Понедельник, 18 октября

Пан или Туфан

Строительство дороги Светотехстрой — Химмаш и объездной Рузаевки может затянуться из-за компании, связанной с азербайджанскими бизнесменами

Туфан Садыгов — человек разносторонний. Этим фото его поздравил с днем рождения футбольный клуб «Олимп-Долгопрудный», назвавший Туфана Аллахверди оглы «частью нашей большой футбольной семьи». Фото: «Футбольный клуб «Олимп-Долгопрудный»

Реализация в Мордовии двух крупнейших объектов по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — путепровода от улицы Строительной до реки Инсар в Саранске и второго этапа объездной Рузаевки — по итогам 2021 года может быть сорвана. Это становится понятно из письма Управления автомобильных дорог РМ на имя и. о. председателя республиканского Правительства Владимира Сидорова, с содержанием которого ознакомилась «Столица С». В послании говорится об отставании от графика работ подрядчиком, компанией «Хотьковскийавтомост». К примеру, по плану на возведении путепровода в Саранске с апреля по август должно было быть освоено более 208 миллионов рублей, а по факту же — менее 4,5 миллиона. При этом аванс предприятию — 170 миллионов федеральных средств — был перечислен еще в апреле… Денис Тюркин выяснил, что к «Хотьковскому мосту» имеет отношение уроженец АзейрбаджанаТуфанСадыгов, являющийся в том числе бенефициаром компании «Волгомост», получившей «черную метку» от дорожников Мордовии из-за долгостроительства объездной Краснослободска и от… Президента Путина при проектировании трассы Керчь — Симферополь — Севастополь в Крыму. На днях господин Садыгов прилетал в Саранск, где встречался с представителями Белого дома.

Валерий Резепов, этим летом покинувший пост руководителя Управления автомобильных дорог РМ (Упрдор), словно понимал: в отрасли начинаются серьезные трудности, поэтому пора уходить. Источник «С» в Управлении позитивно характеризует его сменщика Евгения Дергунова, и все это несмотря на коррупционный скандал, фигурантом которого в свое время был вице-председатель мордовского Правительства. Но речь не о руководителях Упрдора. О реализации в Мордовии нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», непосредственным участником которого организация является. Есть большой риск, что по итогам 2021 года план не будет выполнен, а ведь речь идет в том числе о федеральных деньгах.

Туфан, Мехман Мерам, Тельман и все-все-все

Источником главных проблем является подмосковная компания «Хотьковскийавтомост». Организация сейчас занимается строительством в Мордовии трех крупных объектов общей стоимостью около 22 миллиардов рублей. Заказчиком самого крупного из них (стоимостью более 18 миллиардов) — нового участка М5 «Урал» — является федеральное учреждение «Поволжуправтодор» с головным офисом в Пензе. Там все идет по плану, как заверила «С» пресс-служба заказчика. Да и мы, журналисты, побывав недавно в Торбеевском, Зубово-Полянском районах и Рязанской области, уверились: подвижки в строительстве по сравнению с минувшим годом огромные. А вот по двум другим объектам (строительству километрового путепровода Светотехстрой — Химмаш и второго этапа объездной Рузаевки) есть вопросы. Они как раз озвучиваются в письме Упрдора на имя и. о. председателя республиканского правительства Владимира Сидорова. Речь идет о данных на 20 августа, но, по данным «С», с тех пор на объектах изменилось немногое.

Итак, господина Сидорова уведомляют об отставании от графика и в Саранске, и в Рузаевке. Сначала про столицу. Напомним, «Хотьковскийавтомост» выиграл тендер на 3,3 миллиарда рублей на строительство путепровода от улицы Пролетарской до реки Инсар. Данное сооружение будет самым длинным в городе, если, конечно, когда-нибудь окажется возведено. Контракт был заключен 29 декабря 2020 года, и этому предшествовала… жалоба представителей «Хотьковскогоавтомоста» в ФАС, впоследствии отклоненная. Из-за задержек, связанных с этой жалобой, Упрдор не смог вовремя перечислить подрядчику почти 200 миллионов рублей. Из-за этой ситуации Мордовию пожурил Владимир Путин. Деньги не были украдены, нельзя пока предъявить претензии и к качеству выполненных работ (потому что ничего и не сделано), но с федеральными деньгами так: даже если не освоить их в срок, проблем не оберешься.

Реклама

Так вот, в письме на имя Сидорова говорится, что в апреле «Хотьковскийавтомост» получил аванс 170,5 миллиона рублей из федеральных средств. В плане на август должно быть освоено 208,6 миллиона рублей, но 6 августа заказчиком принято лишь… 4,4 миллиона. Что за это время сделал подрядчик? Расчистил территорию между рекой Инсар и железной дорогой, а также забил несколько свай.

Также забито 8 пробных свай на втором этапе объездной Рузаевки, возле федеральной трассы Р158 «Нижний Новгород — Пенза — Саратов» (поворот на Татарскую Пишлю). Цена контракта, заключенного 20 июля, превышает 635 миллионов рублей, более 122 миллионов из которых следует освоить в текущем году. «В соответствии с календарным графиком, за июль — август 2021 года должно быть освоено 30 миллионов 253 тысячи 517 рублей 19 копеек, — говорится в письме на имя и. о. премьер-министра. — По состоянию на 20.08 работы на объекте не начаты». Но, как уже говорилось чуть выше, буквально на днях возле федеральной трассы были забиты первые пробные сваи и появилась первая техника с людьми. Но источник «С» сетует на неорганизованность этих работ.

А в письме резюмируется: «Отставание от графика производства работ (речь о Саранске — «С») связано с недостаточным оснащением объекта необходимыми строительными материалами и отсутствием согласованной рабочей документации, которая в соответствии с заключенным контрактом должна быть разработана Подрядчиком».

Теперь самое время поговорить о «Хотьковскомавтомосте», ведущем свою историю еще с советских времен и включающем в себя несколько обособленных подразделений в разных регионах. Готовя первую публикацию о новой стройке М5 «Урал» в Мордовии и Рязанской области, я с удивлением обнаружил, что подрядчиком столь крупного объекта стала организация, стоящая на грани банкротства. С 2016 года по март 2020-го ее пытались обанкротить 6 раз (не исключено, что за год число этих попыток подросло). Ресурс «долг.рф» сообщал следующее: «желающих признать предприятие несостоятельным последний раз (то есть в начале 2020 года — «С») набралось семнадцать. Это говорит о том, что компания регулярно задерживает платежи своим контрагентам. Однако все дела заканчивались либо прекращением, когда должник закрывал свою задолженность перед кредиторами, либо возвратом заявления из-за несоблюдения установленных на законодательном уровне процедур».

Несмотря на все это, «Хотьковскийавтомост» в данный момент строит несколько крупных дорожных объектов в разных частях страны, на важных федеральных трассах: в Самарской области, в Башкирии, в Бурятии, в Красноярском крае… И возникает ощущение, что без скандала у компании редко дело обходится. Сейчас, например, «горячей точкой» является развязка в Тольятти на М5 «Урал», возведением которой занималась эта организация. На только построенном путепроводе появились такие колеи, что проезд машин стал практически невозможен. Заказчик предъявил претензии подрядчику, тот устраняет проблему…

Теперь самое время поговорить о владельцах «Хотьковскогоавтомоста». На сайте организации председателем совета директоров значится Исмаилов МехманМираламоглы, а директором, например, департамента безопасности — Зейналов Тофик Аликулу-оглы. Но конечным бенефициаром СМИ называют также уроженца Азербайджана ТуфанаСадыгова, племянника бывшего первого зама префекта Северного округа Москвы Фазиля Измайлова (Исмаилова), который, в свою очередь, приходится старшим братом бывшему владельцу Черкизовского рынка Тельману Исмаилову, ныне находящемуся в бегах.

Если вы забьете в поисковик «ТуфанСадыгов», то увидите, что почти вся найденная информация будет связана с компаниями, в названии которых есть слово «мост». «Улан-Удэстальмост», «Сибмост», «Волгомост»… Когда-то они были мощнейшими в стране, а сейчас, например, «Сибмост» обанкротился, а две другие компании ходят по грани.

Стоп-стоп. Название «Волгомост», кажется, нам, жителям Мордовии, знакомо. Не так ли? Так! Именно с этой организацией связан скандал с долгостроем объездной Краснослободска. Напомним, объект должен был быть сдан летом 2013 года, но в итоге это произошло в конец 2016-го. Причина — структуры «Волгомоста» затянули со строительством мостов через Мокшу и Гуменку. Были задержки по зарплате перед рабочими, а еще «Волгомост» не отдал субподрядчику «Мордовдорстрой» за выполненные работы 60 миллионов рублей (компании судились, но чем закончилось дело, «С» неизвестно).

Несколько свай и три единицы рабочей техники — вот и все, что пока есть на втором этапе объездной Рузаевки. Фото: Денис Тюркин I Столица С

БКАД в районах

Но ситуация с «Хотьковскимавтомостом» — не последняя проблема в Мордовии. Существуют задержки в календарном графике по объектам «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и другим программам в районах республики! Пройдемся по объектам, которые попали в «желтую» или «красную» зону.

Ардатовский район. 30 сентября истекает срок сдачи подъездной дороги к селу Кученяево, но готовность объекта — 63,3 % (все данные представлены на 7 сентября). Подрядчик — «МАПО-­Транс». Катастрофическая ситуация складывается на строительстве дороги между селом Большое Кузьмино и деревней Саврасово (всего-то 815 метров). Пензенская компания «Заря» приступила к работам лишь 19 августа, тогда как сдать объект следует до 20 сентября. Строится он по федеральной программе «Комплексное развитие сельских территорий».

Атяшевский район. По БКАД здесь один объект, да и с тем нелады… Капремонт 9 км дороги Атяшево — Козловка затянулся: 54,67 % готовности, тогда как финиш намечен на 31 октября. Подрядчик — «МАПО-Транс».

Большеберезниковский район. И здесь «МАПО-Транс» отстает. Готовность дороги Шугурово — Симкино составляет 68,3 % (сдача 31 октября), участка от саранской трассы в направлении Косогор — 79 % (30 сентября).

Большеигнатовский район. Путь от райцентра до Андреевки (1,3 км) «пройден» лишь на 47,46 % (сдача 30 сентября), до села Атяшево — на 97,53 % (при том что срок контракта истек 31 августа), до Нового Качаева — на 77 % (15 сентября). Как вы думаете, кто занимается ремонтом? Правильно, «МАПО-Транс». Забегая вперед стоит сказать, что почти во всех случаях эта организация, набравшая кучу объектов, затягивает сроки. «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».

Дубенский район. 31 октября «МАПО-­Транс» сдавать участок дороги Большие Березники — Дубенки, а его готовность составляет лишь 56 %. 20 октября придут проверять дорогу Атяшево — Дубенки, а она сделана лишь на 64 %. Сейчас там никто не работает. Если жители двух районов хотят узнать, где работники «МАПО-Транс», то пусть приедут на улицу Титова в Саранск. Туточки оне.

Зубово-Полянский район. Не повезло сельчанам: здесь все контракты «забрало» «МАПО-Транс». Срок сдачи подъезда к Озерному истек 31 августа, а его готовность — 84,49 %. Участок Зубова Поляна — Ясная Поляна должен быть сдан 31 октября (готовность 43,61 %).

Инсарский район. Пензенский «Лидер» не смог успеть до 15 сентября в капремонте участка дороги Кочетовка — Мордовская Паевка. Готовность — 55,62 %.

Кадошкинский район. Тот же «Лидер» оказался аутсайдером, взявшись за капремонт подъезда к Большой Поляне. 25 июля все должно было закончиться, но не закончилось до сих пор. Готовность — 88,47 %. 30 сентября истекают сроки по ремонту дороги в Адашеве (84,55 %).

Ковылкинский район. У пензенской же организации «Стройко» никак не получается доделать подъезд к деревне Барки. Готовность 26 % при дедлайне 8 июля.

Кочкуровский район. Пензенский «Тандем» затянул сроки по сдаче дороги Кочкурово — Новосельцево. Контракт истек 15 августа, готовность — 86,69 %. У «МАПО-Транс» не задалось с реконструкцией улицы Центральной в Мордовском Давыдове: 33,48 % при дедлайне 1 ноября.

Лямбирский район. Ремонт дороги Лямбирь — Лопатино готов на 79,26 %, хотя срок истек еще 31 июля. Подрядчик — «Лидер» из Пензы. Та же организация затянула с ремонтом дороги Лямбирь — Черемишево (38,81 % при сдаче 31 октября). У «МАПО-Транс» не слишком получается с подъездом к Татарской Тавле от ульяновской трассы: 15,3 % при сдаче 31 октября.

Ромодановский район. 30 сентября истекает контракт на подъезд к селу Пушкино. «Лидер» наработал на 21,97 %. «МАПО-­Транс» опоздало с ремонтом заключительного участка дороги Ромоданово — Липки. 31 августа истек срок, но готовность — 86,85 %.

Старошайговский район. Дорога Богдановка — Ожга Вторая готова на 25,11 %, при том что сдать ее нужно до 30 сентября. Работает там «Мордовстройтехника».

Темниковский район. «Лидер» отстает и в ремонте подъезда к Лесному Ардашеву. Готовность — 30,16 % при сдаче до 15 октября.

Теньгушевский район. «Мордовстройтехника» старается, у нее получается, но… На одном объекте она попала в «красную зону». Речь идет о дороге Теньгушево — Башкирцы. Готовность 70,24 % при сдаче 30 сентября.

Торбеевский район. Самая мощная дорожно-строительная компания региона — МДС — на трех объектах попала в «желтую зону». 30 сентября нужно будет сдать участок трассы Рузаевка — Ковылкино — Торбеево, а его готовность пока составляет 90,86 %. 31 октября истекает срок сдачи дороги Торбеево — Красноармейский — Мордовские Юнки, при этом готовность одного участка составляет 77,65 %, второго — 83,37 %.

Чамзинский район. «Тандем» тянет с завершением работ на дороге между Чамзинкой и Комсомольским (77,19 % при сдаче 30 сентября), «МАПО-Транс» опоздало со вводом в эксплуатацию реконструированного подъезда (сейчас это, по сути, грунтовка) к Чамзинке (готовность 70,1 % при сдаче 31 августа). Объект строится по федеральной программе «Комплексное развитие сельских территорий». По этой же программе «МАПО-Транс» делает подъезд к птицефабрике «Чамзинская». Готовность 55,75 %, сдача до 30 сентября. «Мордовстройтехника» не слишком активничает на объездной Комсомольского. Капремонт рассчитан на этот год и следующий.

Рузаевский район. «Мордовавтодор» должен закончить до 15 октября ремонт дороги Плодопитомнический — Архангельское Голицыно (85,42 %). «Лидер» тянет с ремонтом бульвара Горшкова, улицы Юрасова и переулка Фабричного в Рузаевке. Сдача первого объекта сорвана (31 августа, готовность 98,65 %), второго — аналогично (1 сентября, 98,72 %), по третьему (15 сентября), судя по всему, будет тот же результат…

Саранск. Работы на подъезде к селу Булгаково в границах городского округа затянулись из-за проблем в проектном решении. Готовность 42,37 % при сдаче 30 сентября. Подрядчик «Тандем». Пензенский «Лидер» все лето тянул кота за хвост на проспекте 50 лет Октября. В последние дни резко взялся за асфальтирование тротуаров и съездов с проспекта, но это не помогло уложиться в график: 31 августа истек срок при готовности 65 %. Эта же компания провалила сроки на трех других объектах: улице Володарского (90 %, 31 августа), Псковской (95 %, 31 августа) и Полежаева (80 %, 31 августа). Хотя ситуация, нужно сказать, не критична: асфальт давно уложен, остались только знаки и так, по мелочи…

Но это еще мы не предоставили данные по реализации ведомственной (Росавтодора) целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения». В Мордовии по ним, как правило, ремонтируют сельские улочки. Короче, по этой программе у нас — полный провал: задержки, задержки, задержки…

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу