Вторник, 13 апреля

«Каждый сам выбирает: дышать чистым воздухом или валяться в грязи…»

Исполняющий обязанности наместника Кимляйского Александро-Невского монастыря игумен Роман (Невский) — о силе молитвы и русской военной мощи.

Исполняющий обязанности наместника Кимляйского Александро-Невского монастыря игумен Роман (Невский) — о силе молитвы и русской военной мощи.

Недалеко от деревеньки Кимляй, в тихом монастыре молится отец Роман. За себя и за нас, неразумных. Насельников — малая горсть. Да еще осиротели по осени — отошел к Господу архимандрит Серафим (Новаковский), первый наместник. Лег в усыпальнице родного храма. Я навестил батюшку. Вспомнил, как приезжал к нему, угощался луковым пирогом. Вспомнил его рассказы о жизни. Мы стояли в строящемся храме в честь преподобного Антония Киево-Печерского, смотрели на роспись, любовались Царскими вратами. Теперь вхожу в этот храм…

Навстречу — отец Роман: «Вы по мою душу? Помню, были у батюшки».

Садимся на крохотную скамейку: «Тяжко без отца Серафима. Поддерживает лишь молитва, служба. Привыкаем каждый день к новой жизни. Говорят, что со временем становится легче, но пока его отсутствие переживается все сильней. Он был моим духовным отцом, я ему полностью доверял, мог советоваться по любым вопросам, просить помощи. Мы прожили вместе 21 год. Надеюсь, что он в своих молитвах нас Там поминает, и постараемся безбоязненно продолжать начатое им дело. В 1997 году мы узнали, что на Флегонтовой горе рядом с Кимляем когда-то был монастырь, от которого остался лишь осколок стены, и отец Серафим не побоялся на пустом месте начать возрождение. Решение было основано на крепкой вере — стоит только захотеть, а все остальное Господь приложит. Сегодня мало желающих принимать подвиг монашества, мир затягивает суетой, мнимыми удовольствиями и благами, но у кого получается в себе разобраться, тот и в миру не теряется. Можно благочестиво жить и в семье. Дай Бог, чтобы это давало плоды».

«А какие это должны быть плоды?». — «Достойная, нравственная жизнь. А в центре — любовь к ближнему. Бог участвует в жизни каждого человека и пытается привести к истине. А человек либо сопротивляется этому зову, либо нет. Бог создает все условия, но человек как существо свободной воли самостоятельно принимает решение: или согласен стать лучше, или нет. Жизнь построена так, что старшие учат младших, стараются передать какие-то навыки, практический жизненный опыт. Но люди все разные — тем, кто слабее духом нужно помочь найти себя, найти Бога, и тогда начнется совсем другая жизнь. А если кто-то не ходит сегодня в храм… Пути Господни неисповедимы: сегодня не ходит, а завтра побежит. Апостол Павел сказал, что никто не может оправдаться незнанием закона, потому как Бог вложил в сердце каждого этот закон. Кто-то назовет это голосом совести, заповедями Божьими. Стоит только захотеть стать хоть немного лучше, увидеть, что ты не один, что рядом люди живут, и кто-то нуждается в помощи. Только тогда жизнь обретает смысл. Если мы трудимся, приобретаем и познаем что-то лишь для себя, это неправильно, даже губительно и никакого добра не дает. А когда мы через знание и житейский опыт пытаемся этим поделиться ради спасения ближнего, появляется смысл. Центральной частью плодов благочестивой жизни является любовь, а любовь несет в себе жертвенность. Это чувство хорошо известно матерям, которые ухаживают за малышами».

«Отец Роман, а занимают Вас дела, творящиеся за монастырскими стенами?». — «К сожалению, занимают сильно. Приходится разрываться. После смерти батюшки Серафима на моих плечах — и исполнение обязанностей настоятеля монастыря, и послушания, связанные с экономством, с келарством, с казначейством». — «А если шире смотреть, если говорить о делах государственных?». — «Если смотреть на это с монашеской стороны, то должны быть рамки познания того, что происходит, за которые нельзя выходить». — «Лучше не знать?». — «Почему? Знать как раз надо. По крайней мере, для того, чтобы помочь людям, проявить любовь. Основное делание монахов — молитва. Когда происходят какие-то печальные события, мы в эти дни усугубляем молитву. С того момента, как начались вооруженные столкновения на Донбассе, в русской православной церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на каждой литургии читаются прошения, молитвы об Украине, о прекращении распри и кровопролития…

Иногда ко мне приходят на исповедь: «Вот не могу удержаться, смотрю телевизор…». Сейчас много информации, поэтому нужны внутренние фильтры. Одно дело, когда просидел весь вечер, просмотрел невесть что, и толку никакого от этого нет, и время потерял, и силы растратил. А другое дело, если услышал в новостях, что где-то беда случилась, упал самолет, и ты используешь эти сведения для того, чтобы сказать: «Господи, помоги тем, кто остался жив, пошли выздоровление, Господи, подаждь утешения родственникам, упокой души усопших». Информация из тех же источников, но идет на пользу. Можно походить по лесу, посмотреть на природу, подышать чистым воздухом, а можно изваляться в грязи, нахвататься репьев и клещей… Каждый сам выбирает».

«А в чем сегодня беда России?». — «Беда была в 90-е годы, когда вообще существование России ставилось под вопрос, а сейчас видится укрепление, взросление, возрастание. Церкви дали возможность говорить, проповедовать, участвовать в социальной жизни общества. Часто приходиться бывать в последние годы в разных учреждениях и можно констатировать, что идет воцерковление. Слава Богу!».

«Отец Роман, Вы же Невский! Как считаете, нужно растить вооружение, укреплять армию?» — «Конечно! Но на самом последнем месте — допустимость применения этого вооружения. Если бы в свое время Россия не была укреплена военной мощью, неизвестно, какие плоды мы бы сейчас пожинали…».

А после задушевного разговора я разделил с братией постную монастырскую трапезу и побрел восвояси. Над храмом летала первая нарядная бабочка — отец Серафим бережет родную обитель.


Игумен Роман (Невский Олег Игоревич). Родился в 1974 году в Ростове-на-Дону, до 1992 года жил в Сухуми. Из-за войны вынужден был уехать с родителями на Кубань. С 1993 по 1995 годы служил в рядах РА (Новочеркасская Дивизия Оперативного Назначения 100). После демобилизации некоторое время совмещал гражданскую работу с послушанием пономаря в Успенском храме Тихорецка. После, уже на постоянной основе, работал в этом храме сторожем, звонарем и пономарем. В 1995-м познакомился с отцом Серафимом, а в 1996-м переехал на жительство в Мордовию. В том же году принял монашеский постриг с именем Роман в честь св. блгв. кн. Романа Рязанского. В январе 1997 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1997 году вместе с о. Серафимом проходил служение в Свято-Серафимовском храме Ковылкина. В том же году началось возрождение Кимляйского Александро-Невского монастыря. С 1998 года исполнял обязанности благочинного и казначея монастыря. С декабря 2015 года исполняет обязанности наместника монастыря. 16 апреля 2016 года Священный Синод РПЦ постановил назначить игумена Романа (Невского) на должность наместника Александро-Невского мужского монастыря с. Кимляй.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу