Пятница, 14 июня
Происшествия

Деньги не ахнут

В октябре жители Мордовии «подарили» мошенникам более 22 миллионов рублей

В последние годы активизировались так называемые интернет-мошенники. Они отправляют гражданам СМС-сообщения или электронные письма с уведомлениями о выигрыше ценных призов. Затем просят перечислить на электронные счета определенную сумму, мотивируя это необходимостью оплаты налогов и компенсации транспортных расходов. После получения денег перестают выходить на связь. Об этом и других видах киберпреступности шла речь 12 ноября на специальном брифинге в МВД по РМ. Как не попасть «на удочку» злоумышленников? Ответы узнала Елизавета Янькина.

Мошенники тоже хотят кушать. При этом аппетит жертв их не интересует. Фото: Столица С

По данным регионального МВД, на протяжении 10 последних месяцев выявлено 835 «электронных» преступлений — на 20,5 % больше, чем за аналогичный период 2020 года. Только в октябре 87 жителей региона перечислили мошенникам более 22,5 миллиона рублей. Более половины из этой суммы они «подарили», пытаясь предотвратить несанкционированное списание денежных средств и оформление на них кредитов. Также деньги перечислялись во время продажи и покупки различных товаров на сайтах «Авито», «Юла», в социальных сетях «Инстаграм», «Тик-Ток» и «ВКонтакте».

Мошенники

Оперуполномоченный по особо важным делам отдела УУР МВД по РМ Дмитрий Костькин поделился положительным опытом раскрытия подобных преступлений. «В ходе оперативно-розыскных мероприятий был задержан ранее судимый 23-летний житель Башкортостана, который обманным путем завладел денежными средствами 27-летнего жителя Саранска, — рассказал правоохранитель. — В августе наш земляк решил воспользоваться услугами таргетолога для продвижения своей странички в интернет-мессенджере. В «Инстаграме» он нашел группу «ПомогаторБезлимит». После чего связался с ее администратором и, обсудив нюансы, перечислил предоплату в размере 7500 рублей. После этого страничка с объявлениями об услугах была удалена. Потерпевший обратился в правоохранительные органы… Следует добавить: если у странички мошенников много подписчиков, то после совершения преступления она может продолжать функционировать еще один или два месяца. Так что есть время, чтобы выйти на след злоумышленников…»

По словам Дмитрия Костькина, если раньше жертвами мошенников становились преимущественно пенсионеры, то сейчас страдают представители всех возрастов и профессий… Недавно сотрудники полиции раскрыли интернет-преступление, совершенное в отношении 47-летнего жителя города Ковылкино. Через соцсеть «ВКонтакте» он договорился о покупке православного креста из сплава меди и латуни. В ходе переписки «продавец» попросил за товар 23 тысячи 300 рублей. Наш земляк перечислил эту сумму. Но изделие в установленное время не получил. Страничка с объявлением оказалась удалена. Злоумышленником оказался житель Перми. В настоящее время он находится в СИЗО Республики Крым, куда был помещен по подозрению в аналогичном мошенничестве. В ближайшее время мужчину этапируют в Мордовию.

Риск быть обманутым возникает во время покупок на сайтах, а также с помощью приложений, электронных кошельков, мобильного и интернет-банкинга. Киберпреступники стараются узнать у покупателей конфиденциальные данные — пароли и реквизиты банковских карт, номера счетов. Для этого рассылают СМС-сообщения и электронные письма с просьбой «подтвердить аккаунт» или «восстановить доступ к банковскому счету». Эти послания содержат ссылки на сайт — двойник банка, госоргана, магазина или другой организации. «Если вы не заметите подмены, то после ввода своего логина, пароля или реквизитов карты сразу перечислите деньги мошенникам», — предостерегает начальник отдела безопасности Отделения — Национального банка по РМ ВВГУ Банка России Александр Петров. Чаще всего преступники действуют, прикрываясь вывесками крупных торговых сетей. В своих сообщениях они активно рекламируют большие скидки на электронику, бытовую технику, одежду, обувь… Чтобы «зарезервировать товар» или «получить дополнительный дисконт», предлагают «сделать предзаказ». Пройдя по указанной ссылке, вы попадаете на «левую» страницу, где мошенники узнают реквизиты ваших банковских карт и получают доступ к счетам. «Сайт-двойник внешне почти ничем не отличается от официального — те же цветовая гамма, размеры и шрифты, — говорит Александр Петров. — Поэтому всегда проверяйте, не оказались ли вы случайно на поддельном сайте. Разница может заключаться в одном-двух символах в адресе».

Нередко мошенники рассылают письма с обещаниями выигрыша или от имени известных блогеров запускают рекламу «беспроигрышной лотереи». Затем просят пройти по ссылке и оплатить комиссию. Выполнив требование, вы попадаете на фишинговый сайт и… теряете деньги. Поэтому, прежде чем участвовать в розыгрышах, убедитесь, что организаторы — не мошенники. Почитайте отзывы в Интернете, изучите официальную страницу блогера — действительно ли он рекламирует этот конкурс?

Нередко кибермошенники взламывают аккаунты в соцсетях и просят помощи от имени вашего друга, родственника, знакомого. В таких случаях не торопитесь, перезвоните адресату и уточните — нуждается ли он в помощи…

На тематических форумах и в группах в соцсетях под маской интересных собеседников также могут скрываться злоумышленники. Они втираются в доверие, а затем выдумывают различные предлоги, чтобы получить, к примеру, фотографии вашей банковской карты или паспорта. Член Общественного совета при МВД по РМ Алексей Ширманов, ранее возглавлявший в региональном полицейском ведомстве отдел по компьютерным преступлениям управления специальных технических мероприятий, обращает особое внимание на необходимость профилактики таких мошенничеств. «Зачастую наши сограждане подвергаются психологическому влиянию, особенно это касается пенсионеров, — говорит он. — Поэтому чаще общайтесь с пожилыми родственниками, рассказывайте им о видах интернет-мошенничеств. Тогда преступлений будет намного меньше…»

Алексей Ширманов советует обратить внимание — осуществляет ли выбранный вами интернет-магазин торговлю по постоплате, оказывает ли услуги самовывоза. Также всегда изучайте отзывы покупателей…

Как защититься

Пользуйтесь только личными устройствами для операций с картой. Если потеряете телефон или планшет, к которым привязаны СМС-информирование или мобильный банк, срочно позвоните сотрудникам кредитно-финансового учреждения и попросите отключить все услуги. Пользуйтесь антивирусными программами.

Никогда не переходите по ссылкам от незнакомцев. Подозрительные письма лучше сразу отмечать как спам и удалять. Не вводите на сомнительных страницах реквизиты своих банковских карт. Обязательно убедитесь, что сайт официальный.

Если вы часто делаете покупки или оплачиваете услуги в Интернете, например перечисляете деньги за телефонную связь или штрафы, безопаснее использовать для этого отдельную карту. Вносите на нее лишь ту сумму, которую собираетесь потратить, а также установите лимит по количеству операций в сутки. Некоторые банки позволяют создать виртуальные карты, которые действительны только для одной онлайн-покупки. Никогда не сообщайте посторонним данные своей карты, а также персональные данные и коды из СМС-сообщений. Никому не говорите ваш ПИН-код и код проверки подлинности карты (CVV2/CVC2/ППК2) — последние три цифры на ее оборотной стороне. Даже сотрудники банка не вправе требовать от вас эти данные. Если кто-либо пытается их узнать, будьте уверены — это мошенник. Тех же правил следует придерживаться и при пользовании интернет-кошельком: никогда и никому не сообщайте логин и пароль от своего аккаунта.

Материалы по теме
Закрыть