«Очень жаль, что некоторые люди не дожили, не дождались»

Жители лямбирского села сами построили дорогу, устав от отписок чиновников

Замечательно пережила зиму дорога по улице Подлесной в селе Мельцапино Лямбирского района, которую в минувшем году на средства свои и благодетелей построили местные жители. Денис Тюркин, оценивший новостройку, считает, что это пример для других сел и деревень (рецепт простой: бой кирпича, сверху — асфальтовая крошка, все плотно укатать). Но тогда какой толк от администраций?

 Жители села Мельцапино взяли инициативу в свои руки и добились позитивного результата. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Без газа, но уже с дорогой

Мельцапино — небольшое татарское сельцо в Лямбирском районе, расположенное в трех километрах от федеральной трассы и 20 км — от Саранска. Здесь всего одна улица — Подлесная — длиной около километра. Вдоль нее рассыпаны три-четыре десятка домишек, построенных в основной своей массе в советское время. Богатством тут и не пахнет…

Тем удивительнее тот факт, что немногочисленные сельчане (постоянных жителей можно счесть по пальцам руки, большинство — так называемые дачники) сумели объединиться в решении одной из главных сельских проблем. Это бездорожье. Улица Подлесная испокон веку представляла собой раскатанную полосу чернозема. Якобы в перестройку сюда приезжали дорожники, проводили измерения и даже завезли технику для предстоящего ремонта, но… Асфальт в Мельцапине так и не появился. Спасибо, провели асфальтированную дорогу до самого села от основной трассы, а это почти 3 км. Но было это 30 лет назад, потому и данный путь с каждым годом все меньше и меньше напоминает нормальную дорогу.

 Подъезд к селу от федеральной трассы местами уже напоминает грунтовку… Постараются ли дорожные чиновники включить ремонт этого участка в нацпроект БКД? Фото: Денис Тюркин I Столица С

Но вернемся к улице Подлесной… О проблеме местные жители доносили до властей разного уровня, дошли даже до Президента РФ. «Мы жаловались на отсутствие газа в селе, освещения на улице, на отсутствие нормальной дороги, на разбитый подъездной путь от федеральной трассы, — рассказывает местный активист Марат. — В итоге несколько лампочек на столбах все же нам повесили. В прошлом году начали делать ямочный ремонт подъезда, но сделали лишь частично. В 2019 году ямочный ремонт фактически делали наши мужики. Сами закидывали выбоины асфальтовой крошкой, которую администрация привезла. Газ обещали подвести в следующем году. А вот по поводу улицы Подлесной нам давали одни и те же отписки: для начала нужна проектно-сметная документация, а на нее нет денег. Я лично получал такие ответы с 2016 года…»

Реклама

Чиновничьи отписки были бы уделом мельцапинцев, не помоги общему делу москвич Фархад Шамяунов, корни которого отсюда, из села. Его отец, Хасян, каждое лето приезжает в Мельцапино в свой (крошечный, скажем откровенно) домик. Так вот, Фархад выделил более 500 тысяч рублей, еще около 120 тысяч собрали другие мельцапинцы плюс 40 тысяч от поселковой администрации. Чиновники также предоставили грейдер. Основные работы выполняла частная организация, которую нашли через «Авито». Рецепт решения дорожной проблемы в конкретно взятом селе такой: сначала грейдер готовит поверхность, затем ее засыпают боем кирпича («Хороший бой оказался! В Рузаевке водонапорную башню сломали!»), укатывают виброкатком, а последним слоем идет асфальтовая крошка. В итоге почти 600-метровая дорога обошлась в 700 тысяч рублей. Покрытие получается мягкое, едешь спокойно 20–30 км/ч, без тряски. Ехать быстрее вредно для дороги (камешки вылетают), да и не нужно: все-таки село, дети рядом. Зиму покрытие пережило прекрасно. Учитывая, что подобные дороги уже несколько лет эксплуатируются в Краснослободском районе в маленьких селах, их можно и нужно строить для таких целей. Главную цель — ликвидацию бездорожья — они решают, позволяя комфортно проехать последние сотни метров до своего деревенского дома.

«Фархад Шамяунов — главный наш спонсор, без этого человека у нас ничего не получилось бы! — говорят мельцапинцы. — В принципе обустройство дороги — это дело государства, но оно в нашем случае свои обязанности не выполнило. Очень жаль, что некоторые люди не дожили, не дождались. А сколько лет нам обещают газ?! А ведь мы живем не в глухом лесу, рядом с Саранском… Однажды у нас мужчина умер. Пошел за дровами, долго работал, сердце не выдержало…»

Другие примеры

В любом, абсолютно любом населенном пункте Мордовии есть проблема бездорожья. Где-то уложенный еще в советские годы асфальт давно разбился, а где-то его никогда и не видали. Потому главная жалоба, исходящая от населения, касается именно дорог. Некоторые сельчане берут инициативу в свои руки. В 2018 году «Столица С» писала о предпринимателе Алексее Полозове, который в краснослободской деревне Синяково провел ремонт участка улицы Синяковской. Грунтовку засыпали песком, битым кирпичом, а потом и асфальтовой крошкой. Только песка, рассказывал Полозов «Столице С», привезли 28 самосвалов. Из своих средств бизнесмен потратил не менее 100 тысяч рублей. Изначально он хотел отремонтировать лишь участок до своего автосервиса, но потом по просьбе дачников (несколько людей скинулись по одной-две тысячи рублей) увеличил объемы. Чуть ранее другой житель Синякова, Сергей Ятайкин, также за свой счет сделал кусочек дороги по улице Синяковской, метров на 50, до своего дома. Мужчина утверждал, что потратил на это 140 тысяч рублей.

В 2018-м и 2021 годах «Столица С» писала о двух случаях, когда сельчане шли на сотрудничество с администрацией, скидываясь на подготовку проектно-сметной документации по асфальтированию улиц, и… теряли деньги и не получали дорогу. Так случилось в селе Константиновка Ромодановского района (жители улицы Смагина перечисляли по 1400 рублей со двора), так случилось в селе РедкодубьеАрдатовского района (жители улицы Киржеманова собрали более 100 тысяч рублей)…

Закрыть
Закрыть рекламу