Прелюбопытнейшее путешествие в начало XX века в Поморье к староверам
В этом году зима теплая была, только раз до минус 42 опускалось, так что не замерзнете…» — «убаюкивали» нас единственные постоянные жители одного вологодского села, укладывая на ночлег в «летнюю» избу. Мы и легли, в чем были — верхней одежде и шапках, лишь валенки сняв. «Зимняя» же изба, где живут сами хозяева, отогревается теплом печи. Газового отопления там, несмотря на близость крупного поселка и федеральной трассы, нет. Но не минимальным набором цивилизационных благ интересны те староверы. Чем именно — расскажет Денис Тюркин.
Поморье, или Русский Север, — уникальная территория на карте России, не имеющая четкой границы. Там и Республика Коми, там и Архангельская и Вологодская области… Вот где непроходимые леса! Посмотрите на карту — все зелено, лишь с малыми вкраплениями белых мест, которые на поверку оказываются болотами, и больших синих — это знаменитые озера. Там, куда мы прибыли, течет речка Вага. Вид с обрывистого берега значительный, а если забраться еще выше — на Фомину гору или на ее безымянную соседку, то открывается вовсе духоподьемная и патриотическая картина. Леса, леса, леса… И далеко-далеко — сияющий на северном солнце крест старинной церкви. Конкретно назвать населенный пункт, где живут староверы, не могу по договору. Раскрываться они сами не желают, избегая встречи с федеральными журналистами, которые рвутся к ним время от времени. И «Столицу С» допустили только в качестве исключения. Поселок их хоть поселком и называется, но постоянных жителей — всего двое. Феодосий, глава семейства, и его супруга Евгения (она придерживается обычного, так сказать, православия). Есть еще друг-работник Кардес, тоже старовер, живущий у этой семьи наездами. Не забыть про живность… Декоративные куры, пока зима, сидят в подполе. Кот Путин ютится в избе и бывает бит ложкой по лбу. Агрессивный бодающийся козел Бахман — в хлеву, хотя и у того, и у другого предназначение одно — умилять и развлекать хозяев. А вот три лошадки в деле полезны. На них и ездят (даже тройкой запрягают!), на них и возят. Жесткой необходимости в такой тяге нет: рядом крупное село, а дорога из щебня едва не доходит до дома. Да туда даже дачники на машинах проезжают. Так что содержание лошадей связано не с надобностью, а желанием жить в таком стиле. Аналогичное объяснение можно дать ведению всего домашнего хозяйства. Питьевую воду носят из родника, «техническую» и для скотины — из колодца рядом с домом. А бревенчатый дом-то — как из сказки! Огромные резные наличники (только горизонтальные), крыльцо с резными же украшениями… Все это собственными руками создавал Феодосий. Дом был куплен им совсем в другом виде, и поэтому частично переделан: заменена часть сруба, окна, крыша. 99,9 % людей в этой ситуации пошли бы в сторону упрощения: отправились бы в строительный гипермаркет, купили профнастил и зафигачили бы им и крышу и стены. Феодосий не таков. Он старается все делать по старым русским рецептам. Бесстропильная крыша, к примеру, сооружается следующим способом. Сначала укладываются узкие и относительно тонкие доски. На них — рубероид, хотя раньше использовали бересту. И уже затем — толстенные доски-пятидесятки. Край крыши — длинная поперечная доска — удерживается рогатиной (кокорой, как меня поправляют специалисты). Кокора эта — самый настоящий корень ели. Представьте, сколько труда тратится на выкапывание и подготовку! Зато сколько простоит постройка! К слову, бревна законопачивают изумрудными нитями мха.
А что внутри, в теплой жилой избе? Ни обоев, ни ковров, ни телевизора (с ударением на предпоследний слог). Чистое живое дерево, даже стены ничем не обшиты — бревна и есть бревна. А в углу так мастерски стесаны, что угла-то в геометрическом смысле нет, а есть удобное для того, чтобы уютно сесть, полукружие. Подоконники вытесаны из бревна, которое лежит в стене. Потрясающе… В жилой избе две комнаты. Узкая спаленка с голландкой и «главная» с печью, от которой к стенам тянутся воронцы — так называются полки. Есть еще и полати, на них я спал вторую ночь. Печь для человека среднего роста маловата, если ее использовать в качестве постели, поэтому моего спутника Вячеслава уложили на скамьи, под темной иконой.
Кстати, икона… Про веру местные жители говорят с неохотой. Никого не заманивают, не пропагандируют. Да, придерживаются старой веры, против которой в 17-м веке ополчился мордвин патриарх Никон. Двоеперстие — верх айсберга, главные отличия от «нового» течения, которых придерживается подавляющее большинство православных, у староверов заключаются в отсутствии священнослужителей (обряд может совершить любой), церквей и почитании святых. Домовладелец придерживается жестких правил и за другими следит, чтоб блюли. Зашел я по глупости в избу в шапке, а он мне с порога — сними, нехорошо. Жена забылась и выложила на пол подставку под горячее — все, убрать и больше на обеденный стол не ставить. Все, что на пол было поставлено, теперь поганое для стола. И сквернословить никто не смеет, и как же это хорошо!
Совсем забыл… Говорить «дом» по отношению к постройкам этой семьи не совсем верно. Жилых дома-то два. Во втором, летнем, ремонта пока не было. Он предназначен как бы для гостей. Так вот между двумя двухэтажными домами находятся хлев и ряд хозяйственных комнат. Все это скомпоновано в единую постройку, внутри которой можно передвигаться, не выходя на улицу. Мороз ли, вьюга ли, дождь… Вы всегда в помещении и можете заниматься домашними делами. Таковы особенности жилья на Русском Севере.
Интересно, что на втором уровне хозяйственных построек есть что-то вроде гаража, где стоит фаэтон (не «Фольксваген», а тип повозки!) и другая «карета». Завозят их по специальному помосту. Рядом со средствами передвижения держат сено, потому что в полу есть отверстия для подачи корма лошадям. Невероятно удобно! Кстати, рядом с хлевом расположен туалет и дровник. Такие дела… А по комнатам встречаются позабытые уже предметы — берестяные туесы, плетеные корзины, деревянные черпаки, прялки… Как в краеведческом музее, только все живое — используется по прямому назначению. Хотя есть у Феодосия и бензопила, есть и электрическая дрель. Да и электричество есть. Лампочек, правда, немного. И электрический чайник имеется, при живом-то самоваре. А еще домочадцы не без удовольствия выходят на мировые просторы Интернета — и в ЖЖ, и «ВКонтакте». Для этих целей используются два ноутбука. Такой образ жизни многие назовут искусственным. Посмеется кое-кто, увидев, как бородатый Феодосий, стриженный «под горшок», ходит по Вологде в тулупе и «старообрядческой» шапке или рассекает на санях на пути в соседнее село. А я поблагодарю Феодосия, Евгению и Кардеса. За историческую память, уважение к прошлому, вкус и честность. Но бороду пока отращивать не буду, жене не нравится.