворачивать с улицы Короленко на Волгоградскую направо с левой полосы. На Косарева, рядом с рынком «Заречный», уберут второй пешеходный переход вместе со свотофорами и стоп-линией, оставив лишь тот, что ближе к перекрестку с Гожувской. Тоже верное решение. Светофоры бы перенести дальше, на перекресток с Лихачева, но нет, надземный переход не планируется. Довольствуйтесь подземным, граждане.

На Севастопольской перед перекрестком с проспектом 70 лет Октября с крайней левой можно будет только налево (и со стороны Волгоградской, и со стороны гипермаркета «Магнит»). А прямо — только со средней полосы. Кажется, заторов там прибавится… На том же перекрестке нарисуют «вафельницу». Изменится организация дорожного движения на Севастопольской на въезде на кольцо перед гипермаркетом «Магнит». Сейчас там знаков направления движения по полосам нет, а проектом они предусмотрены. С крайней правой можно будет проехать только прямо, минуя кольцо по внешнему радиусу. С крайней левой — налево.

Изменится приоритет на перекрестке Сущинского возле дома № 34. Главной будет прямая — направление движения от «Талисмана» к «Саранск Ладе» (и наоборот, соответственно). Жаль, очень жаль, что разработчики проекта не сделали третью полосу на Сущинского перед перекрестком с Северо-Восточным шоссе. Так можно было бы серьезно снизить заторные ситуации по направлению движения от «Саранск Лады» в сторону «Леруа Мерлен». Тем более многие водители, игнорируя разметку, встают средним рядом и сейчас. Почему бы не узаконить это?

На улице Бибиной на отдельных участках повесят знаки, запрещающие стоянку грузовикам. Где-то смахнул скупую мужскую слезу (от радости!) Александр Гущин.

Светотехстрой

Ух, сколько всего наворочено на углу Лямбирского шоссе и улицы Победы! Просто рассмотрите схему на с. 60. Коротко вот что: там появятся светофоры. Грамотно расставлены знаки на сложном пересечении Лямбирского шоссе и проспекта 60 лет Октября (теперь Игорь Бобров точно там не заблудится).

Не хватило задора проектировщикам на участок Александровского шоссе у поворота на «Цветлит» (если ехать со стороны Лодыгина). Там дорога сужается с четырех до двух полос. Решить бы проблемку установкой знака «Конец полосы», чтобы водители понимали, куда перестраиваться, чтобы иметь преимущество. Но в проекте этого знака нет. Есть только знак, предупреждающий о сужении. Хотя ту же проблему на улице Большевистской, на спуске после ушаковского собора, проектировщики решили установкой знаков.

На Строительной от Пролетарской до поворота на спорткомплекс «Мордовия» навтыкают тьму знаков «Остановка запрещена» с обеих сторон (даже возле дилеров «Лады» и «Киа», где есть карманчики), а на перекрестке Строительной/Титова нарисуют «вафельницу» (как и на перекрестке Юго-Западного шоссе и улицы Коваленко).

Сюр: в проекте есть пешеходный светофор на Юго-Западном шоссе возле одноименной остановки. Дорогие читатели, если кто-то из вас за последние 7 лет видел в том месте пешеходов, позвоните, пожалуйста, автору материала.

Светофоры поставят на следующих перекрестках: Лодыгина/1-я Промышленная, проспект 50 лет Октября/Серадзская, Ботевградская/Терешковой, Гагарина/Морозова, Косарева/Лихачева, Осипенко/Морозова, Сущинского/Гожувская (оказывается, четырехполосная дорога возле ТЦ «Талисман» по документам администрации считается улицей Сущинского). Также пешеходные светофоры должны быть установлены на улице Ульянова (возле поликлиники «Орбита»), проспекте 70 лет Октября (рядом с Октябрьским райсудом), на Коваленко (у здания № 50а), на Северо-Восточном шоссе (перед переходами у остановок «КТМ», «Дачи» и «Северо-Восточная»), на Лодыгина (возле ветеринарной клиники, остановок «Теплицы» и «ТЦ «Хозяин»; вообще Лодыгина окажется самой «осветофоренной» в городе: аж четыре новых регулировщика!).

Важный момент: не все изменения, возможно, будут реализованы. Потому что на это нужны средства, в которых администрация, как известно, ограничена. Речь, например, о светофорах. Да и нарисовать разметку везде и установить сотни знаков… На это тоже нужны деньги. Как там умные люди говорят? Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения?

Материалы по теме
Закрыть