Дела как Саша бела
Мартин Скорцезев

Лямбирское село Александровка делится на две части. Одна — равнинная. Она держится на речушке Пензятке, чудных прудах и вершинах тополей. Вторую местные жители называют «горой». Там — многоквартирные дома, школа, досуговый центр, магазин и памятник героям Великой Отечественной войны. Сотни уроженцев села отправились на фронт, чтобы очистить мир от фашистских подонков. Многие не вернулись в родные края. Еще история Александровки связана с Героем Социалистического Труда Александром Долгановым, долгие годы возглавлявшим местный совхоз-миллионер «Россия». Родина отметила его двумя орденами Ленина, орденами «Знак почета» и Трудового Красного Знамени. При Долганове местный чернозем давал стране богатый урожай зерна. В его честь названа центральная улица Александровки. Славная история села завершилась с приходом горбачевской перестройки, бандитских 1990-х и «созидателей» Меркушкиных.
Свидетельство тому — решение Арбитражного суда Мордовии по делу № А39-4476/2022 от 21 марта 2023 года. Согласно вердикту, меркушкинский племзавод «Александровский» из одноименного села должен заплатить «Корпорации развития РМ» по долгам своих хозяев 798 млн рублей! В громком деле поучаствовал даже прокурор РМ, поддерживавший иск «Корпорации развития РМ».
Племзавод
До 1991 года племзавод «Александровский» назывался госпредприятием «Россия», которым успешно руководил Александр Долганов. Но с развалом великой страны исчезла потребность в честном труде, науке, вооруженных силах, сельском хозяйстве, промышленности… Наступил период «прихватизации» и хаоса, где, как правило, «преуспели» не самые лучшие представители рода человеческого. Еще 12 лет назад племзавод был федеральным предприятием, которое курировало Федеральное агентство по управлению госимуществом. Первый аукцион по продаже 100 процентов акций ОАО «ПЗ «Александровский» был признан несостоявшимся. На торги не поступило ни одной заявки. Никто не захотел в декабре 2006-го платить за акции 57,9 млн рублей. И цена покатилась по наклонной. 9 декабря 2011 года некогда процветавшее предприятие всего за 48,4 млн рублей приобрела фирма Александра Меркушкина «Комсомолец и Компания». С этого момента племзавод оказался под управлением бессменного аграрного топ-менеджера некогда влиятельной семейки Александра Атласова. Уроженец большеигнатовского села Протасово давно нашел общий язык с «созидателями». Например, в 2008-м он входил в совет директоров скандального фонда «Инвест-Свет», в акционерах которого числились воспитанники домов-интернатов. Так что Атласов хранит немало тайн.
Выручка племзавода за 2019–2021 г г. составила 587 млн рублей, что в десятки раз меньше показателей остальных фирм, принадлежавших старшему сыну Николая Меркушкина. Но именно этому предприятию-середнячку была уготована ключевая роль в деле погашения меркушкинских долгов перед Мордовией.

Долг
Как же так получилось, что племзавод задолжал «Корпорации развития РМ» 798 млн рублей?! Ответ на этот вопрос кроется в решении мордовского Арбитражного суда от 21 марта 2023 года. И он сенсационен! Кто-то весьма профессионально перевел на племзавод миллиардные долги, попытавшись рассчитаться с Мордовией не деньгами, а черноземом.
«Афера века» уходит корнями в 2000-е, когда выходец из инсарских Новых Верхисс Николай Меркушкин безраздельно правил республикой, а казенное предприятие «Дирекция по реализации республиканской целевой программы развития Мордовии» давало в долг меркушкинскому агробизнесу миллиарды бюджетных рублей. Примерно 80 процентов договоров датированы 2004–2009 г г. При этом Дирекция, руководимая Владимиром Мазовым, не обошла бюджетным вливанием сотен миллионов рублей меркушкинские на тот момент предприятия «Ламзурь», «Ламзурь-С» и сыроваренный заводик «Сармич».
Стоит напомнить, что Владимир Мазов — это будущий «регулировщик» процесса возврата меркушкинских долгов бюджету и подельник Алексея Меркушкина, а еще бывший вице-премьер Правительства РМ. Его многолетним коллегой выступал Владимир Сидоров, курировавший «Мордовзерноресурс», а позднее и скандальное ООО «Воля». Судя по всему, тандем Сидоров — Мазов «входил» в бюджетный «пирог», как бензопила «Дружба». Подведомственные Сидорову аграрии брали в Россельхозбанке миллиардные кредиты и не возвращали, а казенное предприятие Мазова выдавало заемщикам вроде «жуликоватого» ОАО «Вастома» поручительства по кредитам, обеспеченные бюджетом Мордовии.
Получается, что еще в 2004 году читатели толстых журналов вели 29-летнего Мазова по чиновничьей лестнице, чтобы он отстаивал интересы не государства, но «созидателей». Затем на посту «раздатчика бюджетных денег кому надо» его сменил Михаил Амутнов, продолживший нехитрое дело в ранге директора «Корпорации развития РМ». Но возникает вопрос: а откуда в 2000-е в бюджете Мордовии нашлись «лишние» миллиарды рублей, чтобы «спустить» их в меркушкинский бизнес? Не потому ли к 2022 году долг республики достиг красивой цифры в 55 млрд рублей?!
Спокойная жизнь в стане «созидателей» закончилась в июле 2019 года, когда в Саранске высадился «десант» из Генеральной прокуратуры РФ. Меркушкиным в жесткой форме рекомендовали вернуть деньги в бюджет. И тут начались «танцы». В том числе и с александровским черноземом.
Счет
После проверки Генпрокуратуры РФ на «табло» Мордовии появился счет к меркушкинскому агробизнесу. По состоянию на июль 2019-го основной долг предприятий, входивших только в агрохолдинг МАПО, составлял порядка 2,7 млрд рублей! Из них «Ромодановосахар» задолжал 1 млрд рублей, консервный завод «Саранский» — 762 млн рублей, саранский элеватор — 420 млн рублей, птицефабрика «Атемарская» — 331 млн рублей, мясокомбинат «Оброченский» и МАПО «Торбеево» — 119 млн рублей. И это не считая процентов! А их за время пользования государственными деньгами набежало на 1 млрд рублей! Итого 3,7 миллиарда. При этом проценты начали начисляться с 2011 года, когда право требования астрономических сумм перешло от Дирекции к «Корпорации развития РМ». Да и то мордовские власти регулярно продлевали сроки возврата долгов и процентов до 2030–2034 гг., вовсю демонстрируя лояльность к меркушкинскому бизнесу.
Расплата
В июле 2019-го по требованию Прокуратуры РМ Правительство Мордовии в коллаборации с хозяевами МАПО начало вялотекущий процесс «возвращения» долгов. Формально со стороны республиканской власти процесс урегулирования задолженности должен был модерировать премьер-министр РМ Владимир Сушков. Но он предсказуемо перекинул этот процесс на своего заместителя Владимира Мазова. Не исключено, что при этом были сказаны примерно такие слова: «Вова, ты эти деньги раздавал, тебе и возвращать. А то скоро в Мордовии сменится власть. И нас всех посадят… И не в твой дом, построенный компанией СДС».
Судя по всему, в разработке проекта под рабочим названием «Как все вернуть, но ничего не отдать» принимали участие как Алексей Меркушкин, заходивший в Белый дом с высоко поднятой головой, так и его старший братец Александр, приводивший туда депутата Госсобрания РМ Александра Атласова.
В конце 2020-го часть товарищей, подгоняемая уголовными делами, вынуждена была разбежаться по углам и СИЗО, а оставшиеся на свободе — затаились, надеясь на «непотопляемого» Николая Меркушкина. Но данная «группа» успела-таки «натворить» соглашений и договоров, по которым агрохолдинг МАПО вроде как «рассчитался» с бюджетом. Можно сказать, что у Меркушкиных «почти получилось». В «жертву» мордовскому бюджету была принесена земля племзавода «Александровский». При этом меркушкинские деньги остались в сохранности.
Итак, в соответствии с соглашением о переводе долга от 6 февраля 2020 года (неплохой подарок на день рождения экс-руководителю Мордовии Николаю Меркушкину) «Ромодановосахар», консервный завод «Саранский», саранский элеватор, птицефабрика «Атемарская», мясокомбинат «Оброченский» и МАПО «Торбеево» перевели часть общего долга в сумме 810 миллионов рублей на скромный племзавод «Александровский». Согласно соглашению, племзавод в срок до 10 февраля 2020-го обязывался передать «Корпорации развития РМ» имущество на 810 млн рублей. И это оказались те самые 300 гектаров земель сельхозназначения, которые после «волшебной работы» оценщика Ларисы Чумаковой неожиданно подросли в цене аж в 80 раз! Руководство «Корпорации» при этом благородно рыгнуло, сделало стойку и сделало вид, что все делает «во имя республики».
Бюджет
Только в 2021 году «Корпорация», освободившись от многолетнего кураторства Мазова, заказала экспертизу, чтобы более внимательно изучить степень адекватности оценки Ларисы Чумаковой. И эксперты признали оценку «недостоверной и не соответствующей требованиям законодательства»!
Чумакова, согласно заключению, допустила ряд существенных нарушений, повлиявших на стоимость земли. «Выводы оценщика о возможности изменения категории земельных участков оказались ничем не подтверждены, — такой «суровый приговор» вынесли Чумаковой эксперты. — Был ошибочно определен сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты. Анализ рынка был проведен некорректно. Оценщик Чумакова анализиро
вала рынок земельных участков под строительство коммерческих и производственных объектов, тогда как все участки имели сельхозназначение».
Но самое главное — реальная рыночная стоимость земель племзавода составляла 11 млн рублей! Таким образом, разница в цене составила 798 млн рублей. Именно на такую сумму «созидатели» «кинули» «Корпорацию» в процессе «урегулирования» задолженности. А чего мелочиться, когда речь идет об интересе Меркушкиных?! И «Корпорация развития РМ», как потерпевшая сторона, наконец-то обратилась в Арбитражный суд РМ, хотя куда правильнее было бы написать заявление в Следственный комитет. Что, впрочем, вроде бы уже сделано.
В арбитражном суде «Корпорация», выступая в качестве истца, указала, что была введена в заблуждение (похожая фраза «путем обмана и введения в заблуждение» есть в статье 159 Уголовного кодекса РФ о мошенничестве) относительно рыночной стоимости земельных участков, которые были переданы в счет погашения меркушкинских долгов.
Представители меркушкинских предприятий-ответчиков заявили в суде, что не признают исковые требования. И что рыночная стоимость земельных участков племзавода после перевода в земли промышленности и ИЖС будет оцениваться в 810 млн рублей. Возможно, что именно такая задача и ставилась в свое время перед Мазовым и компанией. Но в любом случае на момент рассмотрения иска земли племзавода предназначались только для сельскохозяйственного производства.
Так что надуманные доводы предприятий МАПО суд решительно отверг, постановив, что переданная «Корпорации развития РМ» земля стоит не более 11 млн рублей. В итоге с племзавода было взыскано 798 млн рублей. Но и это еще не все! По информации «С», часть александровских земель в принципе не может быть использована ни в качестве земель промышленности, ни ИЖС, поскольку находится в водоохранной зоне! Другими словами — налицо оценочно-земельная афера с участием не только Меркушкиных, Атласова, но и Чумаковой. И здесь есть над чем подумать сотрудникам Следственного комитета.
Суть проекта
Суть агросхемы, изобретенной кем-то из хозяев группы компаний МАПО при поддержке Владимира Мазова, сводится к простому. В качестве иллюстрации можно взять тему малоэтажного строительства.
Например, вы хотите купить себе сруб для дома площадью 100 кв м, из бревна кедра, диаметром 35 сантиметров. На эти цели у вас есть 5 млн рублей. Вы приходите в строительную фирму для оформления заказ, а продавец впаривает вам пакетик с семенами кедра под названием «Кедровый сруб через 70 лет». Сей пакетик стоит каких-то 50 копеек, но с вас берут 5 млн рублей! И объясняют в красках и эмоциях, что данные семена необходимо высадить в почву, после чего лет через 70 вырастут огромные деревья, из которых и можно будет сотворить дом! Примерно так и подошли некие лица к урегулированию задолженности меркушкинского агробизнеса перед Мордовией.
Эпилог
Так сколько же в реальности могут стоить 300 га племзавода?! Чтобы ответить на этот вопрос, стоит внимательно изучить объявления о продаже похожих участков, которые находятся в том же районе и сопоставимы по размеру и назначению.
Так, например, 27 апреля 2022 года арбитражный управляющий банкрота ООО «ЛВЗ Кристалл-Лефортово» продал на торгах два участка сельхозназначения (площадь 190 316 кв. м), что лежат возле объездной дороги в районе «саранского моря» и развязки на Нижний Новгород, за 3 млн 365 тыс. рублей! Для сравнения, участки племзавода с номерами 13:15:0000000:292 и 13:15:0000000:273, переданные «Корпорации развития РМ» по долгам МАПО и расположенные через дорогу от бывших земель «ЛВЗ Кристалл Лефортово», Чумакова оценила в 154 и 103 млн рублей! При этом они всего лишь в два раза больше «лефортовских»! Как возможно подобное чудесное «превращение», обязаны установить сотрудники Следственного комитета. Уже не идет ли в данном случае речь о преступной группе?! А тем временем «бои меркушкинского значения» никак не отразились на развитии Александровки. Сейчас некогда процветавшее село заросло борщевиком. Даже остановка на сельских «низах» больше напоминает приемный пункт металлолома, а не объект автобусного назначения. Да и мост через Пензятку вот-вот обрушится от «созидательных» выкрутасов. И только улица Долганова стоит прямая, как стрела. Она начинается с дома, где жил Герой Соцтруда, а заканчивается сельской помойкой, на которую иногда обращают внимание местные кошки, которые отличаются особым умом, быстротой, сообразительностью, красотой и кличками вроде Миша и Мурка. Они-то уж точно знают, за что можно схлопотать по ушам. Узнают ли об этом Меркушкины?!