Воскресенье, 16 июня
Общество

СКИ РУК уверенно смотрит в будущее

Ректор Саранского кооперативного института Роман Хайров — о новых форматах обучения, планах и перспективах

Саранский кооперативный институт Российского университета кооперации занимает одно из ведущих мест на региональном рынке образования. Выпускники института работают почти во всех секторах экономики региона и за его пределами. У ректора Романа Хайрова есть этому свое объяснение: «Наш выпускник должен быть максимально ориентирован на запросы работодателя».

Роман Раисович, чем сегодня живет вуз и какие интересы помимо образования у его перспективного руководителя? Для российской системы образования 2021 год отождествляется со словом «изменения». Случился массовый переход учебных заведений на дистанционное обучение, поменялись правила приема в высшие учебные заведения. Какие изменения коснулись Саранского кооперативного института?

— Сегодня мы можем говорить определенно, что сохранили традиционный обычный формат обучения для студентов очной формы. В нынешних условиях это определенное достижение, и мы стараемся, чтобы формат обучения никак не сказывался на качестве подготовки выпускников. Завершившаяся приемная кампания 2021 года оказалась успешной по многим показателям. Это вторая по счету приемная кампания в дистанционном формате. При ее проведении был учтен опыт прошлого года, когда прием осуществлялся в условиях форс-мажора, и теперь все процессы были организованы в штатном режиме. Прием состоялся на все заявленные программы. Общее число абитуриентов на программы высшего образования выросло по сравнению с прошлым годом, по очной форме рост составил 15 %. Этому способствовали новые правила приема, которые предусматривали поступление на «вышку» по результатам двух ЕГЭ и выбор самим абитуриентом третьего ЕГЭ.

Нельзя не учитывать и работу по подбору команды. Основу профессорско-преподавательского состава составляют кандидаты наук. Остепененность ППС — 94 %. Более половины преподавательского корпуса — выпускники Саранского кооперативного института. Я сам дважды выпускник своего вуза. Проректоры, деканы, заведующие кафедрами оканчивали Саранский кооперативный институт. Эстафету преемственности сегодня приняла молодежь. Преподаватели специальных дисциплин по уровню среднего профессионального образования — полностью выпускники Российского университета кооперации. Вуз бережно сохраняет традиции родной Alma mater. Преимущество студенчества Саранского кооперативного института — активное участие во всероссийских, региональных, внутривузовских мероприятиях. За два последних месяца наши студенты участвовали в двух масштабных российских мероприятиях. Одно из них — региональный этап первого Всероссийского турнира по силовому экстриму среди сельского населения. Турнир проводится в 12 регионах Российской Федерации с привлечением спортсменов из 31 региона. Организатором турнира является Российский университет кооперации на основании выигранного гранта при поддержке Министерства сельского хозяйства России, Министерства спорта Российской Федерации и Федерации силового многоборья. Мероприятий такого формата никогда не было, и Республика Мордовия получила честь одной из первых испытать его на себе. Заявки на участие подали более 50 отважных мужчин и женщин из разных районов республики. Соревнования были азартными, зрелищными и с сельской тематикой. Что стоит перечислить только названия конкурсов: «становая тяга», «фермерская прогулка», «кантовка покрышки», «эстафета «Погрузчик». Представители Мордовии, которые выиграли турнир, достойно представили нашу республику в финале Всероссийского турнира по силовому экстриму среди сельского населения в Казани 27 ноября.

В своем недавнем интервью вы позиционировали институт как предпринимательский. Как в СКИ проводится обучение предпринимательским навыкам?

— У нас есть сквозной курс, направленный на формирование предпринимательского мышления, который читают для всех студентов независимо от их направления или специальности подготовки. Юристам, экономистам, айтишникам — уверен, что всем нужно знать, к примеру, такие предметы, как «проектный менеджмент» или «основы предпринимательства». Цель курса по предпринимательству заключается не только в передаче знаний: как зарегистрировать фирму или выбрать правильную систему налогообложения. Мы понимаем задачу намного шире. А именно — сформировать у студента навыки и все те качества, которые связаны с понятием когнитивных гибких навыков.

Насколько среди студентов института высок интерес к предпринимательству?

— Наш опыт показывает, что очень многим молодым людям близки ценности предпринимательства, и это несмотря на то, что эта деятельность не всегда, скажем так, популяризируется. Особенно эти ценности ярко выражены среди обучающихся вторых-третьих курсов. Они хотят работать на себя, заниматься своим делом. Считаю, что задача нашего вуза — поддержать это стремление, дать возможность потренироваться в этом во время учебы. Мы идем студентам навстречу и переводим на индивидуальное обучение работающих по профилю студентов. А если желание заниматься собственным бизнесом пропадет, то предпринимательские навыки в любом случае пригодятся.

Какие направления обучения сегодня наиболее популярны среди абитуриентов?

— По-прежнему высок спрос на основные направления — экономику и юриспруденцию. Потребность в экономистах, управленцах, юристах на рынке труда остается и будет оставаться, ведь вопрос не столько в количестве, сколько в качестве этих специалистов. Государство предприняло шаги, чтобы закрыть экономические и юридические направления в непрофильных вузах, где были проблемы с качеством обучения. Но Российский университет кооперации — специализированный вуз в указанных сферах, с большим опытом и традициями. И вуз предпринимательский, где доходы от образовательной деятельности на 100 % формируются от внебюджетных источников, за счет платных образовательных услуг. Это говорит о том, что наши образовательные программы востребованы.

Как институт помогает выпускникам в дальнейшем трудоустройстве?

— В целом все связи с рынком труда у нас выстраиваются через кафедры и факультеты, где есть свой пул принципиальных партнеров — будь то органы власти, финансовые организации, предприятия и организации, крупный или малый бизнес. В период обучения студентам доступны инструменты карьерного развития через организацию и проведение круглых столов с представителями работодателей и учреждениями, уполномоченными решать вопросы занятости населения. В течение учебного года студенты института имеют возможность на договорной основе проходить практику на базе ведущих учреждений и организаций Республики Мордовия. Важной представляется работа, которой мы начали активно заниматься, — развитие системы дополнительного образования. Универсальные компетенции (критическое мышление, креативность, навыки командной работы и межкультурной коммуникации) стали необходимым дополнением профессиональных компетенций для современного рынка труда.

Поделитесь планами вуза на 2022 год.

— Прежде всего мы продолжим совершенствовать электронную среду — серьезно работать над цифровизацией и развитием дистанционных форматов. Цель — стать единым крупным университетом, чтобы образовательный контент был единым во всех филиалах Российского университета. Это повысит качество подготовки и обеспечит высокую коммуникацию студентов и преподавателей. Лекции, учебники наших преподавателей должны быть доступны для всех, кто интересуется данной темой. Вторая задача — активизация образовательной научной и социальной деятельности. Если к этому добавить предпринимательские навыки, то это и получится модель «Университета 3.0» (образование, наука, предпринимательство), к которой государство нас призывает. А в стремлении к новой модели университета каждый вуз ищет свои пути.

Какой путь выбрал ваш вуз?

— Деятельность института должна ориентироваться на положения Программы стратегического академического лидерства, представленной Минобрнауки России. СКИ предстоит побороться за статус крупного регионального вуза и сохранить третье место на образовательном рынке республики. Необходимо ориентироваться на свой регион и базовые отрасли народного хозяйства. Для этого создаем широкую коллаборацию из числа индустриальных партнеров, IT-компаний, предприятий торговли и сферы услуг. Сегодня развиваем образовательную среду, в которой еще больше студентов смогут поучаствовать в проектах платформы «Россия — страна возможностей», чемпионатах Worldskills, олимпиаде «Я — Профессионал», где студенты смогут расширить опыт взаимодействия с молодыми профессионалами. Студент одновременно и заказчик, и активный участник образовательного процесса. Вуз заинтересован в том, чтобы студенты параллельно с образованием могли заниматься наукой и развивать собственные бизнес-проекты, а потом реализовывать их на предприятиях кадровых партнеров. Если говорить об активизации научно-исследовательской деятельности, то мы стараемся создавать научные проекты под заказ конкретных работодателей. От них — постановка задач и периодическая их «приемка», оценка, обратная связь, от нас — кадры, инновационные решения. Такой формат необходим, чтобы исследования делались не «на полку», чтобы их результат был востребован конкретными организациями и учреждениями, шел на благо развития нашей республики или отрасли.

Материалы по теме
Закрыть