«Мы столько лет ждали ремонта, и что увидели?! Больно смотреть на это!»

Весна покажет, кто где гадил. Приняв во внимание эту народную мудрость, Денис Тюркин (текст, фото) и Данила Назаров (фото) отправились оценивать результаты капремонта улицы Фурманова в Саранске. Ведь доделывали объект уже в конце прошлого года, буквально укладывая асфальт и плитку в снег. Соответственно, после того, как снег растаял, можно увидеть результаты упорного и не очень труда.
Предыстория
На улицу Фурманова (кстати, она названа в честь абсолютно позабытого большевистского деятеля и писателя Дмитрия Фурманова) и окрестные дороги саранские власти подзабили лет 8-9 назад. С тех пор, как на прилегающих улочках стали активно сносить частный сектор и строить многоэтажки, чиновники прямо заявляли, что нерационально капитально ремонтировать дороги сейчас, когда строительная техника активно здесь ездит. Осенью 2018 года тогдашний градоначальник Петр Тултаев на встрече с местными жителями так и сказал: «Пока строятся дома и другая инфраструктура, тратить деньги на строительство новой проезжей части бессмысленно. Но ямочный ремонт там делать необходимо».
В 2019 году, наконец, на ремонт улицы Фурманова выделили деньги, 30 миллионов рублей. Дорожники успели сфрезеровать остатки старого асфальта и кое-где выставить бордюры на тротуарах. А потом… Потом экскаватор дорожников провалился в разрушившийся ливневый колодец. А потом на перекрестке Фурманова/Гагарина образовался гигантский провал. Разрушился свод уложенного в 1965 году канализационного коллектора, сточные воды попали в Саранку. И все дорожные работы прекратились.
До весны 2022 года шли работы по замене канализационного коллектора. Длительный период улица была перекрыта. Заказчик — саранская дирекция коммунального хозяйства и благоустройства — объявил первые торги на капремонт отрезка от Филатова до Юго-Западного шоссе лишь 15 апреля, хотя в эти даты уже можно было бы начинать сами работы. В итоге желающих ковыряться в грязи за 143,3 миллиона рублей не нашлось. Аналогичный итог был и у вторых торгов (5 мая) с той же стартовой ценой. Только после корректировки проектно-сметной документации и увеличения стоимости закупки до 195,6 миллиона 24 июня удалось найти исполнителя. Им стала компания «МАПО-Транс», специалисты которой лишь в июле вышли на объект. То есть из-за нерасторопности заказчика были потеряны три драгоценных месяца с плюсовыми температурами.




Работы оказались крайне непростыми из-за наличия огромного количества разных коммуникаций, местами проложенных хаотично. С особыми сложностями дорожники столкнулись на двух участках: неподалеку от перекрестка со Свердлова и возле дома № 17А. Траншеи там удалось закрыть в последний момент, едва ли не в октябре-ноябре. Одновременно вместе с дорожниками на участке от Серадзской до Кошевого работали коммунальщики, меняя тепловые коммуникации (они проложены в теле дороги). Асфальтирование отдельных участков тротуаров проходило в снегопады. А укладка тактильных плиток для незрячих на перекрестках — вообще в отрицательные температуры после появления устойчивого снежного покрова. Рабочие отколупывали лед со снегом, выпиливали куски асфальта, шлепали туда раствор и в получившиеся ямки вдавливали плитки. И что же вышло из такого ремонта?
Итог
Если говорить про проезжую часть именно на Фурманова, то с ней все в порядке, не считая утопленных на два-три сантиметра ниже уровня асфальта ливнеприемных решеток. Асфальт стал «шелушиться» только на перекрестке Фурманова/Серадзская.



Еще в конце декабря появился провал на съезде с Фурманова, ведущем к дому № 31 по проспекту 50 лет Октября. Сначала его закидали новогодними елями, а потом — щебенкой (так эта порнография до сих пор и существует). Образовались многочисленные повреждения на тротуарах от Серадзской до Юго-Западного шоссе. По нечетной стороне почему-то не повезло люкам, расположенным на тротуарах: асфальт вокруг них стал ниже крышек колодцев.
Тактильные плитки ожидаемо местами стали шататься, местами покрошились/треснули. Удивляет еще их выборочная установка. Эти плитки есть не со всех сходов с тротуаров. С последними, стоит признать, беда. Неподалеку от перекрестка с Гагарина спилили деревья (кстати, вся Фурманова теперь — лысая, даже больно заходить на Яндекс Панорамы, смотреть, что было раньше), пеньки оставили, а тротуар проложили так, будто этим занимался пьяный прораб. Дальше, возле пожарной части, тротуар заузили до такой степени, что теперь туда не помещается трактор. Зачем на тротуаре трактор, спросите вы? Снег зимой чистить. А так как обычный МТЗ туда не лезет, зимой снег никто и не чистил.




Там же, завидев журналистов с фототехникой, нас с претензиями встретили местные жители. Претензии были обращены к заказчикам ремонта: «Мы столько лет ждали ремонта, и что увидели?! Больно смотреть на это! Почему такой тротуар узкий?»
Много вопросов возникает к тем, кто готовил проект. Если, конечно, этот проект готовил специалист, а не любовница главного инженера. Почему где-то сходы с тротуаров к домам сделаны, а где-то их нет? Люди просто протаптывают тропинки по грязи, подкладывают мебель (реально!), картонки… Почему тротуар возле домов №№ 21 и 23 переходит в парковку? Почему тротуар по четной стороне Фурманова обрывается парковкой возле дома № 46? Куда дели 250 метров тротуара? Вы предлагаете идти людям по проезжей части? Или вдоль домов? Но там тоже проезжая часть, пусть и дворовой территории. И даже если так. Как перейти дорогу возле Юго-Западного шоссе, если, идя по четной стороне, ты упираешься в забор? Реально, забор!




Требует вмешательства ситуация с припаркованными автомобилями от Свердлова до Юго-Западного шоссе. Местные жители просто заставляют одну полосу, тормозя движение. Нужно запрещать там остановку, пусть пользуются гаражами, а не превращают дорогу в парковку. Хотя, конечно, это к исполнителям работ отношения не имеет.
Ну и напоследок. Такой ремонт в 2022 году — позор. Позор для исполнителя, позор для заказчика. Будет ли что-то доделываться, исправляться? Ведь, по данным «С», в начале января 2023 года заказчик расторг с подрядчиком контракт, выплатив чуть больше 171 миллиона рублей. В Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства не смогли оперативно прокомментировать ситуацию…