«Этот свежий ветер перемен должен стать трендом развития культуры в текущем году»

Саранская картинная галерея: начало

То самое полотно — «Предчувствие весны». Фото: Данила Назаров I Столица С

«Искусство — единственный способ для человека оставить след на земле». Так на свой вопрос «Зачем люди занимаются искусством?» отвечал герой французского фильма «Неприкасаемые». Достаточно взглянуть на историю homo sapiens, чтобы убедиться в правоте простых, но важных слов. Автор смертен. Его произведения — нет. Зачастую, от гибели их спасают обычные люди. Они не наделены творческим талантом. Но у них есть вкус и любовь к искусству, и, что немаловажно, средства. Коллекционеры и меценаты в России не закончились на Иване Морозове и Павле Третьякове. Даже в Саранске находятся их последователи. В этом можно было убедиться в четверг, 10 февраля. В выставочном зале Мордовского музея изобразительных искусств имени Степана Эрьзи открылась выставка «Свет&Тень». 144 работы живописи, графики и офорта, вынесенные на обозрение, станут основной для амбициозного проекта — Саранская картинная галерея. Николай Кандышев и Данила Назаров (фото) засвидетельствовали начало перемен.

Предчувствие весны. Если на улицах Саранска это ощущается едва ли, то под крышей Выставочного зала именно эта эмоция захватывает тебя с первых шагов по экспозиции. С одной стороны, здесь каскад полотен, в которых узнаются мотивы оттепели («Весенний лес», «Дыхание весны», «Весна в Подмосковье»). С другой, даже зимние пейзажи («Иоанно-Богословский храм», «Ночной дозор» и «Сараи») кисти Никиты Пичугина нисколько не охлаждают твой пыл. Наоборот, они в той же мере «согревают» тебя. Облучают умиротворением. Ты вступаешь в резонанс с самой природой. Как с живой, так и с «мёртвой».

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Пейзажи разбавлены сочными натюрмортами («Клубника» и «Пионы» Хафиза Бикбаева). «Вкусив» их, отправляешься в путешествие по полумифическому Саранску 60-ых годов. «Городу, которого нет…» «Дом союзов», «Вид центра Саранска с Низов», «Улица Коммунистическая, вид от гостиницы Саранск» Александра Жидкова — доза вакцины фантомной ностальгии. Это можно увидеть и на изображениях наших дней. «Вид на храм», «Театральная площадь», «Пролетарская 25» (Никиты Пичугина) — городской романс в красках.

«Не случайно выбрано такое название выставки — «Свет&Тень, — поясняет директор музея Людмила Нарбекова. — «Свет» — это идея, движущая неравнодушными к искусству людьми. «Тень» — их частое желание остаться инкогнито. Не афишировать свои благие намерения и добрые дела». Она рассказала, что за годы сотрудничества музея с «друзьями» набралось огромное количество совместных проектов. Открывшаяся экспозиция в некотором смысле венчает этот симбиоз. Коллекционеры, представившие работы, не только сохранили образчики живописи. Они в какой-то степени сберегли историю мордовской столицы. В том числе и эту миссию призван будет воплотить проект — Саранская картинная галерея. Представленные на открывшейся выставке работы — лишь часть из будущего собрания экспозиции. Проект будет реализован в формате автономной некоммерческой организации. Новое здание галереи распахнет свои двери для посетителей не позднее 2026 года. Это подтвердила министр культуры Мордовии Светлана Баулина.

Реклама

«Проект Саранской картинной галереи обсуждается уже несколько лет, — подчеркнула она. —Поздравляю организаторов, инициаторов и с таким удивительным событием. Представленные работы — из частных собраний. Можно сказать, частная картинная галерея. Здорово, что в республике появляется всё больше и больше негосударственных культурных учреждений и инициатив. Значит, республика конкурирует и развивается». Министр высказала пожелание, чтобы таких проектов было больше. Как она надеется, «Свет&Тень» — не последняя выставка в рамках Саранской картинной галереи, а только начало. В этой связи прозвучал призыв к молодым художникам. Дабы и те откликнулись на участие в культурной жизни республики. «Спасибо за этот замечательный проект, накануне весны! — добавила Баулина. — Этот свежий ветер перемен должен стать трендом развития культуры в текущем году».

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Нарбекова, в свою очередь, согласилась о важности этого года. В связи с чем напомнила, о грядущем юбилее Союза художников Мордовии. Организации исполнится 85 лет. «Молодёжь нам дорога, — подчеркнула та. — Нужно им давать созревать и идти уверенной дорогой в профессиональное будущее». Один из спонсоров проекта директор ООО «Ремонтник» Владимир Зуйков заверил, что и дальше постарается привносить посильную лепту в развитие родного города.

После церемониальных речей возвращаешься к работам. Точнее проваливаешься в них. А, если ещё точнее, в одну из картин. «Предчувствие весны». Самое большое полотно, занявшее центр экспозиции. Зимний пейзаж. Невзрачный деревенский домик на окраине села. Справа от него огромное поле. На заднем плане лесок. Зима готовится к отступлению. Из под снега показались колосья пшеницы. Чем тут же воспользовались вороны. Они копошатся в поисках драгоценных крох. Но, будто заметив тебя, стремятся в холодное облачное небо. И ты окончательно оказываешься там. На узкой аккуратной тропинке, которую, возможно, протоптал старичок, живущий в этой лачужке. Словно у Айвазовского в «Девятом вале», здесь тоже работает эффект «слома четвёртой стены».

«Мы северные люди,— отмечает в беседе автор полотна Никита Пичугин. — И нам этот сюжет близок. Вид в Подлесной Тавле. Но это условно. Работу писал с небольшого этюда. И многое добавил, прорисовал. Когда работаешь с таким масштабом, требуется внимание к деталям. Если отойти от моих картин, очень высокий уровень работ сегодня представлен. Отличный вкус у ребят. И картинная галерея — великолепная идея».

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

На выставке можно найти произведения и отца художника — Валерия Пичугина. «Кинотеатр «Юность» и «Пензенский дворик» написаны карандашом. Вообще организаторы подготовили изобилие графики. Впервые в Саранске посетители смогут познакомиться с творчеством офортистов мирового уровня — Ирины Маковеевой, Валентина Воробьева, Валентина Воробьева (мл.), Бориса Калитова, Евгения Устинова.

В экспозицию вошли их цветные офорты, а также работы, выполненные в технике «сухая игла» в период с 1990 по 2010-е. Выпускник Московского академического художественного училища Виктор Грачев представил на суд зрителей работу «Метрострой» и удивительный по силе этюд «Подмосковье». В рамках выставки выделен мемориальный зал народного художника Республики Мордовия Николая Рожкова. Посетители могут познакомиться с работами автора, созданными на территории Ичалковского района и небольшого посёлка Калыша, затерянного в окрестных заповедных лесах. Смотрителем и хранителем данной части частной коллекции является настоятель Храма Михаила-Архангела из села Ичалки о. Сергий (Сергей Сакович).

От мордовских координат отправляешься чуть западнее. Зал иностранной живописи оказался богат и на жанры, и на эмоции. «Картофель и котелок» румынского художника Силвиу Арапа вызывает гнетущее чувство неминуемого угасания. Об увядании всего живого повествует натюрморт «Цветы в вазе» голландского мастера Хенка ван Лёвенца. «Стражник» и «Кардинал» Юстаца Стоенеску взирают на тебя с толикой грусти. Живописец из Бильбао Герутц Антоньяна в «Корриде» и «Ослик в упряжке» напоминает о бессилии души под гнётом обстоятельств. И, будто бы «свой среди чужих, чужой среди своих», Никита Пичугин с «Голландским натюрмортом с мидиями» венчает пиршество. Оставленного послевкусия должно хватить до «весны».

Закрыть
Закрыть рекламу