Пятница, 3 декабря

«Это эпохальное событие!»

В музее Эрьзи открылась выставка работ знаменитого скульптора из собрания Русского музея

Нынешний год проходит в республике под знаком юбилея скульптора Степана Эрьзи. 8 ноября исполнилось 145 лет со дня его рождения. По такому случаю в стенах его музея открылась уникальная экспозиция. Выставка произведений мастера из собрания Русского музея. Двадцать семь скульптур впервые были представлены для саранского зрителя. Познакомились с работами Николай Кандышев и Данила Назаров (фото).

Фото: Данила Назаров I Столица С

Гости толпились в фойе. Представители искусства, музейного дела, теоретик архитектуры Евгений Ширчков, дамы в национальных одеяниях. Мордовских, разумеется. В воздухе слышался Вивальди. «Времена года». Вечные мотивы. Под этот аккомпанемент слово взял глава Мордовии Артём Здунов. «Очень символично, что в год 145-летия скульптора мы открываем выставку с коллекцией из Русского музея, — отметил он. — Сделать это в наше непростое время — большой труд. Поверьте мне, сейчас много ограничений. Но они нам нее помеха. Вспоминаю историческую справку, подготовленную специалистами. Как много лет назад Степан Эрьзя пытался привезти свои произведения в Россию. Он отказался их оставить за рубежом. Наша партия и власть сделали всё, чтобы они оказались в стране. Тоже подвиг. Тоже непростое время. Но это никогда не мешало культуре и развитию. Здесь собрались именно те люди, для которых важно развитие культуры. Пытался подсчитать, сколько теперь здесь произведений мастера. Получилось 240. 200 у нас и 27 прибыло к нам из Русского музея. Никого посещения музея не оставляет равнодушным: ни иностранца, ни москвича».

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

После нехитрых подсчётов глава вручил награды деятелям искусства Мордовии. Один из лауреатов премии имени Степана Эрьзи, народный художник Мордовии Анатолий Баргов взял слово. «Сегодня получить такую награду высокую. Нашего Великого скульптора Эрьзи. В нашем прекрасном музее — это большая честь. Большое спасибо, Артём Алексеевич, что вы сегодня пришли почествовать нас!».

По завершению церемонии награждения, слово взял директор Русского музея Владимир Гусев. Лично, в силу определённых обстоятельств, он присутствовать не смог, поэтому записал видео. «Вы назвали выставку «Неизвестный Эрьзя»,  — подметил тот. — В принципе, это верно. Вещи из нашей коллекции, представленные у вас сегодня, насколько знаю, в Мордовии никогда тне показывались.  Хотя имя скульптора известно во всём мире. В Италии, Франции и Аргентине проводились персональные вернисажи. Именно в последней стране в 2016-м году в Буэнос-Айресе мне довелось встретить произведения мастера. В музее под открытым небом. Это в очередной раз доказывает, что Эрьзя  — скульптор мира. Только в Аргентине у него был доступ к редким породам дерева. С очень сложным материалом он справлялся удивительно. Теперь в Саранске, Мордовии состоится выставка, которая вас ещё ближе познакомит с его работами. Я очень рад. Жаль, что не могу быть с вами».

Реклама
Фото: Данила Назаров I Столица С

Директор музея Эрьзи Людмила Нарбекова коротким спичем открыла экспозицию: «Сегодня эпохальное событие. Впервые в истории Мордовии в стенах музея объединились коллекции работ Степана Эрьзи». Затем руководитель саранского «Прадо» выступила гидом для высоких гостей. Артём Здунов планомерно осмотрел представленные работы. А посмотреть там, несомненно, было на что.

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

В экспозиционном зале музея глазам открылись отборные произведения мастера. Эротичный силуэт «Обнажённой» 1922 года из ореха. Обаятельный «Женский портрет» 1940 года из кебрачо. Также она известна, как «Москвичка». «Волна». Ещё один утончённый женский образ, вырванный из дерева мастером. Ассоциации с Роденом лезли сами собой. Здесь задерживается и Артём Здунов. Людмила Нарбекова тут же рассказывает интересные факты о работе. Но лучше чем сами работы, о них не расскажет никто. Даже Эрьзя… Вот «Бетховен». Жемчужина коллекции. Два художника никогда не встречались между собой. И до нас дошло не так много изображений немецкого маэстро. Но мордовский скульптор смог выразить в срезе дерева гений композитора. Его ДНК. Его полёт над пропастью безумия и мрака, из которого он выхватывал великие мотивы. Тут же словно по заказу Алекса из «Заводного Апельсина», в голове звучит «9-я симфония». Не менее удачно, но более приземлено смотрится Лев Николаевич Толстой. Писатель словно одеревенел. Мудрый, обременённый думами старец. Таким он видится обывателю. Хотя в нём было не меньше безумия, чем в немецком маэстро. Это хорошо передаёт Эрьзя. Балконский мог бы смело прильнуть к данной скульпторе.

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Не все работы дошли до наших дней в идеальном состоянии. Время не щадит дерево. Эрьзя выбрал не самую долговечную форму. В отличие от того же Бетховена и Толстого. Поэтому на общем фоне выделяется «Портрет актрисы» (1922) из подцвеченного мрамора. На некоторых работах уже есть трещины. Другие покрыты пылью прошлого. Боишься сделать вдох, дабы не повредить произведения. Жадные до фотографий дамы не задумываются о таких вещах. Только и слышится: «Ольга Сергеевна, маленько рассосись!». Как это будет на немецком? «Толстой бы мог выразиться и похлеще. Но их изображения в ответ на эти риторические пассажи хранят молчание. Каждое мгновение для знакомства с этими шедеврами в таком потоке страстей драгоценно. Экспозиция будет открыта до 9 января. До дня, названного в российской истории «кровавым воскресеньем». Монархии не могут похвастать вечностью. В отличие от искусства.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу