«Мы не должны замыкаться только на своих местных художниках, какими бы они хорошими и замечательными не были»

В Саранске открылась выставка классиков русской живописи Андрея и Арины Уделовых

Фото: Данила Назаров I Столица С

Старый Новый год. Этот «праздник» настолько же ярко может охарактеризовать Россию, как матрёшка и «мороженое зимой». Что за этим скрывается? Противоречивость и мистерия? Уникальность и красота? Такие вечные поиски можно найти в творчестве пензенских живописцев Арины и Андрея Уделовых. Их выставка «Волшебный край! Очей отрада!» открылась в четверг, 13 января, в Музее изобразительных искусств имени Эрьзи. По мнению местных искусствоведов и рядовых ценителей прекрасного, это главное культурное событие не только января, но и всего года. Пусть он только и начался. Можно с уверенностью сказать одно, что у саранского зрителя появилась уникальная возможность увидеть работы последователей классической школы русского реализма. Авторы предлагают нам погрузиться в камерную лирическую вселенную. Николай Кандышев и Данила Назаров (фото) отправились в это путешествие.

«Эмоции переполняют, — признаётся куратор экспозиции Инна Шило. — Мы увидели и почувствовали в работах четы Уделовых, что природа — не монолит. У природы есть душа, есть свобода, есть любовь и язык. Сегодняшняя экспозиция ярко демонстрирует, что классическая школа русского изобразительного искусства ещё жива. Традиции Левитана, Поленова, очень ярко прослеживаются в представленных сегодня произведениях. В их альма-матер — Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова учился и Степан Эрьзя. Они сегодня стоят в одном ряду с этим мастером с мировым именем. Их творчество настолько же монументально и выразительно. Несмотря на то, что это, казалось бы, небольшие этюды. Мы видим ту громаду и мощь родной земли, любовь к которой они пытаются донести до зрителя. Думаю, школа реалистической живописи, традиции художников-передвижников будут существовать всегда. Ведь, это то, что нас окружает в повседневности. Мы постоянно созерцаем данные образы. Посредством представленной сегодня живописи это отношение передаётся и молодому поколению».

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

К слову о молодёжи. Накануне вернисажа Андрей провёл два мастер-класса. Первый — со школьниками 39-й школы Саранска с углубленным изучением отдельных предметов эстетического цикла. Второй — по технике масляной живописи со студентами саранского художественного училища им. Сычкова. Отзывы юных дарований весьма и весьма комплиментарны. Это подтверждает педагог-организатор училища Марина Зыкова: «Нашим студентам очень понравился такой живой формат. Проникновенное, искреннее, свободное общение на протяжении полутора часов, пока длился мастер-класс. Благодаря чему ребята внимательно слушали всё, что им говорил мастер. Почувствовалось, что у Андрея ещё сохранился студенческий запал, энтузиазм и непосредственность. Нашим студентам также интересно направление классического реализма. Мы выезжаем регулярно на пленэры, много пишем с натуры. Вчера они после мастер-класса остались и дописывали копии с работ Андрея. У них очень здорово получилось».

В путешествие по лирической вселенной ты отправляешься под Рахманинова и Шопена. На пианино аккомпанирует студент музыкального училища имени Кирюкова Егор Абдрашитов. Он, словно Харон, виртуозно скользя по черно-белым клавишам, переносит нас на тот «берег Стикса». Пункт назначения условен. Но человек точно выходит за границы Мордовии, проходя мимо полотен Андрея и Арины. Не покидало ощущения, что будто бы дух Левитана, Поленова или Серова реинкарнировал и обосновался в стенах музея. 52 работы. Все выполнены в технике масляной живописи. Городские и природные пейзажи, портреты, натюрморты. Уголки российской глубинки и заграничные ускользающие образы. Родная для Уделова деревня Соловцовка, более отдалённая, но не менее «родная» Прага. Ох, эти готические шпили в сиреневой дымке! Художник признаётся, что после путешествия в столицу чешской республики у него образовался гештальт. Не всё, что он хотел, «ему удалось дописать». Более того, это его самый «любимый город» для пленэра. Если не считать Пензы и Санкт-Петербурга. Отсюда и желание — вернуться на Карлов мост. Пока же, от Праги мы отправляемся в Поленово. Музей-заповедник великого русского художника предстаёт в вечернем сумраке. «Два дерева словно кулисы, а за ними постановка», — рассказывал о работе Андрей.

Реклама
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

«Всё очень чудесно, — в подтверждении этих слов делится поэт Владимир Нестеров. — Это русская классическая живопись. Любому жителю России творчество пензенских живописцев должно быть близко, дорого и узнаваемо. По-настоящему греет душу. Даёт стимул — творить что-то самому». Кого только не встретишь в «царстве Аида»! Даже Деметра и Персефона здесь. «Собор Святого Вита», «Рыбный рынок», «Вечер в Праге», «Унылая пора», «Заброшенный дом»… Сновиденческий трип. Словно герой «Земляничной поляны» ты оказываешься в детстве. Твой снобизм, эгоизм и прочие –измы дают трещину. Тебе даже не приходится пробовать рататуй как ресторанному критику Эго. Живопись оказывается сильнее любого блюда. Сожаление вызывает, что на вечер прибыл лишь один шеф-повар. Арина Уделова не смогла приехать по личным обстоятельствам. Её супруг принимал комплименты за всю чету.

«Для нас большая честь — принимать такую выставку, — отметила директор музея Людмила Нарбекова. — Потому что Пенза является центром академической школы русского реализма. Прекрасно, что наши авторы — выпускники Академии Глазунова. Эта школа видна в каждой работе. Чем больше мы смотрим на ваши полотна (обращается к Андрею — «С»), тем отчётливее видно, что, пусть скупыми и маловыразительными средствами, без ярких пятен, но вы добиваетесь тонкого, лирического поэтизма. Проникновенность и любовь к природе по-настоящему трогает. Это настоящее искусство. Нет ярких красок и «мишуры», а есть сущность».

После, к микрофону подошёл книгоиздатель и меценат Константин Шапкарин. Во многом его усилиями, как признала и Людмила Нарбекова, работы Уделовых оказались в Саранске. «Мне очень приятно, что мы сегодня открываем экспозицию работ Андрея и Арины, — поприветствовал собравшихся Аполлон мордовской республики. — Не только я, но и масса друзей неведомыми тропами привели нас к этой замечательной чете пензенских художников. Не согласен, что здесь нет «ярких пятен». Около одного из самого яркого из них мы как раз стоим (натюрморт «Лимонное лето» — прим. авт.). Это работа Арины. Она тоже должна быть здесь. Но маленький сын… Когда-нибудь мы здесь увидим и её. А для того, чтобы Андрей сюда приехал, многое сделал Станислав Вячеславович Холопов (главный редактор «Столицы С» — прим. авт.). Наш друг, медиамагнат. Но, самое главное, у нас возрождаются традиции вековой давности, зачинателями которой были Павел Третьяков, Савва Морозов, Савва Мамонтов… Сейчас мы тоже можем убедиться, что частные коллекции бывают не менее интересными, чем постоянные музейные экспозиции. Большинство из представленных сегодня работ — из собраний коллекционеров. Хочется отметить, что наша задача — сделать так, чтобы живописцы из Нижнего Новгорода, Пензы, Рязани и других городов страны также приехали в музей Эрьзи. Мы не должны замыкаться только на своих местных художниках, какими бы они хорошими и замечательными не были. Наш музей имеет всероссийское федеральное значение».

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Людмила Нарбекова вставила небольшую ремарку. Она заметила, что «они постоянно следит за художниками из других городов». Хотя выставка живописца из Пензы была в стенах главного музея республики в 2005 году. Неудивительно, что некоторые из присутствующих на вернисаже этого факта и вовсе не знали. По их признанию, они были уверены, что Андрей и Арина — первые пензенские живописцы, удостоенные такой чести. В любом случае 16 лет — весомый срок. Неудивительно, что зрители стали сравнивать Константина Шапкарина с Петром Первым. Мол, один «прорубил окно в Европу», а другой «в Пензу».

Андрей Уделов не скрывал своего волнения и переполнения эмоциями. «В прошлом году, когда по приглашению побывал в Саранске, меня здесь встретили как родного, — поведал тот публике. — Это стало настоящей неожиданностью! Мне настолько понравилось, что захотелось ещё раз сюда приехать. Уже поздней осенью удалось вырваться на пленэр в Шокшу. В плане организации сегодняшней выставки от меня была толика усилий, на самом деле, а остальные приложили в разы больше труда. Практически все работы, представленные здесь, выполнены с натуры. Минимум картин написана с этюдов.

На каком-то месте ты можешь просидеть несколько часов. За время написания им пропитываешься. Я могу, глядя на полотно, рассказать о том, какая погода была в тот день, как мы добирались до места, что происходило вокруг. Картина — изображение не отдельного момента, а целого события.

Представленные на выставке произведения — неотъемлемая часть нашей с Ариной жизни. Они многое скажут сами за себя».

Как стало известно потом, в следующем году в планах музея провести ещё одну выставку четы Уделовых. Только на этот раз сборную — совместно с другими живописцами. В любом случае, событие, которое обещает драгоценную толику эйфории. Но, дабы протянуть этот год, можно запастись энергией на персональной экспозиции пензенских мастеров. Время есть до 14 февраля. Как и у влюблённых в искусство, так и у неприкаянных душ.

Закрыть
Закрыть рекламу