Понедельник, 31 марта
Общество

«Другого пути нет…»

Заслуженный артист РФ Игорь Ливанов — о мобилизации, гордости за Россию и  ненависти

Решение руководства страны о частичной мобилизации всколыхнуло общество. В первую очередь она коснется военнообязанных первого разряда — солдат, старшин и прапорщиков в возрасте до 35 лет и младших офицеров — до 45 лет. Среди деятелей культуры есть те, кто служил в армии и сейчас готов взять в руки оружие. «Если бы подходил по возрасту, обязательно вступил бы в ряды Российской армии, — говорит заслуженный артист РФ Игорь Ливанов. — И если позовут на Донбасс с гастролями, обязательно поеду. Там часто бывает мой коллега по сцене Владимир Стеклов. Радует жителей замечательными театральными постановками. И ни о каком страхе здесь не может быть речи. Надо быть кровяной клеткой того организма, который называется Родина. И по-другому просто нельзя». О своей патриотической позиции известный актер рассказал Татьяне Новиковой.

«С»: Игорь Евгеньевич, как вы относитесь к частичной мобилизации?

— Считаю ее необходимой мерой. Будем бороться, ибо не можем потерять суть своего существования и истории. Русскому народу есть чем гордиться и что защищать. Всегда гордился тем, что я «ватник» (политически окрашенное прозвище патриотов России, поддерживающих ее правительство, — «С»)! Такими были Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Баратынский, Чайковский, Глинка, Репин… Список можно продолжать очень долго… Хочу сказать, что немногие страны могут похвастаться такой историей и культурой, как у России. Это великая держава, за которую нужно бороться! И как раз сейчас пришло такое время. Не могу сдержать слез, когда вижу фотографии погибших ребят. Больно, но, к сожалению, другого пути нет… Россия не является центром мирового зла, какой ее сейчас пытаются представить. Речь идет не о противостоянии Украине, а об ответе всем недружественным странам, которые нас ненавидят. Так их мягко называет Президент Владимир Путин… Мы защищаем свой суверенитет, религию, обычаи и историю. И как бы трудно ни было, ни в коем случае нельзя падать духом! Наступили непростые времена, когда всем нужно объединиться.

«С»: Как человеку, родившемуся и выросшему в Киеве, вам сейчас особенно больно…

— Да. Постоянно перед глазами названия улиц и площадей, по которым когда-то ходил. Столько воспоминаний! Сейчас там все по-другому… Когда четыре года назад ехал из Кишинева в Одессу на гастроли, меня с коллегами-артистами задержали украинские пограничники. И на протяжении 5 часов задавали вопрос: «Чей Крым?» Отпустили, но на три года запретили въезд на территорию Украины… Что тут можно сказать? Ненависть к русским началась еще в 1940-х годах, когда формировалась добровольная украинская дивизия СС «Галичина», в составе которой были каратели и полицаи. История помнит зверства этих «героев» в Польше, когда они приматывали к столбам детей колючей проволокой, обрекая на мученическую смерть. Так они экономили патроны. В Польше есть памятник несчастным маленьким жертвам. На нем надпись: «Если я это забуду, пусть Небо забудет про меня». И я не хочу, чтобы на мою землю пришли нелюди и творили подобные зверства!

«С»: То, что сейчас происходит на Донбассе, страшно…

— Да. С ужасом слежу за новостями. В ДНР и ЛНР бывает с гастролями мой коллега, артист Владимир Стеклов. Радует их жителей замечательными постановками. Мы сейчас вместе играем в спектакле «Фальшивая нота», с которым, кстати, скоро приедем в Саранск. И если пригласят на Донбасс, конечно, поеду. Ни о каком страхе здесь не может быть речи. Надо быть кровяной клеткой того организма, который называется Родина. По-другому просто нельзя.

«С»: Сейчас это кажется чем-то из области фантастики, но, возможно, когда-нибудь вы сможете приехать с гастролями в родной Киев.

— Не думаю, что это произойдет. Из-за ненависти со стороны тех, кого когда-то называли братским народом. Вот так я это воспринимаю. И, если честно, нет никакого желания. Что я буду там играть? Булгакова, которого запретили? Или читать стихи Пушкина, памятники которому снесли? Что мне делать на улицах и площадях, носящих имена Бандеры и Шухевича? Вы думаете, что украинцы перестроят свои мозги на счет раз, два, три и уже через месяц у них будет другая точка зрения? Конечно, нет! О чем вообще мы сейчас говорим! По щучьему велению такие вещи не происходят.

«С»: Многие ваши коллеги в социальных сетях пишут о том, что поддерживают решение Президента России о частичной мобилизации. Художественный руководитель Московского театра поэтов Владислав Маленко сказал, что почтет за честь доказать свою преданность Родине.

— Молодец! Такая позиция радует. Но обидно, что есть и другие коллеги, у которых совершенно противоположное мнение. Они предатели. Нельзя в то время, когда твоя страна борется, поступать подобным образом. Лучше просто молчать и себя не позорить. К тому же их слова могут отразиться на настроениях народных масс. Не нужно пытаться переубедить людей, потому что такое единство, которое сейчас есть, дорогого стоит. Но нас постоянно пытаются сломить. Сами видите, сколько лжи сейчас в Интернете. Продолжается информационная война. Сейчас может произойти что угодно. Нужно быть готовыми к любым проискам. До сих пор Россия вела себя предельно деликатно по отношению к Украине. Но наступило время, когда нужно предпринимать решительные действия. Если в берлогу спящего медведя постоянно тыкать палкой, наступит момент, когда он вылезет и покажет свою агрессию. Мы очень долготерпимый народ, но всему есть свой предел.

…много лет назад хотел воевать в Афганистане, но судьба распорядилась иначе. Армейский опыт у меня есть — служил в морской пехоте…

«С»: Если бы вы подходили по возрасту, приняли бы участие в спецоперации?

— Конечно! Много лет назад хотел воевать в Афганистане, но судьба распорядилась иначе. Армейский опыт у меня есть — служил в морской пехоте. То, что происходит сейчас, страшно, но такова действительность. Помню, как-то давно на встрече одноклассников нашей киевской школы № 69 сказал: «Ребята, мы можем оказаться в разных окопах и стрелять друг в друга». И сейчас это стало реальностью. Жаль, что приходится убивать наших братьев. Но и они убивают нас. Ленин придумал разделение на национальности, но для меня русские — это и мордва, и буряты, и чеченцы… И сейчас, когда идет спецоперация, это особенно актуально. Мы все — представители одной страны и стоим друг за друга. Здесь речь идет о принадлежности к одной истории, культуре и к тем великим победам, к которым имеем прямое отношение. Мы — сыновья и правнуки тех, кто проливал кровь за родную страну. И вот теперь пришло время их потомков. Так надо. Но, к сожалению, есть другая сторона — предательство. А это всегда стыдно. И хуже уже ничего быть не может.

«С»: Важный этап — референдум, который решил судьбу ДНР и ЛНР.

— Здесь все понятно. Жители Донбасса хотели стать частью России. А что касается Запада, то там лишь одна точка зрения на сложившуюся ситуацию, когда только они правы, а все остальные — нет. Помните важный исторический момент, когда бывшая югославская провинция Косово отделялась от Сербии? Спустя годы снимался в этих краях в фильме «Посольство». И был момент, когда увидел возле парламента фотографии людей с отрезанными головами… Буквально на днях слушал выступление президента Сербии, который спрашивал у представителей Запада: «Почему вы говорите о целостности Украины и ее правах, когда сами попрали все права по отношению к нашей стране? Ведь вы сами придумали историю с отделением Косово». На мой взгляд, то, что происходит в правительствах стран Запада, напоминает цирк лилипутов. Как могут такие великие страны, как Великобритания и Германия, иметь таких лидеров? Я уже не говорю про США…

Материалы по теме
Закрыть