Понедельник, 20 мая
Транспорт

«КРИС» — ​дело благородное?

Ведущий «Автостолицы» в течение двух дней посмотрел за работой частников-установщиков передвижных радаров.

Ведущий «Автостолицы» в течение двух дней посмотрел за работой частников-установщиков передвижных радаров.

Мордовские автолюбители продолжают активно обсуждать работу частной компании, которая выиграла тендер по обслуживанию и установке мобильных комплексов фотофиксации нарушений ПДД «КРИС»П. Для обывателя ранее все было просто: прерогатива ловли лихачей лежала исключительно на ГИБДД, а сейчас, получается, часть подобных функций перешла к некой негосударственной организации?! Активизировавшиеся «интернет-юристы» стали утверждать, что комплексы ставят не так, не там и вообще все выписанные постановления незаконны и их легко обжаловать. Денис Тюркин проник в «логово» придуманного нарушителями врага и двое суток поработал вместе с установщиками радаров.

Власть

Годика три назад я выпросил у руководства ГИБДД Мордовии списанный радар — тогда мы в редакции «Столицы С» собирались создать нечто вроде музея городских артефактов. Старенький, отработавший свое и ныне примитивный измеритель скорости «Искра‑1в» должен был найти покой на редакционной стене как символ работы инспектора ГАИ. Идея с музеем до сих пор не воплощена, поэтому «Искра» никак не станет экспонатом… Так вот, заполучив радар, я ради интереса решил его опробовать. Вдруг еще работает?! Вставил в прикуриватель автомобиля, подождал немного… «Искра» «вспыхнула»! Направил на движущийся автомобиль — на монохромном дисплее запрыгали цифры.

Появилось даже некое чувство власти. Вот «Форд» летит под сотню в гору на улице Титова, вот «Приора» не отстает от него. Это сейчас до такой скорости там разгоняются лишь идиоты, не боящиеся двух камер, а тогда, при полном отсутствии в городе стационарных комплексов фиксации нарушений… Что ни говорите, а автоматические гаишники, вытеснившие многих реальных, положительно повлияли на безопасность дорожного движения. Об этом говорит и статистика.

Проще говоря, система ломает автолюбителей. Волей-неволей, но соблюдать скоростной режим будешь. Многие ломаются с треском и так, что щепки — то есть мат — в сторону установщиков треног летит. Зайдите в соцсети, почитайте комментарии некоторых пользователей — станет противно до тошноты. Смысл их высказываний, если перевести с матерного языка на нормальный русский, примерно такой. «Государство обнаглело, тянет последние соки с граждан, продохнуть нельзя, кругом одни штрафы, бедный народ страдает, жить уже нельзя, а частники-установщики — крайне нехорошие люди, и их камеры нужно закрывать/толкать/разбивать».

Работник компании «Ареал» Егор заканчивал историко-социологический институт МГУ имени Огарева по специальности «психолог». Видимо, поэтому он относится к негодующим с некоей долей спокойствия. Не заметил я у него и признаков властолюбия, которое проявляется у некоторых слабых волей при общении с карающей техникой, как у меня тогда с «Искрой». У Егора личный подержанный «Мерседес Е-класса», в багажнике — две треноги, два блока «КРИС»П, два аккумулятора и два шнура. Все это оборудование закреплено за ним, им же и хранится.

Установка

В первый мой день дежурства нам следовало установить приборы на определенном участке трассы Нижний Новгород — Пенза — Саратов. Соблюдать карту дислокации, составленную региональным Управлением ГИБДД. Соблюдать нужно строго. Рабочий день должен составлять не менее восьми часов согласно договору. Но пока мы искали километровую табличку… Наконец находим ее. Место недалеко от Лямбиря. Грязь на обочине, останавливаемся в этой жиже. «Мерседес» немного буксует. Я бы никогда не остался на обочине не только из-за этого — ради собственной безопасности. Ведь это трасса, случись что, мимо пролетающие машины, словно снарядом, могут прилететь в нашу. А если фура?! Я бы нашел съезд или перекресток и оставил бы машину там. Но Егор упертый, признает только обочину. Мол, чтобы комплексы были в прямой видимости, чтобы связь между ними не терялась…

Каждый сотрудник «Ареала», работающий с «КРИС»П, прошел инструктаж по установке приборов. Егор говорит, что сложного в этом ничего нет. Делай раз: ставим треногу минимум в 3 м от края проезжей части. Делай два: водружаем сам комплекс фотофиксации таким образом, чтобы черная линия-метка на верхней его крышке была параллельна дороге. Делай три: подсоединяем питание от обычного автомобильного аккумулятора, упакованного в пластиковый бокс, который ставится рядом.

Далее нужно включить ноутбук, войти в программу и подключится к камерам посредством беспроводной связи. После этого совершаем пару мелких манипуляций вроде установки даты и места фиксации нарушения, а также проверяем, как камера «цепляется» за машины. Тест пройден? Значит можно нажимать виртуальную кнопку «пуск», и после этого уже ни один нарушитель не уйдет незамеченным.

Ну или почти ни один. Замечаем, что одна камера слишком плохо считывает номера, ошибаясь в региональных кодах либо вообще их не замечая. Бывает, что и вообще не считывает номер, хотя, если приглядеться, на фото можно увидеть буквы и цифры. Так случается, когда таблички сильно загрязнены. Егор утверждает, что ничего страшного нет. Вот если бы «пойманные» машины двигались с превышением скорости, тогда это было бы браком. Отработав второй день, я понял, что очень многое в работе приборов зависит от установки. Нет, на правильность определения скорости транспортного средства это не влияет, об этом же говорит инструкция прибора. А вот на КПД прибора — то есть на количество «пойманных» машин по отношению к количеству всех проехавших мимо — влияет. Вот, например, камера срабатывала через раз, пропуская некоторые цели либо плохо идентифицируя номера. Выходим, чуть поворачиваем ее в сторону проезжей части — вуаля, процент «летучих голландцев» падает едва ли не до нуля. Для себя я сделал вывод, что камеры ошибаются только в пользу автолюбителей. Неоднократно замечал, как прибор не «цеплял» очевидно быстро движущуюся цель, оставляя ее вообще без внимания! Часто бывало, что из плотного потока выхватывались не все машины. Когда случается, что «пойман» нарушитель, а номер не фиксируется, Егор фотографирует монитор и отсылает снимок своему начальству. Чтобы оправдаться перед ЦАФАП, мол, вот смотрите, система сама не распознала номер.

Скорость

Как только мы установили оба «скворечника», транспортный поток моментально присмирел. Даже больше того — местами «замерз», ведь некоторые машины едут 60–70 км/ч на отлично просматривающемся участке загородной трассы. Эффект гаишника срабатывает… И это дает свои плоды. За первый день моего дежурства обе камеры «настреляли» чуть меньше десяти целей. И не факт, что они превратятся в постановления в ЦАФАП, были бы видны номера… И понятно, почему настолько маленький «выхлоп» от этой работы (бывает, что за день вообще нет материалов). Участок просматривающийся, камеры в кусты мы не ставили, водители друг другу моргают, предупреждают… Но и это тоже хорошая работа, приходим мы с Егором к выводу. Ведь главное — не штраф, а профилактика?

Нет, не так, считает полицейский из Ромодановского района. К концу второго моего дежурства, которое проходило на трассе Саранск — Ромоданово, рядом на обочине остановилась «Приора». Поначалу мы подумали, что это подъехал очередной качальщик прав и знаток федерального законодательства. Но нет, из «Лады» вышел страж правопорядка. «Вас кто так учил камеры ставить? — первое, что спросил он. — В вашей фирме? А вы не понимаете, что вас все видят?! Вы встали, как на юру. Дорога и туда просматривается, и отсюда. Воткнули бы камеры, куда неприметнее, а сами съехали б с дороги. Вон, к полю. А сейчас что? Да ни один дурак здесь не превысит! Вы ни копейки не принесете в бюджет! Поняли теперь, как нужно действовать? И коллегам своим скажите! Мы тут с ГИБДД будем рекомендовать вам немного иначе работать… Будем проверять…». Уж не знаю, личная инициатива конкретного сотрудника это была, или действительно решение, принятое «на самом верху»… Но случай такой был.

Теперь подробнее о качальщиках прав. Мне жутко не повезло — не встретил таких, хотя очень желал общения в качестве журналистского эксперимента. Егору попадаются частенько. Останавливаются и заваливают вопросами: «На каком основании останавливаете?». «Кто вы такие?». Скандалят. Причем делают так люди в возрасте, что странно. Егор отвечает: «Все вопросы в ГИБДД!». Немало тех, кто выражает свое недовольство, проезжая мимо и сигналя. Лично я на минуту вышел из машины, чтобы проветриться, на свою глупость обернулся на гудок какой-то «десятки» и… узрел неприличный жест. Думаю, что тот парень все-таки свой палец сломает. Уверен в этом.

«Не понимаю людского негодования, — пожимает плечами Егор. — Водители, получая права, фактически расписывались в том, что знают ПДД и обязуются их соблюдать. Государство же наделило гражданина специальным правом? Вот, а гражданин, как последний шкодливый двоечник, превысит скорость, а затем еще пытается избежать наказания и возмущается тем, что зафиксировали его нарушение. И плюется в нас из-за того, что мы работаем. Кто же виноват в том, что вы нарушаете?».

Был у него интересный случай: взятку предлагали. Причем едва ли не в первый день работы. Стоял на трассе в Лямбирском районе. Мимо со скоростью за 120 км/ч «пролетела» «Тойота Камри». Водитель понял, что проехал мимо камер, и вернулся для общения с установщиком прибора. Предложил «как-нибудь изъять фото, все решить по-дружески». Но ребята банально не могут это сделать: без пароля невозможно прочитать содержимое флешек, установленных в «КРИС»П. Материалы доступны лишь сотрудникам ЦАФАП. Как ни упрашивал водитель «Тойоты», навстречу ему пойти не могли. Тогда он, уходя, бросил на кресло 100 рублей. Со словами «Вот вам, на лимонад!». Егор поднял купюру и забросил ее в салон нарушителя…

Кстати, насчет скорости. В мое дежурство самым быстрым попавшимся был водитель «Фольксвагена Джетты» с пензенскими номерами, сумевший разогнаться до 129 км/ч. У Егора были людишки и побыстрее: в Атемаре «Лада Калина» 139 км/ч «пролетела». Вот что в голове у таких водителей, позволяющих себе превышение в населенном пункте на 79 км/ч? «Раньше я мог себе позволить разогнаться чуть выше дозволенного предела и даже пару штрафов получал, — признается Егор. — Эта работа изменила мой взгляд на соблюдение ПДД. Теперь я понимаю, что можно спокойно ехать 90–100 км/ч и везде успеть. Разница будет десятиминутная, а польза — огромная. Более быстрая езда не просто может выудить деньги из кошелька… Это и повышенный расход топлива, и больший риск попасть в ДТП… Существующие скоростные ограничения придуманы не вчера и не просто так, а с учетом дорожной инфраструктуры. Проще говоря, придерживаясь установленных лимитов, мы имеем больше шансов выжить на дороге… И не нужно думать, что если современные автомобили ведут себя стабильнее, значит мы можем позволить себе ездить быстрее. Недавний случай со спорткаром «Ламборгини» в Москве, когда погибли два человека — тому подтверждение…».

Итог

Как проводят время охранники передвижных систем? Обедают в салоне машины тем, что взяли с собой. Когда становится скучно, Егор, например, включает радио. В принципе, можно даже на рабочем ноутбуке фильмы смотреть. Главное — время от времени мониторить работу комплексов. Вдруг настройки собьются, и процесс фиксации нарушителей остановится? Но в мое дежурство камеры работали исправно, иногда прерывалось лишь вай-фай-соединение с ноутбуком, но на главный процесс это никак не влияло. Как ухаживать за камерами? Протирать стекла от грязи. Включать подогрев (дистанционно), если стекло запотело. В сильный дождь работа комплексов может быть бессмысленна — слишком забрызгивается линза. И тут уж хоть рядом стой и каждую минуту протирай тряпочкой…

В конце смены работник меняет аккумулятор на заряженный в специальной фирме, с которой заключен договор. Затем сдает две флеш-карты в ЦАФАП. Гаишникам остается извлечь материал с носителей, проверить его и вынести постановления. Вот и все. Руководитель ЦАФАП УГИБДД МВД по РМ Юрий Кузнецов в целом доволен работой ребят из частной компании. «Первое время объем брака, поступавшего с комплексов, был очень велик, но сейчас все стабилизировалось, — говорит он. — У меня претензий к этой частной компании нет. Если в феврале по материалам «КРИС»П нами было вынесено чуть более 2 тысяч постановлений, то за март эта цифра выросла почти в два раза. На начало апреля общее количество постановлений превышает 6 тысяч»


Правильная установка «КРИС»П *

  • 0,3–2 м — рекомендуемая высота расположения датчика от дорожного полотна допускается использование иных (то есть не «родной» треноги — «С») опор, обеспечивающих достаточную надежность крепления и рекомендуемую высоту расположения передвижного радара
  • 3–17 м — рекомендуемое расстояние от края проезжей части для контроля одной полосы
  • установка на расстоянии менее 3 м не рекомендуется из-за получения в этом случае слишком крупных фотографий, не дающих представление об общем виде ТС на ближайшей полосе движения
  • изменение установки и удаленность датчика от проезжей части не влияет на точность измерений скорости и другие метрологические характеристики прибора.
* выдержка из инструкции с официального сайта www.simicon.ru производителя комплексов, компании «Симикон»

Материалы по теме
Закрыть