Четверг, 10 апреля
Общество

Выставка унижений

Судьба и скорбь ВДНХ МАССР

Не могу сказать, что никогда не слышал о том месте: преподававшая в Ялге у студентов-сельхозников мама не раз с праведным гневом вспоминала жалостливо-возмутительную историю о главной достопримечательности саранской выставки достижений народного хозяйства.

Мишка

Никто уже не скажет, с какой целью, но на территории гордости республиканских властей — ВДНХ МАССР — была установлена клетка с медведем! Может быть, изначально там замышлялся некий живой уголок? Или для задуманного на юго-западе Саранска масштабного зоопарка (которому так и не суждено было появиться в тех лесистых местах) поторопились закупить первого обитателя? Как бы то ни было, но медведь в Ялге прижился, став местной достопримечательностью. И вот почему. Клетку, опять же по неведомым причинам, установили рядом с местным «чипком». Неподалеку вонявший суслом пивзавод торговую точку исправно снабжал продукцией. Ну а где пиво, там и водка! Так что место было любимо трудящимися. Ялгинский же народец был всегда охоч до развлечений. А уж подвыпив справного «ерша» — тем паче. Потому главным аттракционом округи стало — напоить медведя. И мишка на забаву повелся! Говорят, намастырился даже лакать из горла бутылки!!! Итог очевиден — медведь спился. По утрам, как заправский алкоголик, он тяжело болел похмельем. Его тоскливый рев забивал сигнальные гудки всех заводов в околотке. Понимающие мужички, сами лечась, лечили и медведя…

Закончилась история нехорошо, но ожидаемо. Рассказывают, что ошалевший от недуга зверь однажды вырвался из своей клетки и ринулся куда глаза глядят. А глядели они у него в сторону железнодорожных путей. Где под колесами локомотива он и закончил свою безрадостную жизнь. Больше в Ялге диких животных никогда не демонстрировали…

Все это матушка с глубоким возмущением мне передавала не раз. Но самому воочию убедиться, что в южных пригородах Саранска существует аналог знаменитой московской ВДНХ, мне довелось при очень странных обстоятельствах… На рубеже тысячелетий председатель мордовского правительства почему-то полюбил допускать на свои оперативки работников СМИ. И мне, прилежному сотруднику редакции, пришлось каждое понедельничное утро вполглаза придремывать на тех чиновных «заседаловах». Но однажды в видавшем много чего на своем веку кинозале Белого дома случилось нечто. Накануне в республике проходил двухдневный хурал межрегионального уровня. Уже не вспомнить, что это было за мероприятие, но народу понаехало тогда немало. И ключевым пунктом программы форума значилось посещение гостями экспозиции мордовских достижений, широко развернутой нашими «созидателями» в Ялге. В первый день Глава повел туда «випов» (вполне допускаю, что даже Президента страны). Когда же с утра второго дня премьер Волков отправился на ВДНХ со значительным числом гостей статусом пожиже, то в выставочных павильонах встретил… только синюшных с давешнего перепоя работяг, растаскивавших хлам от былого великолепия.

В тот нерадостный понедельник председатель эконом-торгового комитета, ответственный за организацию выставки, стоя навытяжку, трепетал, как жухлый лист на ветру, под изрыгающимися с председательского кресла децибелами. Такого ора от «миляги» Волкова, пожалуй, не доводилось еще слышать никому. Но кто бы мог тогда подумать, что спустя каких-то 20–25 лет ялгинскийэкспокомплекс окажется в центре не внутричиновногоскандальца, больше смахивающего на анекдот, а настоящего коррупционного цунами, рушащего сегодня судьбы целой плеяды еще недавних местных небожителей!

Злодейство

Как уже без малого два года выясняют сотрудники Следственного комитета России, некто Алексей Меркушкин и Алексей Гришин с 2015 года по 2019-й являлись бенефициарными владельцами Мордовпромстройбанка (МПСБ). Такими же совладельцами банка выступали сестра Гришина, Татьяна, и председатель совета директоров МПСБ Вячеслав Брыков. Последний с октября 2017-го служил председателем правления организации. Все они активно принимали непосредственное участие в деятельности финансового учреждения. В 2015 году МПСБ на основании соглашения об отступном, заключенного с Торгово-промышленной палатой Мордовии, получил в собственность имущественный комплекс «Мордовэкспоцентр», расположенный в поселке Ялга. Так к тому моменту называлась бывшая ВДНХ МАССР. Это недвижимое имущество было оценено в 54 миллиона 58 тысяч 990 рублей. При этом «Мордовэкспоцентр» не приносил никакой выгоды. В итоге спустя несколько лет соучастники продали выставочный комплекс за… 271 миллион рублей на баланс ООО «Корпорация развития РМ». Тем самым бюджету Мордовии был причинен ущерб в особо крупном размере. То есть в свое время доставшееся задарма народное добро этими элитными товарищами было «втюхано» тому же государству по цене, накрученной более чем в четыре раза! И сделка состоялась!!!

В результате проведенного расследования и вынесенных судом решений к наказаниям различной степени строгости уже приговорены оба Гришиных — сын и дочь бывшего ректора московской академии им. Плеханова, а также экс-депутат Госсобрания РМ Вячеслав Брыков. Ждут своей участи, находясь под следствием, младший сын экс-руководителя 13-го и 63-го регионов Алексей Меркушкин, экс-зампред Правительства РМ, бывший министр экономики, торговли и предпринимательства Владимир Мазов, а также бывший руководитель оскандалившейся «Корпорации развития РМ» Михаил Амутнов. Им вменяется «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере» (до 10 лет неволи со штрафом до миллиона рублей), а также «злоупотребление должностными полномочиями должностным лицом, повлекшее тяжкие последствия» (до 10 лет). Надо полагать, развязка этого грохочущего на всю страну уже как бы не два года расследования должна наступить в ближайшей перспективе. И как знать, не станет ли оглашение судебного решения только первым актом этого «мерлезонского балета»?

Ради людей!

Нет, во всей этой тухлой истории мне совсем не жаль всех попутавших берега мажоров. Сожалею о другом — разменной монетой в том деле о больших деньгах и беспримерной наглости стала все та же ялгинская выставка. Добротный комплекс существует на юге мордовской столицы уже полвека!!! И совсем не заслуживает такой бесславной участи.

«…Мне пришлось работать под руководством четырех министров сельского хозяйства мордовской автономии, — читаю я мемуары бывшего председателя Совета министров МАССР Василия Учайкина, опубликованные в 1999 году. —Могу сегодня со всей ответственностью заявить, что более подготовленного, уважаемого руководителя аграрного ведомства, чем Виталий Васильевич Кузьмин, у нас не было. Он всех заставлял творчески думать и работать над собой.

Так к середине 70-х годов возникло у нас с Кузьминым решение — создать в Саранске центр пропаганды опыта передовиков сельскохозяйственного производства. Решили построить свою мини-выставку достижений народного хозяйства. С этой целью было решено изучить все достойные объекты в стране: Оренбург, Тамбов, Свердловск, Ашхабад. Конечно — Москва. Все ВДНХ в них я посетил и собрал большой материал для анализа. Решили строить комплекс павильонного типа. И сегодня считаю, в смысле удобства размещения экспозиций решение было правильным.

Доказывать в столичных главках необходимость для нас такого проекта пришлось с трудом. Много раз выезжал в Москву обивать министерские пороги и я сам, и Кузьмин. Обращались с просьбами о поддержке и к нашим партийным руководителям. Сдюжили! Строительство комплекса велось за счет средств Минсельхоза РСФСР — 50 % от сметной стоимости, промышленных предприятий Саранска — около 40 %, а также республиканских бюджетных средств. В дальнейшем выставочный комплекс сослужил нам добрую службу и полностью оправдал понесенные затраты. Правда, в первые годы «демократизации общества» и повальной разрухи ВДНХ здорово пострадала: много хорошего было растащено, здание гостиницы переходило от одного хозяина к другому. Стала в прямом смысле — выставкой унижений! Но все равно, проезжая мимо или бывая там сейчас, радуюсь, что наш труд даром не пропал. Правильно руководство республики поступило, превратив выставку в «Экспоцентр». Дело не столько в названии, сколько в правильном использовании выставочного комплекса — для народа, ради людей!»

По столичным образцам

«…Чего я не ожидал увидеть в 2016 году на архитектурной биеннале в Венеции, так это проект возрождения московской ВДНХ. Советский архаизм никак не соответствовал теме архитектурного форума: социальная миссия мегаполисов, — делится со мной компетентным мнением известный саранский градозащитник, заведующий научно-исследовательским отделом Музея им. С. Д. Эрьзи Виктор Махаев. — Но Россия рискнула представить Всероссийский выставочный центр как городской феномен XXI века. Открытая в 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, широко разрекламированная в предвоенные годы и помпезно расширенная в 1954 году, продолжала вековые традиции знаменитейшей нижегородской ярмарки и повторяла дизайнерские методы международных выставок конца XIX — начала XX века. Ансамбль создавали ведущие зодчие Страны Советов, среди которых нужно назвать Вячеслава Олтаржевского, репрессированного в 1937 году. На северной окраине столицы по законам «утопии места» за три года была создана сказочная страна. Послевоенная витрина колхозного строя, дополненная промышленными павильонами, стала целым экспозиционным городом и туристическим брендом Москвы.

В 1990-е годы советская показуха сменилась жалким запустением и разрухой. Возрождение легендарного места началось столичным правительством в 2013 году. И сегодня реставрация павильонов и насыщение их новейшим экспозиционным дизайном еще не завершены. Руководство выставочного кластера представляет свое детище как многопрофильное пространство, которое будет привлекать горожанина с расширенными потребностями. ВДНХ стремительно преображается в современный парк активного досуга, просвещения, развлечения и бизнеса, в котором отреставрированный ансамбль сталинской эпохи оказался в окружении инновационных центров.

Между тем еще в 1950-е годы в ряде советских городов были построены свои мини-ВДНХ. В крупных городах с конца 40-х годов устраивались временные выставки (хотя каждый раз ставить и разбирать павильоны было убыточно). Постановление союзных властей 1954 года требовало организовывать даже районные показы с разделами «сельское хозяйство», «промышленность» и «строительство». Их целью была наглядная реализация слогана Никиты Хрущева «догнать и перегнать Америку» в конкретном регионе.

По стилю экспозиции подражали московской с поправкой на скромные возможности. ВДНХ в Киеве, Кишиневе, Риге, Таллине и Баку демонстрировали национальный вариант сталинского ампира. В РСФСР выставки построили в Белгороде (50 павильонов), Рязани (22 павильона), Костроме (17 павильонов), Краснодаре, Орле, Саратове, Казани, Калининграде, Барнауле, Перми и Челябинске. Ансамбли открывались парадной аркой, на территории симметрично были расставлены павильоны с колоннадами и шпилями. Пафосные статуи олицетворяли небывалый подъем экономики, а избыточный декор символизировал пришедшее изобилие. Все это успели сделать, несмотря на вышедшее в 1955 году постановление ЦК КПСС и Совмина СССР об устранении архитектурных излишеств.

Там, где не было средств возвести полноценный выставочный городок, «изыскивали возможности», — продолжает Виктор Борисович. — В Саранске в 1957 году выставка достижений была открыта в парке имени Пушкина. Архитектор Сергей Левков, скульптор Михаил Нефедов и художник Александр Мухин оформили парковые здания, украсив фасады разрисованными фанерными щитами. Подъем промышленности, транспорта и строительства демонстрировался в летнем кинотеатре. В выставочном зале показывали успехи животноводства.

Но в середине 60-х годов районные и областные выставки стали затухать. Павильоны превращались в обыкновенные магазины, а кое-где к концу десятилетия их вообще разобрали. А с началом перестройки и рыночности выставочные комплексы по всей стране превратились в вещевые базары, где уволенные инженеры, переквалифицировавшись в «челноки», торговали привезенным барахлом. Базары просуществовали до конца 90-х, когда они были сметены вставшим на ноги капитализмом с его мощной торговлей. Если киевская ВДНХ превратилась в прибыльное коммерческое предприятие, то выставки в российских городах давно забыты и заброшены. И это несправедливо: архитектурно-дизайнерские придумки середины прошлого века были намного креативнее безвкусной современной эклектики».

Ялга

«К идее ВДНХ МАССР у нас вернулись в середине 70-х годов, — обращается к местной теме Виктор Махаев. — Искали место для республиканской выставки достижений. В разных городах решения были разные. В Казани, Костроме, Орле — за пределами городской застройки, в Рязани — среди старых кварталов, во Владимире — рядом с центральным парком. В связи с тем, что саранская выставка планировалась как аграрная, подведомственная Министерству сельского хозяйства МАССР, решили построить ее в пригородном поселке Ялга. Чтобы не возить высоких гостей в удаленные колхозы по скверным дорогам. До 1984 года поселок не входил в городскую черту.

Выставочный комплекс открылся в 1980 году, но проект был выполнен пятью годами ранее. Его разрабатывали в республиканском Госстрое инженеры Валерий Борисов и Владимир Романовский, архитекторы Федор Кильдюшкин и Валентин Сологуб. Комплекс, раскинувшийся на площади в 2700 кв. метров, включал ворота, обращенные на автомагистраль Саранск — Рузаевка, три павильона, 4-этажный офис и типовую 9-этажную гостиницу. Пятипролетная арка напоминала в полтора раза уменьшенный Северный вход на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку 1939 года. Между входом и постройками был разбит сквер. Кубические павильоны размером 36 на 36 метров перекрыты металлической перекрестно-стержневой конструкцией, держащейся по периметру на четырех опорах. Такое инженерное решение позволяет организовать внутри любую планировку. Первоначально облик зданий был предельно лаконичный, в 1990-е годы фасады были обновлены.

На экспозиционной площади выставлялись самые разные сооружения. Например, в 1990-е годы институт «Мордовгражданпроект» разработал одноэтажный жилой дом, который можно было возвести частному застройщику без крупных механизмов, почти вручную. Идеальный дом фермера! Для этого было закуплено французское оборудование. С его помощью из легкого бетона отливали пустотные блоки. Что стало с импортной техникой и самим экспонатом — сегодня в Ялге уже никто не расскажет…

В нынешние времена в мегаполисах возводятся современные выставочные здания, которые предлагают невероятное зрелище, массу сервисов и развлечений. Московская ВДНХ превратилась в громадный культурно-развлекательный кластер со стилистикой, которую в 80-е годы западные архитекторы окрестили «предтечей постмодернизма». Но во многих городах витрины советских достижений сегодня окончательно зачахли. Что делать с тем же «Мордовэкспоцентром»? Закрыть, превратить в торговый комплекс, снести? Нет, — убежден Виктор Махаев. — Надо вдохнуть в него новую роль в условиях агломерации, складывающейся между Саранском, Рузаевкой и прилегающими селами!»

Но это уже тема для совсем другого разговора…

P.S. Никак не могу отнести себя к злопамятным, завистливым или злорадным людям… Но почему всякий раз, как я вижу Алексея Меркушкина — за решеткой, растерявшего весь свой лоск и апломб, — мне опять вспоминается тот затравленный жизнью ялгинский мишка?! Человеческая память удивительно цепкая вещь. Народ в Саранске медведя помнит до сих пор! Вон буквально на днях опять наткнулся на вольный пересказ той истории у какого-то местного блогера-камазиста… Думает ли бывший баловень судьбы, уже почти два года томящийся в застенках, ЧТО останется в памяти людской о нем, его брате, дядях-тетях и, конечно, прежде всего — отце? Что спустя годы потомкам представит обо всех них, Меркушкиных, ВДНХ МАССР в окраинном поселке с экзотическим названием Ялга? А представит обязательно!

Материалы по теме
Закрыть