Понедельник, 6 декабря

Теньгушевский район. Мост для Николая II и его супруги

Фото: Денис Тюркин I Столица С

В прошлом выпуске путешествующей рубрики Денис Тюркин рассказал о железобетонных мостах (дореволюционной постройки) Атюрьевского района, обратившись к читателям с просьбой сообщить о других подобных старинных объектах в иных районах республики. Откликнулся житель Теньгушевского района Геннадий Михайлович Попов: «У нас тоже есть дореволюционный мост, точнее, его остатки. В советские годы мы хотели его восстановить, но не получилось». Снаряжаем экспедицию на северо-запад Мордовии!

Ближний к Куликову устой начал разрушаться… Фото: Денис Тюркин I Столица С

Теньгушево — Куликово — Мельсетьево. Про эту транспортную артерию я только слышу последние пару лет в свете действия нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», самому заезжать в те края не доводилось. И к лучшему! Потому что местные говорят, что раньше там ездить было тяжело. Что местные! Я сам помню, насколько плохое полотно было после темниковского поворота. После Барашева. Сейчас 2,5 часа езды в самый отдаленный район Мордовии ты спокойно держишь скорость в 95 км/ч, сбрасывая лишь в населенных пунктах. И как классно за последние два года отремонтировали ту саму дорогу, с упоминания которой началось повествование!

Стрелкой показано место расположения моста. Пунктиром — ранее существовавшая дорога. Обратите внимание, что нынешний путь имеет два крутых поворота. А все из-за строительства в советское время в таком неудобном месте железобетонного моста. Автор: Яндекс Карты
Фото моста, сделанное с западной стороны. На горе виднеется Куликово, справа в углу — барский дом. Фото: Павел Ярочкин

Спотыкаешься только на неотремонтированном мосту через речку Шокшу сразу после села Куликово. Никак не привыкну к российской бюрократической странности, когда мосты — отдельно, дороги — отдельно. Но где же каменные устои дореволюционного моста, о которых говорил читатель? Не могу найти. И только на обратном пути замечаю первую глыбу, метрах в 20 от дороги. Как хорошо, что приехал сейчас: ни травы, ни зарослей, мешающих проходу.

Итак, что обнаружилось. Три устоя (опоры по-современному) расположены в линию с севера на юг. Каждый представляет собой параллелепипед высотой около 4 метров. Расстояние между каждой последующей опорой — метров 10–15. К крайним ведет хорошо заметная насыпь, которая должна была стать дорогой. Первый устой (если смотреть со стороны Куликова) поврежден  корнями деревьев, проросшими сквозь него. Осыпалась одна стенка, показав, из чего сделан устой (бутовый камень серого цвета). Средняя опора, кажется, в отличном состоянии. Если не считать чуть «обгрызенного» ледореза. А вот третий по счету устой находится в воде и сильно накренился.

Реклама

По словам Геннадия Михайловича Попова (он в советское время, будучи районным чиновником, занимался дорогами), балки у этого моста отсутствовали, то есть он не был достроен. Когда возведены устои — точно неизвестно, понятно лишь, что до 1917 года. «В 70–80-е годы мы собирались восстановить этот мост (кстати, одна опора уже на тот момент имела крен) и запустить по нему автомобильное движение, для чего обратились к министру дорожного хозяйства ­МАССР Салимову, — рассказывает Попов. — Нам даже хотели прислать водолазов для обследования участка Шокши возле одной опоры. Но что-то не срослось. В итоге теньгушевский первый секретарь нанял крупную бригаду из Сарова, они и построили существующий железобетонный мост в стороне».

Бывшая школа заброшена… Фото: Денис Тюркин I Столица С

Обычно я пишу статьи вечером. Зачастую параллельно ищу дополнительную информацию в Интернете. Бывает, так углубляюсь, что засиживаюсь до глубокой ночи. Так произошло и с этим материалом. И к счастью! Потому что к полуночи я наткнулся на группу в ВК «Школы с богатой историей» и стал переписываться с Эльвирой Мельник, бабушка которой родом из Куликова. Мельник прислала мне фотографию (ее сделал в 50-х годах ныне заслуженный учитель РМ Павел Ярочкин) того самого моста в рабочем состоянии! «Переправу построили к 1903 году, когда через здешние земли в Дивеево на канонизацию Серафима Саровского планировался проезд императора Николая II с супругой, — пояснила Эльвира Мельник. — Путь следования не сообщался до последнего момента из соображений безопасности, поэтому дороги мостили к Дивееву и Саровской пустыни с обеих сторон: поправляли мосты, переправы, ну и сами дороги. В итоге императорская свита въехала в Тамбовскую губернию с другой стороны, и куликовцы так и не увидели государя… Что касается моста, он недолго простоял, видимо, были какие-то инженерные промашки… На мосту были бревна, по ним и ездили. В 70-х годах их уже не было. Я помню, потому что каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. С каменных быков моста мы прыгали в реку, она тогда глубокая и широкая была».

Фото: Денис Тюркин I Столица С

Но вернемся в Куликово. Богатое когда-то было село, если судить по множеству каменных домов! Доминантой служит огромное двухэтажное здание бывшей школы, закрытой еще в 2005 году. Дверей нет, окна нараспашку, полы растащили. И только крыша пока защищает постройку от разрушительного влияния бесхозяйственности. Знаете, что это за здание было изначально? Троицкая церковь 1832 года постройки! В советские годы мощный центральный купол срезали, «подровняв» также и колокольню. Напомню, что аналогичная ситуация сложилась с храмом в селе КажлодкаТорбеевского района. До последнего времени здание также использовалось как школа, а теперь заброшено. Правда, куликовское в гораздо лучшем виде! Но кому оно сейчас нужно? В этом и печаль…

Фото: Денис Тюркин I Столица С

Еще я заехал в поселок Полярная Звезда неподалеку. Только из-за названия. Основан он был в 20-х годах прошлого века как коммуна (привет советской Мордовии в Краснослободском районе). Так вот, сейчас жизни на Полярной Звезде нет… Ни одного жилого дома. Говорят, последняя жительница покинула Звезду после нападения ино… То есть грабителей, забравшихся к ней однажды. Так вот, в вымершем поселке людей нет, зато есть газ! Просто поразительно. А еще мы заехали в знаменитое село Шокша. Искали на кладбище огромные дубовые кресты в два-три человеческих роста, которые раньше ставились на могилах. Но это совсем другая история…

Кстати

Фото: Денис Тюркин I Столица С

В теньгушевском селе Кураево благодаря соцсетям недавно построили мостик через овраг на грунтовке, ведущей на местное кладбище. Уроженцы здешних мест, живущие сейчас в разных регионах страны, общаясь в разных группах в соцсетях, договорились сделать нормальную переправу. Скинулись, кто сколько может. К процессу подключились местные жители. Набралось 170 тысяч рублей. Местные власти подсуетились, вспомнили о существовании закона о самообложении, согласно которому на каждый собранный населением рубль республика перечислит в сельский бюджет два. И так на постройку моста появилось 510 тысяч рублей!

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу