Онкологическое заболевание погубило 18-летнего жителя зубово-полянского села Авдалово Максима Ефремова. 5 лет назад жители республики собрали ему финансовую помощь. После операций и химиотерапии состояние улучшилось, но неожиданно случился рецидив. 65-летний Николай Мещеряков один растил сына. Мать Максима оставила семью. Она даже не приехала на похороны. «Не представляю, как теперь жить… — не может сдержать слез отец. — Максим был для меня всем. Последний раз общался с сыном, когда его переводили из обычной палаты в реанимацию. Максим сказал, что ослаб и уже не сможет помогать мне, как раньше…» Подробности — в материале Татьяны Новиковой.

Журналисты «С» побывали в гостях у этой семьи 5 лет назад. Николай Мещеряков тогда собирался отвезти Максима в Москву на очередное обследование. Они нуждались в деньгах. После публикации статьи о больном мальчике неравнодушные жители республики быстро собрали необходимую сумму. Николаю часто звонили со словами поддержки… Максим с удовольствием рассказывал гостям о своих увлечениях. О том, как ходил с отцом на рыбалку, пилил дрова… Когда у соседа сломалась машина, которую тот не мог починить, сразу определил причину. Объяснил, что нужно делать. Соседи только диву давались таким способностям мальчика… «Если бы встретился с Президентом, то рассказал бы о своей мечте, — признался тогда школьник. — Хочу иметь мини-трактор, чтобы вспахивать огороды — причем как свой, так и соседских бабушек. Жаль их, живут одни, а помочь некому. Думаю, Президент мне бы помог приобрести технику…» По словам отца, сын никогда не думал о себе. Постоянно хотел помогать окружающим, хотя самому приходилось нелегко… Диагноз «тератобластомапресакральной области 4-й степени с метастазами в легких» Максиму поставили в 5-летнем возрасте. Он перенес несколько операций. Наблюдался в Детской республиканской больнице и московской клинике. «Я благодарен врачам, которые боролись за жизнь сына, — говорит Николай. — Мы не переставали верить в чудо. Сначала в Москву с Максимом ездила мать, но однажды она просто исчезла из нашей жизни. Бог судья этой женщине…»
Николай и Екатерина познакомились в Кировской области, куда мужчина приехал на работу. Избранница была моложе на 22 года. Воспитывала двоих детей от первого брака. Бывший муж — инвалид. Знакомые рассказывали Мещерякову, что Екатерина плохо с ним обращалась. Мужчина не поверил. Позвал с собой в Мордовию. Воспитывал ее детей как родных. Но регистрировать отношения не стал. Потом родился общий сын. Фамилия у него мамина. По словам Николая, когда Максим заболел, сожительница проявляла заботу — общалась с врачами, а потом… сбежала. При этом забрала все деньги, накопленные для поездок на лечение в Москву. «Я даже в полицию обращался, чтобы Екатерину разыскали, — рассказывал Николай. — Понимал, что наша совместная жизнь уже в прошлом, но на первом месте было здоровье сына. Умолял съездить с Максимом в Москву, где ему предстояла операция. Она выполнила мою последнюю просьбу… Вернувшись, пустилась во все тяжкие. Пришлось поставить перед выбором: либо мы с Максимом, либо разгульная жизнь. Екатерина выбрала второе и уехала в Кировскую область. Позже узнал, что у нее появился другой мужчина. Больше мы не виделись…»
По словам Мещерякова, иногда у бывшей сожительницы все-таки просыпалась совесть. Она звонила, чтобы узнать, как дела у сына. Николай общается с Екатериной спокойно — никаких чувств давно не осталось. Максим наотрез отказывался разговаривать. «Чего тебе надо, кукушка?» — задавал он вопрос в трубку и тут же прерывал вызов. Екатерина сердилась, не понимая, чем заслужила плохое отношение сына. Мещеряков благодарен врачам Зубово-Полянской районной больницы, которые помогали после отъезда сожительницы: «Мог позвонить им в любое время суток, всегда были готовы выслушать и дать совет». Самой большой проблемой была нехватка денег. Николай получал пособие по уходу за ребенком в размере 5 тысяч рублей. Пенсия сына составляла 12 тысяч. Если предлагали работу, мужчина никогда не отказывался. Брался за любое дело. «Сеансы химиотерапии длились 21 день, затем неделя на передышку, и все начиналось снова, — вздыхает собеседник. — Было тяжело смотреть, как плохо Максим переносил процедуру, но он старался держаться. Настоящий борец».
После того как история отца и сына появилась в Интернете, их пригласили на телепрограмму «Мужское и женское», которую ведет журналист Александр Гордон. Туда приехала мать мальчика Екатерина, которая устроила в студии скандал. Для Николая и Максима съемки передачи стали тяжелым испытанием. Но они не пожалели о поездке в Москву. Появилась надежда. На передаче присутствовал руководитель одного из крупнейших в России онкологических центров, который обещал лично заняться Максимом и пригласил на консультацию. Александр Гордон пообещал мальчику поездку на один из зарубежных курортов…
5 лет болезнь не беспокоила Максима. Он рос веселым и активным. Осваивал в зубово-полянском колледже профессию механика. Беда случилась внезапно. «В мае прошлого года сына стал мучить сильный кашель, — рассказывает Мещеряков. — Решили, что это обычная простуда, но обследование показало опухоль в бронхах. Снова начался кошмар…» Максим наблюдался в Саранске и Москве, прошел 6 сеансов химиотерапии. После новогодних праздников его в очередной раз госпитализировали. Звонил отцу каждый день, старался подбадривать. Говорил, что обязательно снова победит тяжелый недуг и вернется домой. «О плохом я не думал, — говорит Николай. — Парень у меня сильный, никогда не раскисает. Был уверен, что справится». Последний разговор с Максимом до сих пор в памяти отца. Сын сообщил, что его переводят из обычной палаты в реанимацию. Сказал, что из-за слабости тяжело разговаривать. Добавил, что уже не сможет помогать отцу, как раньше. «Утром мне сообщили, что Максима больше нет, — плачет отец. — Хотелось кричать и все крушить! Как же так?! Ведь мы столько лет боролись! Сын был для меня смыслом существования. Не представляю, как буду жить дальше… Теперь вокруг только пустота и безысходность!»
Мать Екатерина на похороны не приехала, хотя и обещала. Спустя некоторое время позвонила бывшему сожителю и намекнула о своих претензиях на наследство сына. «Это не мать! Как так можно! Просто в голове не укладывается. Ничего она не получит! Все эти годы знать нас не хотела, и вдруг такое заявление», — возмущается Николай. Мужчина постоянно видит во сне сына. «Папа, не нужно отчаиваться!» — говорит Максим. Со дня смерти сына прошел месяц, а отец все еще не может в нее поверить…