Понедельник, 6 декабря

«В районах отличные дороги строим, а по дворам Саранска проехать невозможно»

Гендиректор крупнейшей в Мордовии дорожно-строительной компании МДС Александр Мокшин — «Столице С»

Итоги сезона по реализации «дорожного» нацпроекта в Мордовии ожидаются неутешительными. По значительному числу объектов сорваны сроки. В чем причина этого? Какие проблемы сейчас мешают отрасли? Стоит ли со сменой губернатора ожидать выхода на наш рынок татарстанских компаний? Об этом, а также деньгах ЮКОСа, роли Меркушкина и разбитых дворах Саранска с генеральным директором компании «Мордовдорстрой» (МДС) Александром Мокшиным побеседовал Денис Тюркин.

За спиной Александра Мокшина — большой стаж работы в отрасли. Фото: Денис Тюркин I Столица С

— Я не публичный человек. Просто молча управляю своей организацией. Уже 20 лет. И за эти 20 лет мы выполнили объемы работ на 40 миллиардов рублей. Я уж не говорю про то, что построены тысячи километров дорог… Куда бы вы ни пошли — везде строили люди из МДС. Наша организация на первом плане у старого руководства республики, у нового руководства республики. Мы — самая крупная организация, которая может что-то нормально сделать. Строго говоря, юбилей у нас был в конце прошлого года. Потому что первичные документы о создании МДС были подписаны руководством республики в конце 2000 года.

«С»: В то время каким был дорожно-строительный рынок в регионе?

— Нулевым.

Реклама

«С»: А как же «Мордовавтодор»? В советское время это была мощнейшая структура.

— А потом отжила себя. «МАПО-Транс» в те годы, насколько помню, не было. Иногородние пришли в республику только в последние годы… Мешаются только под ногами. Поэтому в начале 2000-х работал только «Мордовавтодор». У него была старая техника, старые кадры, которые ни на что больше были не способны. Это сейчас, после смены руководства, там начались позитивные изменения. Но они в свое время упустили тему содержания федеральных дорог. Это большие деньги! И на них пришли люди из «Нижегородавтодора». Кстати, неплохо работают. Возвращаясь к становлению нашей организации… Наша удача в чем? Мы начали с нуля. Благодаря Главе республики (Меркушкин в то время был) закупили новую технику.

«С»: Сразу начали закупать иностранную технику?

— Сразу. Для Мордовии это было внове. И технологии мы тогда начали использовать иностранные. И до сих пор используем. Единственное, что мы не покупаем импортное, это самосвалы. КамАЗы себя нормально показывают, и недорогие в обслуживании. КамАЗ — неплохая машина. Мы действуем совершенно правильно, покупая импортную технику. Она работает хорошо. И люди на ней работают хорошо.

«С»: МДС создавался Правительством республики. Сейчас это полностью частная организация?

— Сама республика не является акционером. Но некоторые лица из прошлых лет являются акционерами. Я лично — не акционер.

«С»: Получается, вы — наемный директор?

— Совершенно верно. МДС — частная организация с пятью акционерами. Когда все начиналось, были выделены хорошие средства. Вы, наверное, знаете, откуда. Это осколки ЮКОСа… Меркушкин тогда принял правильное решение, и деньги пошли на дороги. Мы построили два современнейших асфальтовых завода: в Саранске и в Краснослободске.

«С»: Насколько помню, вы же впервые начали применять фрезерование старого асфальта…

— Это элементарно!

«С»: Как бы то ни было, но эта технология невероятно упростила работу.

— Согласен, но это не самый большой шаг. Ресайклер, который берет 20–30 см слоя, перемешивает и выкладывает заново, — вот это да, это уже сложнее. А фрезы у нас и раньше были. На «Беларусах». Шириной сантиметров 20 (смеется — «С»).

«С»: А как раньше обходились без фрезерования? Отбойные молотки?

— Да никак. Просто поверх старого укладывали новый. А дома становились все ниже, ниже…

2020 год. Саранск. Реанимобиль застрял во дворе многоэтажки на Расковой. В том же году там провели дорожный ремонт Фото: Денис Тюркин I Столица С

«С»: Это точно! Этим летом я наблюдал за ремонтом тротуара на проспекте 50 лет Октября в Саранске. Когда дорожники вскрыли старый асфальт, по краям обнаружились прекрасно сохранившиеся советские бордюры. Их потом там же и оставили, а рядом положили новые. На мой взгляд, заказчик — саранская администрация — крайне плохо контролирует дорожные работы.

— Совершенно верно. Упрдор тоже не везде хорош. Вы посмотрите на общую картину дорожных работ в Мордовии в этом году. Везде идет срыв сроков! Везде! Вот эти все организации, заполучившие контракты, — они сбивают цену, играя на понижение, не рассчитывая свои силы. Тем самым отбивают желание работать в республике у нас. Я вообще хотел бы, чтоб по результатам этого года все организации, которые сорвали сроки по объектам нацпроекта, дисквалифицировали и включили в реестр недобросовестных поставщиков. Этот год станет особенным. Провал!

«С»: У вас есть задержки по объектам?

— Только по одному, в Торбеевском районе. Сдали его на 12 дней позже оговоренного в контракте срока.

«С»: Какой штраф получили?

— 15 тысяч рублей. А вот других, кто срывает на больший срок, надо дисквалифицировать!

«С»: Общаясь с иногородними дорожниками, я неоднократно слышал жалобы на сложности работы в Мордовии. Задержки по платежам, некомпетентность заказчика… Есть такая проблема для вас?

— Есть.

«С»: Когда вы выходили на рынки других регионов, там сталкивались с той же проблемой?

— Нет, но тогда (мы уже несколько лет работаем только в республике) другое время было. Сейчас здесь работать становится не-воз-мож-но. Невозможно. Заказчик принимает от проектной организации некачественную документацию, после чего начинается переработка проекта. Потом заключаются дополнительные соглашения, из-за этого отодвигаются сроки… Потом страдает кто? Подрядчик. Не проектная организация, не заказчик. Подрядчик!

«С»: У обывателя потом тоже складывается впечатление, что виноваты в некачественной дороге, если вдруг такое получается, строители.

— Ну, я не знаю, что там думает обыватель… Заказчик сейчас неважно работает. Проектные организации работают плохо, потому что специалистов хороших не осталось.

«С»: Как можно выйти из этой ситуации?

— Усилить кадры проектных организаций. Мы работаем не только по проектам мордовских. Они со всей России.

«С»: Мы тут говорим о претензиях к работе других организаций. Но предъявить их можно и вам. Самый яркий пример, который мне приходит на ум, — улица Васенко в Саранске, которую вы ремонтировали к ЧМ–2018. Почему там асфальт пришел в негодность настолько быстро?

— Васенко — на моей совести… Я добивался в администрации города перекрыть улицу и работать в нормальных условиях. Но нам не пошли навстречу. И мы работали, лавируя между машинами. Получилась несработанность заказчика и подрядчика. Нам нужно было просто прекратить работу и уйти оттуда.

«С»: Но это уже был вопрос вашего престижа, наверное… В этом году вы очень быстро сделали улицу Коммунистическую, одну из самых загруженных в городе.

— Да, ее как раз перекрывали. Плюс ночью много работали.

«С»: В этом году вы сдаете крупный объект — первый этап объездной Рузаевки. Когда это произойдет?

— Планируем до 29 октября. Кстати, объект для нас оказался очень тяжелым. Честно говоря, и не припомню такого за все время работы. Два мостика — хрен да ни хрена, а мы столько времени с ними занимались! Да и по всей дороге — подземные воды, тяжелые почвы, кладбище… Да еще и проектная документация была очень слабой.

«С»: Дорогу откроют для эксплуатации?

— Конечно. Но использовать ее можно, по сути, пока только для подъезда к Сузгарью. А дальше — как будет работать «Хотьковскийавтомост», который выиграл тендер по второму этапу.

«С»: Вы принимали участие в этих торгах?

— Да. Но «Хотьковскийавтомост» уронил цену… Кстати, Туфана(Садыгова, бенефициара «Хотьковскогоавтомоста» и «Волгомоста» — «С») я знаю. Лично с ним встречался несколько раз.

«С»: А «Волгомост» вернул МДС 60 миллионов рублей, которые задолжал во время строительства объездной Краснослободска?

— Нет.

«С»: И как региону работать с такой организацией?

— Пусть вот регион и думает.

«С»: Сейчас у республики новый Глава, имеющий тесную связь с Татарстаном. Ожидаете прихода на наш рынок компаний из этого субъекта?

— Поживем — увидим. Но, думаю, из Татарстана сюда никто не поедет. Там своей работы хватает. За глаза.

«С»: В прошлом году в Мордовии установили первую автоматическую весогабаритную рамку. В ходе тестирования выяснилось, что грузовики МДС и ее дочерней компании массово ездят с перегрузом. Об этом говорят данные, которые Упрдор РМ публиковал на своем сайте. Правда, недавно у меня появилась информация, что рамки работали некорректно, их пришлось перенастраивать…

— Эта рамка так и не заработала. Ну а то, что мои машины проезжали… Что ж. Им надо работать. Куда деваться?

«С»: Вы, дорожник с огромным стажем, как оцениваете дороги Мордовии сейчас?

— Скажу так: центральные дороги — на четверку. Сельские — на три с минусом. А здесь, в Саранске, дворовые территории? В районах отличные дороги строим, а по дворам Саранска проехать невозможно. Сами видите! Из своего дома — элитного, кстати, дома — не могу нормально выехать.

«С»: В многоэтажке живете?

— Да, напротив МВД. Хорошо, техника есть. Нагнал туда технику, забрызгал щебнем и битумной эмульсией.

«С»: Надо вас оттуда переселять! Срочно! Туда, где разбитые дворы. Там месяцок поживете, все заделаете, здесь — месяцок… Так, глядишь, и не останется в Саранске разбитых дворов.

— Пусть об этой проблеме новоиспеченный глава города думает.

Досье

Александр Иванович Мокшин родился в 1947 году в Куйбышевской (ныне — Самарской) области, учился в Куйбышеве в техникуме на дорожника, потом в институте — по специальности «промышленное и гражданское строительство». По направлению был отправлен в Мурманск, где проработал 18 лет. Затем трудился по полученной профессии в Москве и Подмосковье, откуда в 2000 году был приглашен в Мордовию, чтобы возглавить новосозданную организацию «Мордовдорстрой». За 21 год специалисты МДС работали на самых важных стройках региона: возвели дорогостоящие развязки на пересечении М5 «Урал» и подъезда к Саранску в Торбеевском районе, у аэропорта и на стыке Николаевки и Ялги в городском округе Саранск, занимались строительством объездной Краснослободска, асфальтировали прилегающие к стадиону «Мордовия Арена» улицы и территории.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу