Понедельник, 15 августа

«Женщина и власть — это великое испытание и большой грех!»

Режиссер популярного сериала «Гардемарины» Светлана Дружинина погрузилась в тайны дворцовых переворотов.

«Столица С» представляет подборку знаковых материалов из нашей подшивки. Сегодня мы публикуем интервью с актрисой и режиссером Светланой Дружининой. Материал был опубликован в газете 13 марта 1998 года.

Фото: Соцсети

Девочка-каучук

— В детстве я чуть не стала цирковой артисткой. Дело было в голодные послевоенные годы. Вместе со сверстниками я была прикреплена к одной из столовых. Каждый день ездила туда на трамвае — из Марьиной рощи на Цветной бульвар. И вот однажды застыла перед витриной цирка с фотографиями акробатов, дрессировщиков, клоунов… Мне шел 11-й год. Вдруг рядом с фотографиями заметила объявление: «Производится набор в цирковую школу мальчиков и девочек от 10 до 13 лет. При себе иметь майки, трусы, носки и чистые ноги». Несмотря на комичность последней фразы, ужасно разволновалась: неужели я не попробую поступить, неужели не прикоснусь к фантастическому миру цирка?

Словом, как я уговаривала маму разрешить мне пойти на вступительные испытания — разговор особый. Мамино «добро» было получено только в обмен на обещание, что занятия в цирке не помешают моей учебе в основной школе. И что же вы думаете? Я поступила! Год меня просвещали по части разных акробатических премудростей и готовили для номера «девочка-каучук», а моим партнером был «гуттаперчевый мальчик». Но потом сказка кончилась. Нашим родителям сообщили, что со следующего года начинаются выступления, а затем гастроли по всей стране, так что дома своих детей они увидят не скоро. Маме это не понравилось, ей не хотелось, чтобы дочка закончила образование на пятом классе. И она меня забрала из цирка. А чтобы я все-таки не сбежала на гастроли, запирала в комнате, когда уходила на работу. Поэтому со своими друзьями со двора мне приходилось общаться через форточку. Три дня дворовая дружина оставалась без предводительницы.

Балет и режиссура

— Но напрасно мама притупила свою бдительность. Той же осенью я поступила в… балет. Летом на каникулах познакомилась с внучкой Айседоры Дункан, которая училась в хореографическом училище, и даже примеряла ее пуанта. А вернувшись в Москву, сразу отправилась поступать в это училище при Большом театре. Но там набор был уже закончен. Тогда я перешла на другую сторону улицы и поступила в хореографическое при Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Занималась там несколько лет. Так и стала бы балериной, если бы не травма: перед выпускным экзаменом вывихнула руку, не смогла получить диплом и взяла академический отпуск. Впрочем, времени зря не теряла — стала ведущей концертов хореографического училища. Один из таких вечером транслировали по ТВ. Кто-то из телевизионного начальства обратил на меня внимание, и вскоре я получила приглашение от генерального директора ЦТ Шароевой стать юным диктором в детских передачах. Там моим партнером был… Михаил Державин. Многие нас считали братом и сестрой (оба светловолосые, голубоглазые, белозубые). Сходство осталось до сих пор, только в весе я от него здорово остала… Ну а по телевизору меня увидел кинорежиссер Самсон Самсонов и с ходу пригласил на главную роль в свою комедию «За витриной универмага». Фильм оказался удачным, о нем много говорили и писали, и мне сам Бог велел после него поступить во ВГИК на актерский факультет.

Реклама

Когда мои знакомые узнали, что я после знаменитых ролей в фильмах «Дело было в Пенькове», «Девчата», «Одиночество» подаюсь из актрис в кинорежиссеры, то вначале были удивлены, а потом подумали, что играть героинь в моих будущих постановках буду только я. И ошиблись! Ни в одной из своих картин мне не пришлось сниматься. Кстати, не потому, что не хотела, просто так получилось…

Паутина интриг

Сегодня Дружинина работает над мощным и весьма дорогим кино-теле-видеороманом о жизни царствующих персон — с их малых лет до самой смерти или до вынужденного ухода с политической арены. Первый фильм «Тайн дворцовых переворотов» начинается кончиной Петра I (1725 год), последний завершается убийством Павла I (1801 год). Основная тема эпопеи — женщина и трон. За 76 лет, которые планируется охватить в сериале, во главе нашего государства стояло пять правительниц. Пять женщин, ненавидящих друг друга. Но они вывели Россию в блистательный XIX век, и страна превратилась во влиятельнейшую мировую державу. «Тайны» — это повествование о веке пикантных историй, вольных придворных нравов, легких сердечных побед и непринужденных измен в романтическом стиле рококо. Но за изящными кружевами — паутина заговоров, приводящих к таинственным убийствам, неожиданным смертям, пыткам и публичным казням.

Зрителям, которые видели «гардемаринов», наверное, не нужно объяснять, почему на роль Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого приглашена Наталья Гундарева. Мне кажется, она буквально родилась Елизаветой. А сама Наташа верит в реинкарнацию, в переселение душ, и не исключено, что в одной из прошлых жизней она и была Елизаветой Петровной — настолько полно ее перевоплощение.

Женский век

— Идея «Тайн дворцовых переворотов» родилась во время работы над «Гардемаринами» (Дружинина сломала ногу и оказалась на больничной койке, тогда и погрузилась в архивные материалы. — Авт.) За 10 лет было перелопачено огромное количество исторических материалов. Век XVIII — это женщины, которые держали престол. Петровские реформы шли сложно; Петр был человек непредсказуемый, но он сдернул Россию с мертвой точки, а женщины потом повели ее. Не случайно сейчас говорят: женщины завоевали Крым, а мужчины его отдавали. Именно женщины подготовили XIX век, знаменитый Золотой век России.

Первые шесть серий фильма — от Петра Первого до Петра Второго. Самый малоизученный исторический эпизод. Россия 2 года и 4 месяца была практически под властью отрока — его посадили на престол в 11 лет, а умер он в 14. Официальная версия — Петр Второй умер от оспы, якобы заразился от шарфика, который то ли нашел, то ли ему подбросили. У нас всем очень любят помогать… уходить на тот свет. Однако, если судить по историческим документам, за несколько дней до смерти он был здоров и весел, навещал свою тетку Елизавету Петровну, в которую был влюблен. Есть предположение, что зрел заговор против Долгоруких — юный император стремился вырваться из их клещей. И вот — простудился на сквозняке, болезнь обострилась и…

С Екатериной, вдовой Петра I, такая же странная история: уж очень внезапно она умерла. Екатерина любила сладости, так что ей вполне могли предложить засахаренную грушу с медленно действующим ядом.

…Сейчас для меня главное женский век. Все императрицы были женщинами — одна была более подготовлена к государственным делам другая — менее, каждой пригодилось рисковать, жизнь их порой висела на волоске, в любой день мог произойти переворот. Ведь Елизавета Петровна совсем не была готова к правлению государством. Страх — или королева, или в монастырь — выбросил ее из беспечной спячки в первые ряды гвардии Преображенского полка!

«Николай Караченцов курил в гробу!»

Когда предложила Коле роль Петра Первого, он удивился: «Я же маленький?» Я его успокоила: «Ничего, ты все равно будешь в постели лежать и умирать». Но зато на съемках он выдавал много комичного. Однажды в музее XVII века запахло дымом. Все встали на уши — неужели кто-то закурил?! Вдруг у «покойничка», лежащего на сметном одре, из ушей повалил дым. Караченцов смущенно вытащил маленькую цыгарочку: «Каюсь, не выдержал Петро, закурил». Караченцов — отчаянный курильщик и, хотя ездит на «Мерседесе», по-прежнему предпочитает отечественную «Приму». На другой день, когда царя отпевали митрополиты, вдруг у кого-то раздался звонок по сотовой. Я не останавливаю съемку — пленку берегу. После очередного звонка «Петр» открывает глаза: «Прошу прощения, это у меня». «Умирающий» лезет под одеяло и достает мобильный телефон: «Алло, перезвони позже, меня сейчас отпевают».


Галина Мельник, генеральный директор студии «Саггитариус» созданной спеиально для фильма «Тайны дворцовых переворотов»:

— Наш фильм рассчитан на 25 серий. Но исторической информации так много, что у нас может получиться 50 и даже 100 серий — это зависит от финансирования. Сегодня российские банки фактически отказали нам в финансовой помощи и мы снимаем исключительно на деньги Госкино (в 1997 году ** тали практически каждйы месяц, а в 1996 году 8 месяцев простояли). Но нам помогают такие же бюджетники, как и мы. Говорю о Государственном музее-усадьбе «Кусково», где мы снимаем на натуре, так как нет денег построить павильон. Также мы нашли общий язык с Государственным музеем «Петродворец». Американцам, которые снимали у них «Екатерину молодую», они выставили высокие цены, но когда узнали, какую картину снимает Дружинина, то пошли нам навстречу за символическую плату.

Нам и армия помогает — во всех массовых сценах в роли гвардейцев у нас снимаются курсанты Высшего военно-морского училища радио-электроники им. Попова. Зимой у нас произошла накладка — ми снимали переворот, из-за нехватки средств вместо 200 ботфорт сшили всего двадцать. На первый план пошли те, кто был в ботфортах, а заними — остальные (благо съемки шли ночью). Но главное — моряки-то ходят в ботинках. И в течение одного дня нам надо было найти училище, где курсанты носили бы сапоги. Нашли. И курсанты в сапожках в 30-градусный мороз помогли нам отснять сцену. Также военные представили нам бесплатно помещения для костюмерных, гримерных, автобус, грузовик, тягач и другой транспорт.

А в целом экономим на чем только можем. С понедельника по пятницу я на съемках в качество директора картины, а по выходным вынуждена быть бухгалтером. Актеры начнут получать свои гонорары, когда фильм станут покупать.


Светлана Дружинина родилась в Москве. В 1949 году поступает в цирковое училище. В 1950-1956 гг. учится в Московском хореографическом училище. В 1954 году работает на телевидении ведущей детских передач. 1956 г. — исполняет одну из главных ролей в фильме Самсона Самсонов «За витриной универмага», поступает на актерский факультет ВГИКа. Снимается в фильмах «Дело было в Пенькове», «Девчата», «Одиночество» и др. В 1958 г. выходит замуж за оператора Анатолия Мукасея, снявшего впоследствии в качестве оператора-постановщика все ее фильмы. Вместе с Михаилом Державиным ведет первые передачи КВН. В 1968 г. заканчивает режиссерский факультет ВГИКа. 1968-93 гг. — снимает фильмы «Исполнение желаний», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка», «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!», «Гардемарины-3». 1995 г. — начинает съемки исторического сериала «Тайны дворцовых переворотов».

Закрыть