Понедельник, 28 ноября

Мордовские «Паразиты» и «Саранск, я люблю тебя!»

Национальный театр презентовал два оригинальных спектакля

Фото: Михаил Коршунов I Столица С

«Худсовет» дал плоды. Молодежный театральный фестиваль прошел два месяца назад, но его наследие уже осязаемо. 4 ноября в этом можно было убедиться в рамках «Ночи искусств». В Мордовском национальном театре состоялись премьеры спектаклей «Ступени» и «Уезжаю-Остаюсь». Обе постановки созданы по итогам работы творческой лаборатории «Худсовета» и получили высокие оценки экспертного жюри, театральных профессионалов. Почему спектакли необходимо включить в постоянный репертуар театра — объясняет НИКОЛАЙ КАНДЫШЕВ.

«Ступени»

Ажиотация. Женщина в строгом костюме гоняет работников вверх и вниз по лестнице. Стелется ковровая дорожка с дырами. Их закрывают фикусами. Вешаются шарики. Многоразовые. Их хватит еще и на «день города». Артистки в национальных костюмах репетируют приветствие на мордовском языке. Готовность «номер 1». Вскоре выясняется причина суеты. Весь сырбор из-за приезда некоего чиновника (Анатолий Нуштайкин). Илья Ильич (Алексей Егранов) и его пассия (Ольга Земскова) от лица некоего учреждения встречают высокопоставленного гостя. Лебезят. Пресмыкаются. Заискивают. Знакомая картина. Она уже описывалась Гоголем, Салтыковом-Щедриным, Ильфом и Петровым… «Идиллию» нарушает субъект бомжеватого вида. Грязный, с щетиной, в тряпье. «Я докажу. Я всем вам докажу», — повторяет он. Его «подруга по несчастью» в вызывающем макияже и наряде пытается остановить товарища. Все тщетно. Тот неумолимо добивается «аудиенции» у Ильи Ильича, правда, сначала «близко познакомившись» с его телохранителями. Оказывается, Салкутю (Дмитрий Мишечкин) работал с большим начальником в советские годы. Писал лозунги, на которых, по его словам, Илья Ильич и сделал карьеру. Последний откупается от старого товарища парой купюр и «будкой». Салкутю в долгу не остается. «Почему ты мне, как собаке, будку предлагаешь? Теперь у вас один лозунг: «Воруй! Пока есть, что воровать…» — изрекает он.

Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С

Завязка настраивает на сатирический, даже комический лад. В голове образ Аркадия Райкина с его «Карьерной лестницей». Думаешь, что дальше все пойдет по классике жанра. Нравы власть имущих будут высмеяны. Для униженных и обездоленных настанет новая жизнь. Однако это чувство обманчивое. Перед тобой не комедия с Чарли Чаплином. Мишенью оказываются не высокопоставленные чиновники или пресмыкающаяся перед ними «паства». Авторы постановки метят в зрителя. И попадают точно в цель…

Реклама

Не щадящий зрителя ни на йоту спектакль, который рифмуется и с «Магазинными воришками» Хирокадзу Корээда, и с «Паразитами» Пон Джун-хо, оставляет тебя с неудобными вопросами. Не только к обществу, но и, что самое тяжелое, к себе. Столь откровенного «диалога» саранская сцена еще не предлагала

Мы переносимся на уровень ниже. Под лестницу. В условный подвал. На «дне» своя жизнь. Здесь Салкутю хвалится с членами квази-семьи пройденным «квестом». У каждого разная реакция. Муму (Людмила Антипкина) слушает с искренним вниманием. Курка (Тимофей Чудаев) скептически высмеивает рассказчика. В его защиту выступает свидетельница квеста — Марго (Екатерина Исайчева). В стороне от споров готовит добычу иисусоподобный Тараня (Павел Михайлов). Мясо, украденное на рынке, шкварчит на плите. Запах пронзает твои ноздри. И тут замечаешь, как граница между действом и зрителем становится все меньше и меньше. Спектакль проходит в фойе. Прямо на лестнице в большой зал. Зрители и так сидят в считанных сантиметрах от происходящего, а тут еще авторы настолько искусно используют пространство, что все становится не просто реалистичным, а гиперреалистичным. На это играют и биографии «униженных и оскорбленных», рассказанных ими друг другу, наверное, уже в который десяток раз. Однако ты слышишь их впервые. И эти исповеди о грехах, ошибках и фатальности судьбы приближают тебя к ним еще сильнее. Поэтому, когда обитатели «дна» дерутся, и кровь покрывает их лица и пол, возникает четкое ощущение, что все это происходит на самом деле. Хочется вызвать «скорую помощь». Но появляется «полиция». Они зачищают город от бомжей и люмпенов в связи с приездом очередной важной шишки. Методы для столь «благородной» цели наследники опричников выбирают под стать «талантам». А их жертвам остается только прятаться.

Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С

«Ступени» — жесткая, бескомпромиссная постановка. В ее основу легла реальная история, произошедшая на улицах Саранска. О тех, кого мы зачастую стараемся не замечать. Брезгуем. Презираем. Проходим мимо. Считаем ниже себя. А они живут рядом с нами. Ходят по тем же улицам. Разговаривают на том же языке. Пусть порой и нечленораздельно. Терпят насмешки, унижения, оскорбления, побои. И создается впечатление, что ничего исправить нельзя. Порочный круг не разорвать. Те, кто поднялся по «ступеням» не собираются смотреть вниз. Живущие же под «ступенями» боятся высунуться наверх. Не щадящий зрителя ни на йоту спектакль, который рифмуется и с «Магазинными воришками» Хирокадзу Корээда, и с «Паразитами» Пон Джун-хо, оставляет тебя с неудобными вопросами. Не только к обществу, но и, что самое тяжелое, к себе. Столь откровенного «диалога» саранская сцена еще не предлагала.

«Уезжаю-Остаюсь»

9 новелл о дилемме релокации. Крайне актуальной в сегодняшних реалиях. Правда, авторы альманаха, скорее, затрагивают более поэтические паттерны. Расставание влюбленных, «прелести» жизни в провинции, полемика переехавших в Москву с «зассавшими», ностальгию по «малой родине», «старому Саранску» и – главное — «5 килограммам собачатины от Юрия Николаевича»… «Уезжаю-Остаюсь» — полифонический спектакль. С разными по частоте и силе исполнения мелодиями. За счет этого, каждый зритель рискует войти в резонанс с происходящим на сцене.

Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С

Настраивают на данный лад два первых и перекликающихся между собой монолога — «Лента жизни» (автор Марина Косова, режиссер Гелена Юсупова) и «Классная работа» (автор Марина Косова, режиссер Ирина Рахманова). «За окном горит провинция… Нам повезло здесь родиться?» — задается вопросом героиня Евгении Акимовой из первой новеллы. Мы встречаем ее в аэропорту. Она готова к переезду. Мечтает о Лондоне. Но страшится проблемы адаптации и отношения к себе на новом месте. «А где тогда твой дом?» — звучит еще один риторический вопрос.

Не отстает от этой героини учительница в исполнении Татьяны Биушкиной. Ее рука исправляет на доске тему сочинения с «Мы живем в Саранске» на «Зачем мы живем в Саранске?». Ведь здесь нет даже моря. А вместо него — «цветущая река». Но в словах учительницы считывается, скорее, ирония, чем досада от жизни в провинциальном городе. «Всем приличным людям необходимо мечтать о переезде в столицу до седины», — заключает она, подтрунивая над носителями такой мечты.

Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С
Фото: Михаил Коршунов I Столица С

К сожалению, не все части альманаха одинаково равноценны с художественной точки зрения. «Душа» (автор и рассказчица Марина Аверкина) сбивается на пафос и просто терроризирует метафору с застрявшим в вытяжке голубем. «Домой» (автор Марина Косова, режиссеры Дмитрий Мишечкин и Екатерина Исайчева) оказывается поверхностным и в какой-то мере стереотипным взглядом на дилемму переезда в столицу. «Стендап с подарками» смотрится на фоне остальных новелл слабее по игре (Максим Акимов) и режиссуре. Правда, «подарками» зрители остались довольны…

Автор резонно замечает, что любое время может сохранить о себе в памяти теплые и приятные воспоминания. Даже если они о 5 килограммах собачатины от Юрия Николаевича Кемаева. Ведь «Life is love»!

Но эти незначительные просчеты компенсируются изобретательной сценографией и остроумными находками постановщиков. Чего только стоит «рукотворная» багажная лента (простите за тавтологию) в уже упомянутой «Ленте жизни» или плот твист (неожиданная сюжетная развязка) в «Москвичках» (автор текста Екатерина Исайчева, режиссеры – она же и Дмитрий Мишечкин)! «Он, она и Вселенная», пронзающая словно «Брачная история» Ноа Баумбака, дарит кусочек кукольного представления под композицию Родиона Рахманова. А Владимир Липилин устами Дмитрия Пестровского ностальгирует по Саранску 1990-х и под спасительную «Help!» мчится на велосипеде к теще. Автор резонно замечает, что любое время может сохранить о себе в памяти теплые и приятные воспоминания. Даже если они о 5 килограммах собачатины от Юрия Николаевича Кемаева. Ведь «Life is love»!

Закрыть