«Мрачность моих работ от того, что я так чувствую, переживаю. Часто впадаю в депрессию»

В Саранске можно познакомиться с «Откровениями» татарстанских реалистов

Фото: Михаил Коршунов I Столица С

В пятницу, 3 марта, в главном здании музея Эрьзи (ул. Коммунистическая, 61) открылась выставка «Откровения». Она представляет живопись и графику татарских художников, супругов – Ирика Мусина и Ланы Мусиной-Медвецкой. В экспозицию вошло около 50 работ живописцев. Пейзажи, портреты, графика. Николай Кандышев и Михаил Коршунов (фото) ознакомились с творчеством четы.

В начале выставки зрителя встречают суровая графика Ирика Мусина. Плачущий ребёнок «На лошадке», «Калека» с детским лицом — боль и драма чувствуются в них. Как поведал сам автор, обе работы возникли из обычного пятна на потолке. Здесь же повешены полотна с национальным мотивом: «Загон волков», «Портрет Шахматы абый». Суровый тон сменяют лирические мотивы Ланы Мусиной-Медевцкой. «Журавли», «Полдень» — в центре сюжета деревенская старушка. «Казанский дворик», «В тени старой ивы» — незатейливые пейзажи.

Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С

Известный мордовский живописец Хафиз Бикбаев, будучи одним из немногих популяризаторов татарских мотивов в изобразительном искусстве в республике, так оценивает творчество четы: «Мне очень приятно присутствовать на данной выставке. Потому что всё, что связано с моей нацией, меня волнует. Хочется принимать в этом участие. Казань — мой родной город. Там мы формировались как люди. В 79-м году закончили Казанское художественное училище. Насколько возможно передаём опыт следующим поколениям. К сожалению, в Мордовии не так много художников-татар. Но, благо, представители нашей нации представлены во всех регионах России. Очень здорово, что некоторые из них занимаются изборазительным искусством. Традиции играют большую роль в вашем творчестве. У Ланы лёгкая, лирическая душа. Но с вами, Ирик, я где-то не согласен. У вас тяжёлое творчество».

С данной точкой зрения можно согласиться частично. Действительно, некоторые мотивы Ирика могут показаться жёсткими и гиперболизированными. Но это честная рефлексия внутреннего мира автора. Обречённый на цепи «Розовый бычок», «Династия» сапогов, портрета старика «Суховей», свёрнутый в «Кокон» спящий человек, чей покой охраняет шелкопряд, или же другой (а может и тот же самый) прикорнувший прямо на столе со стаканом в руках и пустивший в путь «Бумажные кораблики». Обречённость и хтонь деревни идут рука об руку с неким флёром романтизма и ностальгии. Пусть и не у всех она внутри может отозваться.

Реклама
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С

«В своем искусстве они – приверженцы фундаментальных категорий реалистической школы живописи, — рассказывает куратор экпозиции Альбина Рункова. — Реалистический метод позволил живописцам с убедительной достоверностью выразить живописно-пластическими средствами чувства личной сопричастности к татарскому народу и национальной культуре. Творчество художников направлено на поиск и сохранение национальной идентичности. Память культуры и национальных традиций, бережное отношение к родовым корням и духовным истокам, глубокий интерес к внутреннему миру человека – неиссякаемый источник вдохновения художников. Художественные образы Ирика и в живописи, и в графике отличаются особым обжигающим нервом, яркой силой драматической экспрессии, остро-встревоженной пластикой и мужественным духовным статусом. Искусство Ланы женского рода. Её картины исполнены лирического начала, созерцательной поэтики и тонкой чувственной драматургии. Произведения художников содержат в себе и глубокие мировоззренческие обобщения, вечные смыслы, и духовные значения бытия, всечеловеческие гуманистические ценности».

Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С

Сам Ирик Мусин в беседе со мной так объяснил лейтмотивы своего творчества: «Многие герои на моих полотнах из села, где живут мои родители. Я часто посещаю сельскую местность. Недавно сами туда переехали. В некоторых работах не просто портрет, а собирательный образ. Добавляешь новых деталей для большей выразительности замысла. Между портретом и жанровой живописью. Мрачность моих работ от того, что я так чувствую. Переживаю. Часто впадаю в депрессию. Недавно только вышел. Бывает годами ищу персонажа для полотна. Для картины «Северное лето», например, так было. Помогает ли работа от этих состояний? По-разному. Порой ты просто удовлетворён от завершения полотна. Иногда ты погружаешься полностью в написании какого-то сюжета. Художник — не профессия, а образ жизни и мысли. Дело — не в изображении деревни самой по себе. А в том, что я ищу эти сюжеты и идеи там. Почему там? Это природа. Неиссякаемый кладезь».

Закрыть