Понедельник, 6 декабря

Саранск — город «лежачих полицейских»!

Фото: Денис Тюркин I Столица С

Что, не нравится, как отремонтировали Коммунистическую? Бесят «лежачие полицейские»? Скажите спасибо, что поперек дороги каменные ступени не положили. Как в Праге. Да-да, настоящие каменные ступени, сам видел, сам удивлялся (смотрите фото). Пара штук перед пешеходными переходами. Высота каждой ступени — сантиметра полтора-два. И наискосок их никак не проедешь, пытаясь сгладить удар (потому что ширина проезжей части не позволяет). Только «в лоб». Поэтому, если хочешь сберечь подвеску, шины и собственный зад, затормозишь почти до полной остановки. Хотя и в таких условиях местные гоняют (бывает, с заносами!) на узких улочках почем зря. По булыжной мостовой, через эти ступени, через обязательно (!) приподнятые переходы… Но скорость все-равно получается небольшой, как раз в пределах 30 км/ч, потому что физически (благодаря всем этим средствам успокоения трафика) быстрее не поедешь. Это ограничение действует в исторических центрах европейских городов или на маленьких прилегающих улицах. Это ограничение позволяет если не избежать, то минимизировать последствия наезда на пешехода. В России же официально в населенном пункте можно ездить 80 км/ч. Безнаказанно. Скажите, у какого пешехода больше шансов выжить: у того, что сбили на скорости 30 км/ч, или у того, что на 80 км/ч?

Поэтому я за установку перед нерегулируемыми переходами искусственных неровностей, или, как их мы привыкли называть, «лежачих полицейских». Как показывает практика, в нашей стране они нужны не только на узких улочках, но и на многополосных. Вы спросите, есть ли в той же Европе эти «полицейские» на многополосках? Я не видел. Как и не припомню нерегулируемого перехода на таких дорогах. Причина кроется в разных подходах к проектированию улиц. Европейские города и деревни исторически хорошо сохранили древний центр с узкими, закручивающимися, как поросячий хвостик, улочками. Далее, с постепенным ростом автомобилизации в XX веке, новые дороги и шоссе в городской черте проектировались с тем умыслом, чтобы по максимум развести транспортные и пешеходные потоки.

В России же в советское время не только безжалостно уничтожались старинные дома, образующие улицы, но и повсеместно проектировались широченные проспекты, с каждой стороны от которых строились пяти-, а потом и много-многоэтажки. При этом из-за нижайшего уровня автомобилизации опыта взаимодействия больших транспортных потоков с людскими не было. А когда с развалом Союза автопарк стал расти взрывными темпами, резких изменений в градостроительной политике не произошло. И мы имеем то, что имеем.

В отсутствие эволюционного развития мы получили серьезные проблемы, решить которые только европейскими методами не получится. Поэтому приходится жать на все рычаги. Например, класть «лежачие полицейские» на многополосных улицах, оставляя переходы без светофоров. Помню, лет 13 назад гаишники мне объясняли, почему нельзя организовать такое препятствие для транспорта на улице Гагарина: «Это магистральная дорога!» Впоследствии не только организовали (после наезда на пешеходов возле 18-й школы), но и перестали убирать на зиму.

Реклама

Другой разговор, что эти неровности можно и нужно делать многоразовыми, а не как это сейчас в городе происходит: ставят обычные модульные. Во время зимы их повреждает та же снегоуборочная техника. Круглый год — тяжелые грузовики. В других городах давно научились делать их из асфальта. Ничего не мешает делать из гранитных плит, например. Да мало ли материала, посмотрите на ту же Прагу. «Не можем найти подрядчика!» — объясняют мне невозможность создания подобных искусственных неровностей в саранской Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства. Это я спросил, почему на недавно отремонтированной улице Титова уложили модульные пластиковые конструкции, хотя в контракте были запроектированы асфальтовые. «Да от них толку мало! — заявили мне в Дирекции. — Сделали из асфальта вот возле Луховки пару лет назад, и что?! Стерлись уже! И все носятся!» Ребята, так проблема не в материале, а в нежелании или неумении найти тех, кто сделает качественно.

Вы можете быть за искусственные неровности, вы можете быть против, это вопрос дискуссионный. Не поспоришь лишь со статистикой: на участках, где появились такие объекты, наезды на пешеходов прекращаются. Пример — многополосный проспект 70 лет Октября, отремонтированный больше года назад. Главная цель — сохранить наши жизни в этих ситуациях — достигнута. Это главное. Хотя при этом я (как водитель) пока не перестаю злиться, когда проезжаю очередной «лежачий».

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу