Четверг, 13 июня
Общество

Пришли и к Пивкину?!

Министр транспорта и автомобильных дорог «меркушкинского призыва» рискует вернуться в Мордовию в качестве крупного мошенника, приговоренного к 10 годам неволи…

В Самаре начались обыски по делу о крупном мошенничестве, где, по данным депутата Госдумы Александра Хинштейна, главным фигурантом является министр транспорта и автомобильных дорог области Иван Пивкин. После отставки губернатора Николая Меркушкина уроженец большеберезниковского села Пермиси оставался единственным высокопоставленным чиновником из его команды, усидевшим на своем посту. Другие земляки, «прописавшиеся» когда-то на берегах Волги, давно лишились «прибыльных» должностей. А некоторые успели получить за свои аферы реальные сроки. Также разгорается скандал вокруг чиновника из Росприроднадзора. Этот товарищ был тесно связан с Саранском. Речь идет о многомиллионных взятках. Расследованием занимаются сотрудники УФСБ по Нижегородской области, которое возглавляет наш земляк, генерал-лейтенант Игорь Завозяев. Подробности — ​в материале Валерия Ярцева.


Иван Пивкин — последний из меркушкинских «могикан» в Самарской власти. Устоит ли он? Фото: Соцсети

Дороги для земляка

Иван Иванович Пивкин возглавил министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области сразу после того, как ее губернатором стал Николай Меркушкин. И кресло под ним зашаталось только недавно! 11 ноября в областном министерстве экономического развития и инвестиций полицейские в ходе обысков изъяли бухгалтерский сервер и важные документы. Эти спецмероприятия проходили в рамках расследования, касающегося ведомства Пивкина. Уголовное дело возбуждено по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой… в особо крупном размере» (до 10 лет неволи со штрафом в размере до 1 миллиона рублей). По данным следствия, в декабре 2018 года Министерство транспорта заключило с фирмой «ИнфраКАП» контракт на составление прогноза интенсивности транспортных потоков при строительстве моста через реку Волгу с обходом Тольятти. Его подписала заместитель Пивкина — ​руководитель департамента экономики и финансов Ольга Приходько. Фирма получила 10 миллионов рублей, обязавшись провести исследование до конца месяца. Но, как выяснили правоохранители, в августе того же года ООО «ИнфраКАП» заключило контракт на аналогичный прогноз с ООО «Геотранс» по коридору Европа — ​Западный Китай. Только на 500 тысяч рублей. Сроком до конца сентября. Позже подрядчик представил фиктивные документы о выполненных работах, выдав чужое исследование за свое. Таким образом, в результате преступных действий «ИнфраКАПа» министерству транспорта был причинен ущерб на сумму свыше 1 миллиона рублей. Но ведомство «пошло в отказ». «Очень показательно, что минтранс и лично министр Иван Пивкин в ответ на запросы следствия отказываются признавать факт причинения ущерба бюджету, всячески защищая подписавшую госконтракт замминистра Ольгу Приходько, — ​написал в своем Telegram-канале депутат Госдумы Александр Хинштейн. — ​Хотя очевидно: подрядчик заранее знал условия будущего конкурса, а значит, налицо — ​коррупционный сговор. Но министра Пивкина это, очевидно, не сильно смущает…» Причем, по информации Хинштейна, спецоперации силовиков проходили одновременно сразу в двух областных министерствах.

И еще одна любопытная деталь: на следующие сутки депутат удалил свое сообщение без объяснения причины. Но дело, как говорится, уже завертелось…

Мост через Волгу входит в состав международного транспортного маршрута Европа — ​Западный Китай. Стоимость объекта составляет около 120 миллиардов рублей. Мост планируется открыть для движения в 2024 году. Концессионное соглашение о начале его строительства между правительством региона и хозяйствующим партнерством «Концессионная компания «Обход Тольятти» было подписано 16 октября 2019 года. Заключением договоров по государственно-частному партнерству в области занимается министерство экономического развития. А точнее — заместитель руководителя этого ведомства Олег Майоров, в кабинете которого прошел обыск…

Корыстная халатность

Минтранс Самарской области, который многие годы возглавляет наш земляк Иван Пивкин, уже фигурирует в нескольких криминальных разбирательствах. В начале ноября правоохранители возбудили в его отношении уголовное дело о халатности. Это произошло после отмены маршрутов школьных автобусов в Сызранском и Шигонском районах. Следствие выяснило, что с октября 2019 года 142 ученика не могли ими пользоваться из-за разрушенных участков дорог. Трассы пришли в негодность после того, как по ним на протяжении нескольких лет грузовики перевозили стройматериалы. А самое главное — ​это происходило с одобрения областного минтранса. В итоге региональному бюджету был нанесен ущерб на 190 миллионов рублей. Также, по информации все того же Александра Хинштейна, в производстве Следственного комитета Самарской области находится еще одно дело по статье «Халатность». Речь идет о ненадлежащем исполнении полномочий при установлении приаэродромной территории аэропорта Курумоч. Третье дело касается использования не по назначению субсидии Минтранса РФ на сумму 52 миллиона 400 тысяч рублей.

Но это еще не все! Главное управление МВД по Самарской области расследует дело о мошенничестве. Как выяснили правоохранители, во время строительства мостового перехода «Кировский» были допущены грубые нарушения при выплате аванса ЗАО «Волгоспецстрой». Это нанесло ущерб бюджету области в размере свыше 1 миллиарда рублей. Среди пострадавших от деятельности чиновников — Сбербанк и Глобэксбанк, которые кредитовали ЗАО «Волгоспецстрой» по просьбе Самарского правительства. Строительство Кировского моста началось в 2007 году, а должно было завершиться в 2009-м. Но в итоге его сдали в эксплуатацию лишь в 2018-м… В марте 2014 года министерство транспорта и автомобильных дорог области в лице министра Ивана Пивкина и «Волгоспецстроя» заключили дополнительное соглашение к госконтракту, касающееся возведения мостового перехода «Кировский». Речь шла о предоставлении бюджетного аванса на сумму 900 миллионов рублей. Но только после предоставления банковской гарантии и письменного запроса. Хотя на момент подписания соглашения «Волгоспецстрой» находилось в предбанкротном состоянии. Его представители информировали Пивкина о невозможности дать свои гарантии. Но это почему-то не помешало перечислить аванс. «Неустановленные лица» предоставили министру поддельные банковские гарантии, которые его устроили. Вскоре губернатор Николай Меркушкин торжественно открыл недостроенный мост, который еще несколько лет доделывали силами других подрядчиков. «Волгоспецстрой» аванс так и не отработал. Обанкротился, как того и следовало ожидать.

Именно действиями Ивана Пивкина и руководства этой организации был нанесен ущерб не только бюджету области, но и Сбербанку, который пролонгировал кредит для «Волгоспецстроя» по просьбе членов правительства области и под давлением губернатора Николая Меркушкина. При этом именно Иван Пивкин в прошлом году стал первым в России чиновником — ​ответчиком по иску Сбербанка о привлечении к субсидиарной ответственности на правах контролирующего лица «Волгоспецстроя». Банкиры решили взыскать непосредственно с «подручного» Меркушкина понесенный ущерб на 670 миллионов рублей!

Кстати, всерьез об увольнении «варяга» из Мордовии заговорили в 2018 году, когда врио губернатора Дмитрий Азаров вынес ему выговор за некачественный ремонт Красноглинского шоссе. Новый руководитель региона увидел в этом «идиотизм или злой умысел». Но тогда пронесло. Пивкин отделался легким испугом и даже сберег свою должность. Скандальную славу, как отмечают самарские СМИ, он приобрел также из-за отвратительного ремонта крупнейших автодорог региона. После реконструкции не соответствовало требуемым нормам Московское шоссе. Чудовищные колеи образовались после капитального ремонта к чемпионату мира по футболу, который обошелся более чем в 9 миллиардов рублей. Несмотря на жесткую и регулярную критику, Пивкин сохранял свой пост. Кстати, устойчивость его позиций связывают не только с экс-губернатором Меркушкиным, но и с Иннокентием Алафиновым — ​бывшим совладельцем банка «Югра» и первым заместителем министра транспорта РФ.

7 ноября Самару потрясло ДТП, унесшее две человеческие жизни. И здесь, по мнению депутата Хинштейна, не обошлось без Пивкина! Инцидент произошел ночью на ул. Демократической. Видео запечатлело, как Land Rover Discovery резко заносит на асфальтовой колее, заполненной водой. Далее на полном ходу машину боком выносит с дороги в кювет прямо на столб. От удара о мачту освещения и деревья внедорожник буквально разрывает пополам. 21-летний водитель и 23-летний пассажир скончались на месте происшествия до прибытия бригады скорой помощи. Замеры показали, что глубина неровности асфальта на данном участке составляет 2,2–3 см, что превышает установленные максимальные значения в 2,5 см. По словам Хинштейна, колея на этой улице существует уже не один год. ГИБДД ранее уже направляла требования министру транспорта Ивану Пивкину об организации гарантийного ремонта и приведении этого участка в нормативное состояние. В феврале прошлого года заместитель министра Андрей Спиридонов обещал отремонтировать эту дорогу, но до сих пор ситуация не изменилась. По словам парламентария, в Самарской области существует порочная практика, когда региональный минтранс как заказчик не настаивает на проведении гарантийного ремонта подрядчиками. «Если экспертизой будет установлено, что причиной аварии стало некачественное дорожное покрытие, можно говорить о халатности местных властей, — ​пояснил Хинштейн. — ​Соответствующее письмо я уже направил в прокуратуру! У меня есть основания предполагать, что власти сознательно затягивают время, чтобы дальше по новой разыгрывать контракты и тратить бюджетные средства!»

Мусорные короли

На этом скандалы не заканчиваются! На прошлой неделе по подозрению в получении взяток на сумму свыше 6 миллионов рублей был задержан руководитель межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Олег Кручинин. До лета прошлого года он курировал Мордовию — ​в качестве руководителя департамента ведомства в Приволжском федеральном округе. После упразднения этой структуры Кручинин получил другую должность…

Олег Кручинин брал взятки?! Фото: Соцсети

Также в Нижнем Новгороде прошли обыски в подведомственном Росприроднадзору Центре лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ). Его директора и одного из юристов задержали, подозревая в незаконном получении 1,5 миллиона рублей за выдачу лицензии. Также «обысковые мероприятия» прошли в Саранске. А именно — ​в республиканском филиале ФГБУ ­«ЦЛАТИ по ПФО». Причем ими занимались специально прибывшие сотрудники УФСБ по Нижегородской области, которыми руководит наш земляк, уроженец Зубово-Полянского района, генерал-лейтенант Игорь Завозяев. Аналогичные обыски и допросы прокатились и в других подразделениях ФГБУ — ​в Ульяновске, Перми, Оренбурге, Пензе и Саратове… По версии следствия, с февраля 2019-го по ноябрь этого года Олег Кручинин лично и через посредников получил 6,8 миллиона рублей. Взятки передавались за общее покровительство при осуществлении надзора за работой компании, занимающейся твердыми бытовыми отходами. Как сообщает Следственный комитет по Нижегородской области, осуществляется сбор доказательств об организации директором ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» Чернышевым системы сборов денежных средств с филиалов организации в интересах Олега Кручинина и других чиновников.

С этим скандальным делом также связывают арест руководителей нижегородской компании «ЛУК Регионы», которые в течение нескольких лет за взятки размещали на мусорном полигоне в Балахне отходы высокого класса опасности. Причем ранее Кручинин уже был замечен в лоббировании интересов этой компании. Будучи главой департамента Росприроднадзора в ПФО, он вынуждал руководителей предприятий заключать дорогостоящие контракты именно с «ЛУК Регионы». А также препятствовал выдаче лицензий потенциальным конкурентам. Балахнинский полигон контролируется региональным мусорным оператором «Ситиматик-НН», до недавней смены владельца называвшимся «Управление отходами НН». Ранее его бенефициаром являлся сенатор Владимир Лебедев — «мусорный король» Нижегородской области, представляющий ее в Совете Федерации. Как отмечают различные издания, этот товарищ входит в близкое окружение первого замглавы Администрации Президента Сергея Кириенко. Они поддерживают давние дружеские контакты, до сих пор помогавшие политику избегать ответственности за «мусорные» махинации. Благодаря кремлевскому чиновнику сын сенатора Андрей Лебедев занял руководящую должность в госкорпорации «Росатом» и принимает участие в распределении миллиардных госконтрактов. И если, как отмечают журналисты, пазл сложится, а подозреваемый в коррупции чиновник из Самары заговорит, то проблемы возникнут уже у самого прежде непотопляемого сенатора и его сына.

Личное дело

Иван Иванович Пивкин родился в 1967 году в большеберезниковском селе Пермиси. Получил в МГУ им. Огарева образование по специальности «промышленная электроника». В 1996-м окончил Российскую академию госслужбы при Президенте РФ, в 2003-м — ​Государственную академию повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКХ России. Начал трудовую деятельность в Госкомитете Мордовской АССР по экономике. Затем трудился в дирекции по реализации федеральной программы экономического и социального развития РМ. Возглавлял ООО «Саранскдорстрой». С 2008 года работал начальником Управления автомобильных дорог РМ. 19 июня 2012 года назначен на должность министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Материалы по теме
Закрыть