Суббота, 22 июня
Общество

Психолингвисты объяснили, почему люди хуже понимают тексты с возрастом

Психолингвисты из Центра языка и мозга ВШЭ выяснили, что при чтении пожилые люди чаще, чем молодые, предсказывают семантические связи между словами на основании не грамматики, а своих знаний о мире, сообщает журнал «Naked Science».

Фото: Соцсети

Опора на смысл отдельных слов вместо точного грамматического анализа позволяет быстрее обрабатывать информацию, однако может приводить к ошибкам понимания. Результаты исследование опубликованы в журнале «Quarterly Journal of Experimental Psychology».

С 1970-х годов психологи исследуют феномен ошибок в понимании речи. Например, Томас Эриксон и Марк Мэттсон показали, что на вопрос «Сколько зверей каждого вида взял с собой на ковчег Моисей?» люди обычно отвечают: «По паре каждого вида», — не обращая внимания на то, что предпосылка вопроса некорректна: животных на ковчег собрал не Моисей, а Ной.

Фернанда Феррейра в 2003 году показала, что предложения типа «Собаку укусил человек» в 25% случаев воспринимаются как «Собака укусила человека». То есть люди могут игнорировать грамматические связи между словами и интерпретировать предложения, опираясь на смысл слов и знания о типичных ситуациях. Такой тип обработки информации называется «поверхностная обработка языка».

Исследователи из ВШЭ провели эксперимент, чтобы проверить, как люди разного возраста используют поверхностную обработку языка при чтении. В исследовании участвовали 349 человек: школьники 13-17 лет, молодые взрослые 20-40 лет и пожилые взрослые старше 55 лет.

Участники читали предложения с причастным оборотом, которые провоцируют большое количество ошибок понимания.

Например: 1) Миша встретился со стоматологом пожарного, пломбирующим зубы быстро и безболезненно; 2) Миша встретился со стоматологом пожарного, потушившего пожар на складе; 3) Миша встретился со стоматологом пожарного, потушившим пожар на складе; 4) Миша встретился со стоматологом пожарного, пломбирующего зубы быстро и безболезненно.

В предложениях 1 и 2 причастия по смыслу и синтаксически связаны с одними и теми же существительными, а в предложениях 3 и 4 причастия синтаксически связаны с одним существительным, но по смыслу им больше подошла бы связь с другим.

Если на вопрос «Кто потушил пожар на складе?» после предложения 3 участники ответят: «Пожарный», — это означит, что они проигнорировали окончание, то есть синтаксическую связь, и отвечают в соответствии со значениями слов и своими знаниями о мире, т.е. используют поверхностную языковую обработку.

Оказалось, подростки и молодые взрослые одинаково активно используют поверхностную обработку при восприятии речи. Они неправильно отвечали «пожарный» на вопрос «Кто потушил пожар на складе?» после предложения 3 в 63-68% случаев.

Пожилые люди ошибались при ответе на этот вопрос еще чаще — в 79% случаев. Таким образом, поверхностная обработка языка появляется уже к подростковому возрасту и увеличивается в пожилом возрасте.

По мнению исследователей, такой результат для пожилых может быть связан, во-первых, с увеличением языкового и жизненного опыта. Благодаря ему, они склонны больше доверять своим ожиданиям относительно смысла текста и опираться на эти ожидания, а не на непосредственно воспринимаемую информацию.

Во-вторых, с бессознательной стратегией экономить ограниченные когнитивные ресурсы для других потребностей (например, для рабочей памяти).

В случаях, когда участники неправильно отвечали на вопрос после сложных для восприятия предложений 3 и 4, они прочитывали эти предложения быстрее.

«Получается, что опора на поверхностную обработку позволяет нам чуть быстрее обрабатывать информацию, — комментирует научный сотрудник Центра языка и мозга Анастасия Лопухина. — Так что, хотя она может приводить к ошибкам понимания, во многих случаях это выгодно и экономит время».

Материалы по теме
Закрыть