Воскресенье, 23 января

Уай, кодама!

Встречайте в Саранске: новейшая TeslaModel Y Performance с полным пакетом автопилотирования

Символичное фото. Будущее («Тесла») встретилось с прошлым (остановка в виде электрической лампочки) в саранском настоящем. Фото: Денис Тюркин I Столица С

3,7 секунды разгона до сотни. Кажется, это самое быстрое четырехколесное транспортное средство Мордовии, способное дать бой и спортивным мотоциклам. Но это не главная прелесть новейшего электромобиля TeslaModel Y в специ­фикации Performance, который на днях появился в Саранске. Он оснащен полным автопилотом, благодаря которому «Тесла» может самостоятельно, без участия водителя, проезжать перекрестки. Правда, есть одно но… Какое — расскажет Денис Тюркин.

Быстродействие и графика 15-дюймового экрана потрясающие. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Феномен

Для начала напомню феноменальную историю компании «Тесла». Если первый электрокар, «Родстер», сделанный на базе «Лотуса» и продававшийся с 2008-го по 2012 год, не стал сколь-нибудь заметным явлением в автомобильном мире, то Model S оказалась новой точкой отсчета для всей индустрии. Быстрая, с реальным запасом хода под 400 км, сделанная абсолютно по другим лекалам, непривычным водителю повозки с двигателем внутреннего сгорания. Сравнение с айфоном было в кон. Огромный вертикальный планшет вместо центральной консоли, просмотр стриминговых сервисов, сенсорное управление второстепенными (и даже основными!) функциями… «Тесла» не просто задала моду, она изменила мир. В первую очередь — в плане создания электромобиля (моторы как минимум на каждой оси, размещение батарей под полом). Это «Мерседес» и «Порше» побежали вслед за уходящей электричкой, локомотивом которой оказалась «Тесла», а не наоборот. Автомобильные гиганты вдруг поняли, что тот паренек Маск, может, и мечтатель с дурацкими на первый взгляд идеями, но именно за его товарами выстраиваются очереди, и именно его товары ассоциируются у людей с будущим, которое неожиданно наступило. На сей момент «Тесла», став самой богатой в мире автокомпанией, продала в мире почти 3 миллиона электрокаров, самым популярным из которых пока является компактная «тройка».

Нейросети, обрабатывая информацию с радаров и камер кругового обзора «Теслы», выдают информацию на монитор в реальном времени. Модели транспортных средств рисуются не от балды: в действительности вокруг «Теслы» сейчас и грузовик, и автобус, и минивэны и легковушка Фото: Денис Тюркин I Столица С

Российские автоэксперты, в которых вы можете видеть своего дядю, брата и гаражного мастера Евгения, только на мониторе видевшие «Теслы», считают Илона Маска мошенником. Они узнали, что существует слово «капитализация», и предвещают скорый крах «Тесле», которую «искусственно накачивает долларами американское правительство». Но частое сравнение с Мавроди, как по мне, не выдерживает критики. Если создатель «МММ» выпускал лишь бумажки, то продукция Маска — вот она. Из плоти (в виде алюминия и пластика) и крови (в виде тока).

Саранск

Первая «Тесла» (Model S 85) появилась в Саранске в 2014 году, о чем я писал. С тех пор ее владелец, представитель крупной промышленности, сменил несколько «электричек», попробовав и «Ауди», и «Ягуар». Сейчас остановился на гибридном «Вольво ИксСи 90». Запас хода на электричестве около 40 км, но этого бизнесмену хватает, чтобы добираться из дома, на работу и обратно, не заряжаясь.

Реклама
Салон электрокара может ввести в ступор только непосвященного, не видевшего даже на картинке «Модель 3». Та была первой «Теслой» без традиционной панели приборов над рулем, только с одним экраном по центру. Фото: Денис Тюркин I Столица С

А вот его сын пока верен американской «Тесле». Недавно он приобрел новейшую Model Y Performance, продажи которой в мире начались чуть больше полутора лет назад (за это время приобретено без малого 400 тысяч экземпляров). Model Y построена на одной платформе с Model 3 (она компактнее Model S и Model X) и в данный момент выпускается в двух спецификациях: LongRange AWD и Performance. Обе оснащаются литий-ионной батареей на 75 кВт*ч, двумя электромоторами, весят ровно по 2 тонны и различаются лишь настройками управляющей электроники, благодаря чему в первой версии мощность моторов ограничивается на уровне 345 л. с., второй — 450 л. с. Поэтому LongRange AWD чуть более дальнобойный (508 км по стандарту WLTP), но с меньшим скоростным потолком (217 км/ч) и менее быстрый в разгоне до 100 км/ч (5 с). Соответственно, версия Performance, прибывшая в Саранск, — самый шик. 3,7 секунды до сотни, 250 км/ч максималки и «всего» 480 км запас хода.

Тест поколений: попробуй выйти из салона Y. Я долго искал ручку, а вот мой сын сразу сообразил нажать кнопку (видна в левой части фото). Кстати, доводчиков, как у представительских авто, у дверей нет Фото: Денис Тюркин I Столица С

Все эти сумасшедшие ускорения, на которые способны электромобили, уже приелись. Я прекрасно помню и Model S, и Jaguar I-pace. Но Model Y удивила даже здесь. Фантастически быстрый автомобиль, несмотря на скользкий асфальт, снежную колею и фрикционные шины «Мишлен». Кстати, с зимними покрышками владельцу пришлось повозиться. Планировался «Бриджстоун», но цена в 70 тысяч за одну шину смутила. «Мишлен» обошлись в два раза дешевле.

Утопленные заподлицо с дверной панелью ручки уже используют все кому не лень. В Model Y ими пользоваться надо так: надавить в правую часть, потом взяться за вылезшую левую. Представляю, каково орудовать данными ручками в условиях активизации российского дриста. Кстати, подсветки у них нет. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Размерность колеса — 275/35 R-21, но — вот сюрприз! — «Тесла» при этом не кажется зубодробительной табуреткой. Подвеска «пережевывает» и снежно-ледяные надолбы, и рельсы железнодорожных переездов. Хотя клиренс, конечно, спорткаровский и мало подходит под наши условия эксплуатации. Владелец и вовсе называет «Теслу» не зимним транспортным средством (хотя мы встречались в минус 15 и в машине было тепло и уютно), заявляя о плохо справляющейся с запотеванием стекол климатикой и однажды — в минус 23 — отказавшейся работать печке.

«Это не совсем автомобиль для езды, не для водителя, — говорит бизнесмен. — Скорее, для гаджетомана. Это как купить какое-то электронное устройство и получать удовольствие от ознакомления с опциями, которых нет у других».

Чтобы было понятно, о чем речь, вот вам пример: создатели «Теслы» «вшили» в 15-дюймовый планшет гоночную игру, в которой ты управляешь нарисованным автомобильчиком с помощью руля и педалей. И это не единственная игра, как вы понимаете. На планшете можно смотреть, например, видео с «Ютюба», можно слушать музыку, серфить в Интернете. Хотя сейчас это может даже «Лада».

А вот штука, которой точно нет ни в одном автомобиле мира. «Режим тестирования газов». Ваши предположения: что скрывается под таким названием? Не буду томить: имитация человеческих пуков. Испускания газов то бишь. Можно кого-нибудь разыграть, сделав так, что «пук» раздастся на конкретном сиденье. Можно транслировать эти звуки на улицу. А можно поставить «галочку» в меню, и пуками будут озвучены поворотники. Причем звуки разные. Есть вариант «Нелепые газы», есть — «Скучные газы», «Неврастеник» и так далее. Как ты до такого додумался, Илон Маск?! Этой штукой, кстати, можно тестировать людей. Одни, узнав о такой опции, с отвращением воротят нос. Другие просто спрашивают: «Зачем?» Третьи ржут, аки кони.

Поздравляем Саранск: в городе, возле ТЦ «Макс», вот-вот откроется первая публичная зарядная станция для электромобилей. Считать таковой колонку возле филиала «МЭС Волги» на улице Лодыгина, появившуюся несколько лет назад, вряд ли можно. Место непроходное, да и работала колонка, кажется, только для своих… Фото: Денис Тюркин I Столица С

Ну не за подушку-пердушку же выбирают люди продукцию Илона Маска. Пока другие делают концепты, он внедряет новации здесь и сейчас. Я говорю о третьей версии тесловского автопилота, FullSelf-Driving, которая есть у Model Y. Автомобиль с таким оснащением (этот пакет, между прочим, стоит 10 тысяч долларов, то есть более 700 тысяч рублей!) способен двигаться в сложных условиях города полностью самостоятельно. Ни тормозить, ни газовать, ни рулить не нужно. Посмотрите видео от реальных покупателей, они визжат и паром писают от восторга. Само собой, компания «Тесла» предупреждает владельцев, что электрокары «требуют активного контроля со стороны водителей». Но это предупреждение для надзирающих органов, не более.

Только жаль, что полноценно опробовать тесловский автопилот в условиях декабрьского Саранска не представилось возможным. Во-первых, всем камерам и радарам нужна разметка, с которой зимой по понятным причинам в российских городах средней полосы туговато. Во-вторых, тесловская навигация не работает на территории России, как и радио. Но все это решается кое-какими процедурами («снять монитор, перепаять»), говорит саранский владелец. Определенную модернизацию электромобиль уже прошел. Например, за 500 долларов был куплен сделанный украинским умельцем переходник под американскую зарядку. Дело в том, что в штатах свои стандарты, а в Европе — свои.

«Тесла» не была бы «Теслой» без своих примочек в виде управления автомобильными функциями. В этой модели почти все они «завязаны» на монитор. И это, как вы понимаете, бывает не только жутко неудобно, но и опасно. Например, включить однократный взмах дворниками можно единственной физической ручкой слева от руля, но все остальные режимы — только через планшет! Банальное изменение направления потоков воздуха становится целым представлением. Если посмотрите на фото, дефлекторов как таковых вы вовсе не увидите. Их роль выполняет… щель во всю панель. Так вот, потоки тоже меняются с планшета, но выглядит эта анимация, конечно, потрясающе… Тут даже бардачок открывается через монитор. Правда, закрывать его приходится рукой.

Купить «Теслу» в России оперативно сейчас практически невозможно. И дело не в том, что они в нашей стране официально не продаются. Давно уже есть энтузиасты, наладившие доставку американских электромобилей из-за границы. Большой спрос на эти машины по всему миру наткнулся на недостаточное предложение, связанное с нехваткой пресловутых чипов. Поэтому ожидание растягивается на многие-многие месяцы. Вот и саранский бизнесмен, выбирая Y, по сути не выбирал, а взял единственно возможную комплектацию, бывшую в наличии. Электрокар абсолютно новым прибыл из Канады и, пересекая российскую границу, за полтора месяца(!) прошел все круги таможенного ада. Сертификацию, уплату утилизационного сбора (который скоро для этой модели вырастет почти до 300 тысяч рублей) и прочее, прочее, прочее… Владелец заплатил около 72 тысяч евро, что в переводе на рубли составляет около 6,1 миллиона. По нынешним временам, когда «Октавию» в автосалоне продают почти за 3 миллиона, это вообще ни о чем.

Цифра

28 кВт*ч — таков пиковый расход электроэнергии «саранской» TeslaModel Y в минус 15. Значит, при полном заряде аккумуляторов машина проедет минимум 270 км.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу