«Наша мебель вполне может конкурировать с европейской!»

Исполнительный директор фабрики «Оримэкс» Руслан Начаркин — о своем бизнесе, новых трендах и влиянии пандемии

Нынешний пандемийный год стал очень сложным для всех направлений экономики. И для мебельного бизнеса в том числе. Производители несли убытки из-за того, что многие страны закрыли свои границы. Объемы экспорта уменьшились. Проблемы возникли с поставками импортных комплектующих. Также негативно сказалось резкое подорожание пиломатериалов. В итоге цены на мебель увеличились. Фабрика «Оримэкс» уже 30 лет занимает лидирующие позиции на этом рынке. Как отразилась пандемия на производстве мебели? В каких направлениях фабрика будет развиваться дальше? Об этом Елизавете Янькиной рассказал исполнительный директор «Оримэкса» Руслан Начаркин.

Руслан Начаркин: «Нужно верить в себя и не бояться! Фото: Юлия Честнова I Столица С

«С»: Как в начале 1990-х годов зарождался ваш мебельный бизнес?

— На фабрике я представляю второе поколение управленцев. В 1991 году ее вместе с компаньонами основал мой отец Евгений Начаркин. До этого фирма называлась «Оригинал акустик».

В республике есть предприятия и с более богатой историей. Но с точки зрения мебельного бизнеса, мы действительно стали одними из первых в Мордовии. При этом стартового капитала как такового не было. Изначально фирма занималась не только деревообработкой, но также оптово-розничной торговлей и составлением проектно-сметной документации. Одним из перспективных направлений стал выпуск багета, из которого делают рамы для картин. Крупную партию этих изделий в свое время заказал московский художественный фонд. В 1990-е годы начало развиваться индивидуальное жилищное строительство. Наши работники выполняли «деревянные» отделочные работы в домах и квартирах. Это позволило накопить денежные средства для дальнейшего развития. Постепенно деревообработка стала преобладающим направлением. С 1998 года фабрика начала специализироваться на выпуске столов и стульев. Со временем ассортимент значительно расширился. Теперь производим кресла, диваны, банкетки, комоды и журнальные столики.

Реклама

«С»: У кого вы перенимали опыт?

— Поначалу учились сами. Но в 2000-е годы активно начали посещать различные итальянские и немецкие мебельные компании — ​от самых мелких, где хозяин сам работал на станке, ​до крупных, выпускающих десятки тысяч стульев в месяц. Внимательно изучили их опыт. Многое внедрили у себя. И сейчас занимаем лидирующие позиции на мебельном рынке России и СНГ в сегменте обеденных групп. Товар высокого качества, который мы производим, можно передавать детям и внукам по наследству.

Фото: Юлия Честнова I Столица С

«С»: Почти вся мебель «Оримэкс» сделана из дубового массива. Почему остановились именно на этом материале?

— Когда-то мой отец с компаньонами пробовал изготавливать мебель из осины, березы и сосны. Но остановился именно на дубе. Дело в том, что в то время, имея небольшие производственные площади, было эффективнее работать с деревьями ценных пород. Получалась хорошая выручка в соотношении с объемом производства. Также этот материал зарекомендовал себя как надежный и премиальный. Считается, что лучше дуба только орех, но он стоит в четыре раза дороже.

«С»: Развиваете другие направления?

— Да. В 2017 году зарегистрировали торговую марку CASTOR. Речь идет о производстве мебели из бука, обладающей красивой текстурой и окраской. В ценовом сегменте она на 30–40 % дешевле, нежели из дуба. Но это не делает качество хуже.

«С»: Какие тенденции можете отметить в мебельном дизайне?

— В основном их создают архитекторы и дизайнеры, занимающиеся отделкой квартир, домов и ресторанов в крупных городах. Многие модные тренды рождаются в Милане и Кельне, где проходят крупнейшие выставки. Уже третий год подряд в Европе и России пользуется популярностью мебель из дуба, в которой есть элементы из камня, металла и стекла. Мы учитываем новые тенденции. В скором времени собираемся представить покупателям столы, в которых ножки будут сделаны из дуба, а столешница — ​из камня или стекла. Что касается обивки стульев, то планируем завезти ткани с узорами в виде геометрических фигур. Совсем недавно встречался со своим итальянским другом Эмилио, который раньше руководил мебельным производством у себя на родине, а сейчас занимается этим в России. Несколько лет назад он предсказал современные модные тенденции. Теперь говорит, что «классика» вернется к 2025 году. В это, конечно, слабо верится, потому что сейчас актуален тренд на 1960-е. Но… все может быть. Мода циклична!

«С»: Как же будет выглядеть мебель будущего?

— Однозначно она будет с элементами электроники. Ведь наступило время глобальной цифровизации. Плюс многофункциональная «начинка». Если посмотреть, к примеру, на производителей матрасов, то они уже сейчас внедряют в свои товары специальные устройства, измеряющие температуру тела. Также встраивают оборудование для подзарядки телефона. Скоро появятся прикроватные тумбочки с таким аксессуарами, в том числе с подсветкой.

Фото: Юлия Честнова I Столица С

«С»: Зачастую мебельное производство заточено под определенные «массовые» стандарты…

— Не совсем так. В большинстве случаев мы работаем, учитывая индивидуальные запросы. Для изготовления стульев используем ткани, которые выбирает покупатель. Например, в магазине города Сургута, где продают нашу продукцию, можно выбрать что-то подходящее из 4 тысяч «расцветок».

«С»: Многие местные производители сетуют, что производить качественную мебель в Мордовии — ​неблагодарное дело, требующее больших расходов.

— Думаю, что колоссальные финансовые вложения для открытия мебельного бизнеса не нужны… Предприниматели, выпускающие корпусную мебель, имеют небольшие объемы продаж из-за проблем с высокой стоимостью материалов. Но всегда можно найти более выгодное предложение по цене, договорившись с их более крупными производителями.

…Когда-то мой отец с компаньонами пробовал изготавливать мебель из осины, березы и сосны. Но остановился именно на дубе. Дело в том, что в то время, имея небольшие производственные площади, было эффективнее работать с деревьями ценных пород…

«С»: Ваша фабрика успешно работает на мебельном рынке более 30 лет. Были моменты, когда речь шла о закрытии?

— Ни разу. Мы пережили нестабильные 1990-е годы и мировой экономический кризис. Помню, как продавали зонты на Центральном рынке, когда торговля была разрешена без кассовых аппаратов… На мой взгляд, наша фабрика имеет хорошие перспективы развития и должна быть устойчива к различным форс-мажорам. Мы придерживаемся консервативной финансовой политики и стараемся не привлекать заемные средства на долгосрочный период. Также у нас квалифицированная команда. Более 200 сотрудников проработали в «Оримэксе» 10 с лишним лет, еще 40 имеют 20-летний опыт. Мы ведем свой бизнес честно. Исправно платим налоги. Помогаем сотрудникам профессионально развиваться. Наша мебель вполне может конкурировать с европейской. Ее хвалят на различных международных выставках. О ней хорошо отзываются покупатели из других стран. Это и есть самая большая благодарность за нашу работу.

Фото: Юлия Честнова I Столица С

«С»: Как на мебельном бизнесе отра­зилась пандемия?

— Наша продукция представлена практически во всех городах России с населением от 100 тысяч человек. Когда торговые центры и магазины были вынуждены закрыться, выручка существенно сократилась. Если в 2019 году она составила около 750 миллионов рублей, то в 2020-м — ​примерно 645 миллионов… На стоимости мебели в этом году сказалось резкое подорожание пиломатериалов из-за их дефицита. Но мы повысили цены на конечную продукцию умеренно. В итоге рост продаж увеличился по итогам года на 32 %. Мы стали заменять иностранные материалы на отечественные. От этого качество мебели не ухудшилось. Пандемия ускорила внедрение современных трендов. Например, мы стали уделять особое внимание онлайн-торговле. Сейчас, когда границы открыли, экспорт продолжился. Прежде всего сотрудничаем со странами СНГ — ​Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан… Несколько раз отправляли товар в Чехию.

«С»: Вы получаете государственную поддержку?

— Мы участвуем в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости населения». Большую помощь оказывают эксперты Регионального центра компетенций. На основании их рекомендаций четыре наших сотрудника на полгода были освобождены от работы и прошли обучение в рамках специальной программы, касающейся повышению производительности труда и эффективности работы компании. Затем стали внедрять полученные знания. В итоге за полгода перестроили примерно половину фабрики, включая перемещение станков и участков смежных территорий… В Мордовии создаются условия для развития бизнеса. Могу отметить эффективную деятельностью Центра поддержки экспорта и МГУ им. Огарева, который готовит грамотных специалистов.

Фото: Юлия Честнова I Столица С

«С»: Какие особенности мебельного бизнеса в Мордовии можете назвать?

— В республике много небольших предприятий, которые делают качественную и современную мебель. К сожалению, если смотреть в целом, то торговых марок, которые известны на федеральном уровне, практически нет. Уверен, что они могут появиться.

Меня от всей души радует, когда небольшое предприятие начинает производить мебель. Нужно верить в себя и не бояться!

«С»: Во время пандемии некоторые малые и средние предприятия закрылись. С чем это связано?

— С закономерным снижением потока покупателей и клиентов. Но, если не учитывать фактор пандемии, то закрытие предприятия часто бывает связано с плохим менеджментом и некачественной системой управления, в которую входит взаимодействие с заказчиками, производственный процесс, разработка новых продуктов или услуг, а также финансовый блок.

«С»: Какие советы можете дать начинающим торговцам мебелью?

— Если речь идет о магазинах, то им как воздух необходим качественный дизайн. К вам приходит покупатель, который хочет сделать свой дом красивым и уютным. Поэтому много зависит от привлекательного интерьера торгового заведения. Только в таком случае салон мебели вызовет доверие. К каждому покупателю нужно находить свой подход, давать грамотные советы, учитывая стиль и размеры квартиры, количество членов семьи… Мы регулярно проводим обучение персонала. Стремимся идти в ногу со временем. «Оримэкс» создал специальную платформу, на которой на данный момент обучается около 450 продавцов. До конца года планируем увеличить их число до 500. Еще один совет — ​перенимайте опыт более крупных предпринимателей. Мы долгое время изучали историю разных предприятий и на примере одного из них в следующем году решили ввести доплату за стаж работы. Также обязательно читайте книги о бизнесе и не только. В них можно найти все ответы.

«С»: А что вы любите читать?

— Очень многое. Последняя книга, которая мне понравилась, это «Искренний сервис» Максима Недякина. Некоторые описанные в ней моменты я уже внедряю в наш бизнес.

«С»: Ваша компания участвует в экологических акциях?

— Конечно. В сентябре ездили в Большеберезниковский район и сажали деревья.

«С»: Как руководитель фирмы «Оримэкс» поддерживает себя в «рабочем» состоянии?

— Два раза в неделю отправляюсь в лес на пробежку. Физические нагрузки и занятия спортом помогают зарядиться энергией. За неделю у меня проходят одна тренировка по плаванию, две — ​по большому теннису и две — ​по бегу с тренером.

«С»: Вы вакцинировались?

— Да. И рекомендую это сделать всем по разрешению врачей.

Также мы запустили интересную акцию.Если при покупке нашей мебели клиент покажет четыре последних цифры QR-кода, то получит скидку ровно на эту сумму.

«С»: О чем вы мечтаете?

— Чтобы наши сотрудники на десятилетия имели возможность хорошо зарабатывать и развиваться! Чтобы фабрика и дальше выпускала востребованную мебель, которой нет аналогов в России и мире!

Закрыть
Закрыть рекламу