Четверг, 6 октября

«Вряд ли компания PepsiCo вернется на российский рынок»

Директор ООО «ЛВЗ «Саранский» Кирилл Чапайкин — о «прохладительном» рынке и уходе из страны популярных напитков

Американская транснациональная компания PepsiCo объявила о своем уходе с российского рынка еще в начале марта. Как объяснили ее представители, причиной такого решения послужила спецоперация России на Украине. Компания прекращает сотрудничество с Россией в целях обеспечения безопасности своих работников. Какие последствия это повлечет? К чему следует готовиться российским производителям? Почему наш лимонад ничем не хуже зарубежного? Об этом Елизавета Янькина поговорила с директором ООО «ЛВЗ «Саранский» Кириллом Чапайкиным.

Кирилл Чапайкин: «Лимонады в советские времена производили не хуже, чем в США…» Фото: Столица С

«С»: Чем отличается технология производства лимонада?

— Упрощенно процесс можно описать следующим образом: подготовка воды (от ее качества зависит качество всего напитка), варка сахарного сиропа, приготовление сахарного колера (для придания цвета) и купажа с внесением ингредиентов, охлаждение, газирование, розлив и упаковка.

«С»: Бытует мнение, что пить Pepsi очень вредно. Якобы этим напитком можно мыть унитазы и даже прочищать засоры в канализации…

Реклама

— Что конкретно эта компания добавляет в напиток — мне неизвестно. Рецептура до сих пор засекречена. В странах, где находятся заводы корпорации PepsiCo, могут применяться разные технологии. В Дании Pepsi изготавливают со вкусом мохито, в Японии — со вкусом йогурта, огурца, ананаса, в Австралии — со вкусом карамели… Производители сами адаптируют рецептуру продукта под конкретного потребителя, стараясь предугадать его предпочтения.

«С»: Сможет ли компания PepsiCo когда-нибудь вернуться на российский рынок?

— Вряд ли. Дело в том, что у любой хорошей торговли есть накопительный эффект… Первое время после ухода компании с рынка потребители будут искать ее продукцию на полках магазинов, а потом переключатся на аналогичные товары. И в итоге окажется, что, например, наш «Дюшес» намного вкуснее.

«С»: Для многих российских производителей безалкогольных напитков ситуация с PepsiCo может стать «точкой роста»…

— Конечно. Уход этой компании можно расценивать как мотивацию для их саморазвития. Создавать новые бренды, разрабатывать уникальные вкусы лимонада, расширять производства и увеличивать число рабочих мест — вот чем нужно заниматься уже сейчас… Мы часто говорим, что за границей все самое лучшее. Это далеко не так. Наша страна научилась замещать иностранные продукты отечественными. К примеру, жители Советского Союза не знали, что такое пармезан, теперь же этот сыр уже давно выпускают в России. А лимонады в советские времена производили не хуже, чем в США.

«С»: Получается, что потребительский спрос на российские лимонады со временем вырастет?

— Да. Прохладительные напитки любят все — и взрослые, и дети. Думаю, что сейчас нашим производителям стоит уделить пристальное внимание качеству продукции…

Следует признать, что не все отечественные компании производят качественный продукт. Это обусловлено в первую очередь борьбой за себестоимость. К примеру, если мы возьмем самый дешевый лимонад, то сразу увидим в его составе искусственные ингредиенты. С чем это связано

«С»: Бытует мнение, что в СССР газировка была натуральная, а сейчас в ней одна «химия»…

— Просто выбора стало больше. Следует признать, что не все отечественные компании производят качественный продукт. Это обусловлено в первую очередь борьбой за себестоимость. К примеру, если мы возьмем самый дешевый лимонад, то сразу увидим в его составе искусственные ингредиенты. С чем это связано? Львиную долю рынка в стране занимают компании Coca-Cola и PepsiCo. С ними возможно конкурировать только с помощью снижения цены на готовую продукцию. По моим прогнозам, в скором времени лимонад, произведенный в России, станет намного качественнее.

«С»: Напиток «Байкал», разработанный еще в 1973 году как ответ американцам на Coca-Cola и Pepsi, до сих пор пользуется успехом у молодежи…

— Важен не бренд, а состав напитка, его качество. «Байкал» умеют делать в нашей стране. На нем выросло все старшее поколение, которое теперь приучает своих детей. Но я бы не сказал, что детям он нравится, они любят напитки послаще. В этом году мы планируем запустить подобный напиток, но не уверены в его доходности. Когда-то мы производили напиток «Кола. Вишня», но этот проект оказался нерентабельным.

«С»: То есть большое значение имеет преемственность поколений?

— Именно. В магазине много раз слышал, что мама или папа говорили своему ребенку: «Мне «Тархун» нравится, попробуй его…» Или «Дюшес». Или «Ситро»… В детстве особого выбора, как правило, нет. Мы делаем так, как велят родители. И когда вырастаем, осознаем, что яркие воспоминания именно оттуда. Мы хотим вернуться в то время, а в этом нам помогают продукты питания. Но с какой-то стороны это плохо. Нам нравится то, что уже укоренилось в сознании. Причем всегда первое впечатление является самым ярким, но не всегда самым вкусным. Оно просто было первым и запомнилось.

«С»: Как валютный кризис повлияет на производителей прохладительных напитков?

— Выпускаемая продукция однозначно вырастет в цене. Дело в том, что многие российские производители закупают сырье за рубежом, которое из-за падения курса рубля сильно подорожает.

Прежде чем предлагать лимонад широкой аудитории, задайтесь вопросом: будете ли вы пить его сами? Если ответ положительный — вам нечего скрывать. Любая безалкогольная продукция предназначена для употребления подрастающим поколением

«С»: Вы советуете предпринимателям открывать бизнес по производству прохладительных напитков именно сейчас?

— Нет. В 2009 году, когда мы только начинали производить лимонад в мизерных объемах, было сложно, а в этом году — подавно. Кредиты с высокой ставкой, непредсказуемый курс рубля…

«С»: Какие советы вы можете дать производителям прохладительных напитков?

— Прежде чем предлагать лимонад широкой аудитории, задайтесь вопросом: будете ли вы пить его сами? Если ответ положительный — вам нечего скрывать. Любая безалкогольная продукция предназначена для употребления подрастающим поколением. Не вводите покупателей в заблуждение! Если обман раскроется, их доверие пропадет и это скажется на имидже компании. Производитель должен постоянно удивлять своего покупателя, предлагать что-то новое. В этом заключается работа технологов и маркетологов. Важно угадывать желания своих потребителей. Наша компания регулярно проводит дегустации среди детей, молодежи, более взрослого поколения и выявляет их предпочтения.

Личное дело

Кирилл Кириллович Чапайкин родился в 1963 году в Рузаевском районе. Окончил МГУ им. Огарева по специальностям «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» и «экономика». 20 лет проработал в компании «Лисма». Начинал с обычного мастера фрезерного участка, затем был конструктором, заместителем главного механика и заместителем технического директора. В 2006 году перешел на ликеро-водочный завод «Саранский» — трудился главным механиком и главным инженером. В 2020 году занял должность директора этого предприятия.

«Хороший начальник постоянно находится в движении, учится чему-то новому, — считает Кирилл Чапайкин. — По наставлению генерального директора Евгения Николаевича Сидорова я перенимал опыт других крупных компаний — как российских, так и зарубежных. С командой ведущих специалистов мы посетили предприятия Италии и Шотландии. Хочу сказать, что в Европе не лучше, чем у нас. Просто там все другое».

Закрыть