Четверг, 13 июня
Общество

Дороги, которые никуда не ведут

Обзор трех дорогостоящих дорожных объектов Мордовии, так и не введенных в эксплуатацию

«На окраине села улица разветвлялась на три дороги — одна вела к морю, другая — в город, а третья — никуда не вела. Мартино знал это, потому что у всех спрашивал про третью дорогу и все отвечали ему одно и то же, будто сговорились: «Та дорога? Она никуда не ведет. Не стоит ходить по ней». — «Но все-таки куда-то она ведет?» — «Нет, совсем никуда не ведет!» — «Так зачем же ее построили?» — «Никто и не строил ее. Она всегда там была!» Это начало сказки «Дорога, которая никуда не ведет» Джанни Родари. Денис Тюркин нашел в Мордовии три дороги, которые никуда не ведут.

Фото: Столица С
Фото: Столица С
Путепровод в Ковылкине. На схеме обозначен звездочкой

Ковылкино, нелогичный путепровод

Этот 50-метровый двухполосный путепровод через железную дорогу от улицы Рабочей в сторону улицы Гагарина был построен в 1980-х годах. Его расположение сейчас не поддается логике улучшения инфраструктуры. Находится в промзоне на почтительном расстоянии от оживленных дорог. Да и угол (прямой) его примыкания к улице Рабочей довольно странен. Стоимость строительства «С» неизвестна. Движение по путепроводу открыто не было, асфальтобетон на проезжей части не уложен. Сейчас используется только как пешеходная переправа для редких пешеходов — работников прилегающей промзоны. В ноябре 2020 года состоялся электронный аукцион, победитель которого — компания «Подрядчик» из Белгорода — должен был почти за 10 миллионов рублей демонтировать конструкцию. Но заключенный с Управлением автомобильных дорог (Упрдор) РМ контракт был расторгнут в конце декабря 2020 года по обоюдному согласию сторон. Как удалось узнать «С», заказчик не смог вовремя согласовать с РЖД технологические окна, на время которых движение по железной дороге закрывалось бы для работ по демонтажу путепровода. Тогдашний начальник Упрдора РМ Валерий Резепов анонсировал «С» новый аукцион в 2021 году, но, по данным на 20 ноября, в картотеке госзакупок подобных торгов нет… Кстати, в полутора километрах от старого путепровода, на стыке улиц Гагарина и 50 лет Октября, планируется возведение нового. И в этом случае объект жизненно необходим, так как там оживленное движение. В ценах 2020 года стоимость постройки объекта составляла без малого 950 миллионов рублей. Очевидно, что сейчас она перевалит за миллиард.

Кадошкинский район, Братский мост

Мост в Кадошкинском районе. На схеме обозначен звездочкой.
Фото: Столица С

Стометровый двухполосный железобетонный мост через речку Иссу находится в поле в полутора километрах от западной оконечности села Большая Поляна. Покрытие проезжей части асфальтобетонное. Оба подъезда к мосту — грунтовка. На «Яндекс.Картах» у переправы даже есть название: Братский мост. Расположен на грунтовой дороге длиной почти 6 км от Большой Поляны до Кадошкина (это самый короткий путь между населенными пунктами, дорога через Латышовку длиннее на 9 км). Строился на рубеже 90-х–2000-х годов по распоряжению Правительства РМ, стоимость «С» неизвестна. По логике чиновников, сразу за строительством переправы следовало возвести асфальтовую дорогу вместо грунтовки, но это сделано так и не было. Более-менее активно дорога стала использоваться пару лет назад, когда на местные земли пришли чамзинские латифундисты. Их техника в большей степени и ездит по мосту. В сухую погоду там могут проехать и сельчане на легковушках. По данным «С», мост не стоит на балансе какого-либо муниципалитета. Есть ли у него будущее? Несомненно, если республиканские власти доведут свое начинание и заасфальтируют дорогу между Большой Поляной и райцентром.

Торбеевский район, подъезд к деревням федерального значения

Фото: Столица С
Фото: Столица С
Дорога в Торбеевском районе. На схеме отмечена красной линией.

Самый крупный и дорогостоящий из рассматриваемых нами объектов. Потому что это асфальтовая дорога длиной 5 км с путепроводом через железную дорогу, с двумя остановками, с расширениями для маршрутных транспортных средств и частичным искусственным освещением. Построена в 2012 году на федеральные средства (точная стоимость «С» неизвестна, не менее 300 миллионов рублей) как новая часть подъезда к Саранску от М5 «Урал» в обход села Никольское. Планировалось, что далее трасса продлится до М5 «Урал» и «врежется» в нее возле Новых Выселков. Кризис 2014 года показал, кто в России хозяин. Объект так и не был введен в эксплуатацию. Он стоит на балансе федерального казенного учреждения «Упрдор «Москва — Нижний Новгород», которое уже несколько лет пытается сбагрить наследство Мордовии (как и участок дороги в Краснослободске), но наше правительство пока успешно отбивается. Сейчас так и не введенная в эксплуатацию дорога используется только редкими жителями окрестных деревень, хотя въезд на нее со стороны Торбеева закрыт блоками. Будущее ее туманно. Продолжать строительство до Новых Выселков особого смысла нет, потому как в 2024 году, если в стране не будет потрясений, достроят новый участок М5 «Урал» в обход этого и других населенных пунктов. И интенсивность движения по старому участку упадет в разы…

P. S. Как вы поняли, лишь путепровод в Ковылкине не приносит пользы и действительно никуда не ведет. Два остальных объекта худо-бедно помогают крестьянам. Так и в сказке Родари: дорога, которая никуда не ведет, все-таки привела Мартино (по прозванию Упрямая Голова) ко дворцу с золотом, где он и обогатился. Вслед за ним по этой дороге пошли другие люди. Но… «К вечеру все они возвращались. У всех были вытянутые от огорчения лица: дорога, уверяли они, вела прямо в болото, в чащу леса, в заросли колючего кустарника. Не было там ни железной ограды, ни дворца, ни прекрасной синьоры, раздающей богатства.

А все потому, что некоторые сокровища открываются только тем людям, которые первыми проходят по нехоженым путям! Как Мартино Упрямая Голова».

Материалы по теме
Закрыть