«Красиво не только в Монте-Карло и на Гавайях, но и в Шокше»

Классик российской живописи Андрей Уделов в интервью «Столице С»

Фото: Столица С

Завтра, 13 января, в Музее изобразительных искусств имени Эрьзи откроется выставка пензенских живописцев Арины и Андрея Уделовых. Начало вернисажа в 16.00. По мнению местных искусствоведов и ценителей прекрасного, это главное культурное событие не только января, но и всего года. Пусть он только и начался. У саранского зрителя есть уникальная возможность увидеть работы последователей классической школы русского реализма (Левитан, Саврасов, Серов). В экспозицию вошло 52 работы, выполненных в технике масляной живописи. Среди произведений – городские и природные пейзажи, портреты, натюрморты. Авторы предлагают нам погрузиться в камерную лирическую вселенную. Николай Кандышев, накануне вернисажа, пообщался с Андреем Уделовым о концепции выставки, погибающей «русской деревне» и попытке прививания любви к малой родине через своё творчество.

«С»: Что ожидает саранского зрителя на предстоящей выставке?

— В основном это будут наши с Ариной пейзажи. Небольшое количество портретов и натюрмортов. В основном пленэрные работы. На них запечатлены разные уголки нашей страны, заграничные края. Прага, Кувейт, Италия. Периодически выезжаем куда-то в путешествия и в это время делаем зарисовки, небольшие этюдики. Стараемся передать атмосферу того места, где находимся.

«С»: Ранее эти работы уже показывались?

— Какие-то из полотен ранее выставлялись, а какие-то будут представлены публике впервые. Примерно треть работ — это уже проданные картины из частных коллекций и галерей, которые удалось привезти на время экспозиции.

«С»: По какому критерию отбирали произведения?

— Разумеется, я больше всего люблю писать свои родные края. Если мы куда-то и выезжаем, то редко. Но на выставке не только Пенза и её окрестности, но и другие места. В рамках экспозиции стараешься показать работы из разных мест и разных жанров. Дабы у зрителя сложилось наиболее объёмное представление о нашем с Ариной творчестве.

Реклама

Есть сегодня в российской глубинке нечто, уходящее безвозвратно. Люди покидают эти места. Они становятся заброшенными. Ничего кроме грусти это не вызывает. Ещё поездка была в ноябре, что усилило эффект.

«С»: Вы часто выставляетесь вместе?

— В последнее время, да. Наше творчество во многом схоже. Но при этом есть и свои интересы, и собственный взгляд на одни и те же вещи. К примеру, мне больше нравятся лирические пейзажи, ей, в свою очередь, также интересен потрет и натюрморт. Поэтому получается, что мы друг друга дополняем. Уже не помню, когда в последний раз у кого-то из нас была персональная выставка.

«С»: Андрей, вы уже не один раз посещали Мордовию. В одной из последних поездок побывали в селе Шокша, вдохновившись картиной «День памяти» Виктора Беднова. Какие впечатления у вас остались? Увидит ли их изобразительную форму саранский зритель?

— Скажу сразу, что работ из Мордовии на выставке не будет. Этюды с той поездки ещё нужно доработать. На это может уйти не то, что несколько месяцев, а несколько лет. А места, которые я увидел, очень своеобразные, таинственно красивые. Чувствуется уникальный колорит, делающий их отличными от остальной России… Есть сегодня в российской глубинке нечто, уходящее безвозвратно. Люди покидают эти места. Они становятся заброшенными. Ничего кроме грусти это не вызывает. Ещё поездка была в ноябре, что усилило эффект.

Фото: Столица С

«С»: Можно сказать, что вы своим творчеством сохраняете «русскую деревню»? Стараетесь многократно запечатлеть образы ваших родных мест в Пензенской области, деревенский дом бабушки в Солонцовке, например. Теперь в вашей «коллекции» есть Шокша. Существует вероятность, что в обозримом будущем узнать, что из себя представляла та самая «русская деревня», можно будет только по вашим с Ариной и других художников, работающих в этом жанре, картинам?

— Действительно, есть желание раскрыть людям глаза на эту красоту, находящуюся совсем рядом с ними. Многие ищут живописные места, на фоне чего можно будет сделать селфи. Как правило, едут ради этого в другие страны, к тёплому морю. Здесь ничего плохого нет. Всё это замечательно. Но, зачастую, прекрасное находится рядом с нами. В обыденности человек забывает о красоте вокруг и воспринимает её как должное. Задача художника — указать ему на неё. Дабы человек посмотрел на картину и понял, что он живёт не в условной Шокше или Солонцовке, а в уникальном месте с характерным колоритом. Это не забытое богом место! Здесь есть своя изюминка. Здесь можно и нужно жить. У нас почему-то бытует мнение о своей родине, что Россия — это грязь, разруха… Но в таких местах, несмотря на всё это, остаётся очарование. Посредством творчества стараешься привить любовь к этой малой родине. Чтобы люди, живущие в условной деревне, понимали, что они ни где-то на «помойке» находятся, а в уникальном и неповторимом месте. Красиво не только в Монте-Карло и на Гавайях, но и в Шокше (смеётся — прим. ред). Прекрасное рядом!

«С»: Надеюсь, ваша цель будет достигнута.

— Она, в принципе, недостижима. Но хотя бы затронуть. Разжечь маленький огонёчек любви к малой родине. Дать людям кусочек счастья. Сегодня же они куда-то бегут, суетятся, стараются заработать. А через наше творчество с Ариной хочется заставить их на миг остановиться. Потому что в суматохе дней они пролетают мимо настоящих ценностей. В том, что им казалось важным, счастье, в итоге, не находится. Из-за чего они сразу теряются. Пусть, глядя на наши работы, они смогут перезагрузиться. Получить небольшую вакцину счастья и новую порцию сил для пребывания на этой земле.

Справка «С»

Арина и Андрей Уделовы – выпускники Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Арина – 2017; Андрей — 2010), класс заслуженного художника Российской Федерации, профессора А.П. Афонина. До поступления в Академию Арина училась в Нижегородском художественном училище (2005-2009), Андрей — в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого (2000-2004). С 2011 года Андрей является членом Союза художников России.

С 2007 года Арина и Андрей — участники международных, всероссийских, региональных и зональных выставок, а также международных пленэров в Черногории, Франции, Кувейте. Их работы хранятся в Национальном музее Республики Коми, картинной галерее «Дом Озерова» (г. Коломна), частных коллекциях

Закрыть
Закрыть рекламу