Воскресенье, 26 сентября

«Эта история показательна для всей страны!»

Закончена работа над фильмом, посвященном уроженцу Мордовии — герою битвы на Курской дуге Ивану Гусеву

По сути, Мордовия откроет для себя Ивана Гусева. Фото: Соцсети

Одной из самых громких российских премьер этого года стал фильм Тимура Бекмамбетова «Девятаев». Военный экшен-боевик о Герое Советского Союза завершил шествие по российским кинотеатрам и отправился в «заграничный поход». В это время подоспела документальная картина о другом славном сыне Мордовии, отличившемся во Второй мировой войне, — уроженце атяшевского села Сабанчеево, лейтенанте Иване Гусеве. Работу над ней завершили Максим Рыськин (режиссер) и Александр Учеваткин (продюсер, автор идеи). На премьеру, которая ожидается в начале осени, авторы планируют пригласить врио Главы РМ Артёма Здунова. О пользе пандемии при создании фильма, планах всероссийского проката и организации местного кинофестиваля они поведали Николаю Кандышеву.

Александр Учеваткин: «Во время прочтения его писем и дневника Иван стал для меня раскрываться по-новому. Я полюбил нашего героя за уникальный внутренний мир и характер…» Фото: Столица С

Встреча с создателями документального фильма «Иван Гусев. Подвиг на Курской дуге» прошла в одном из саранских кафе. Накануне они устроили закрытый показ для культурной общественности. Корр.«С» удалось одному из первых увидеть черновой вариант, который был готов на 80 %. Остается снять еще несколько игровых сцен. Несмотря на документальный характер, в картине он присутствует, что сближает эту работу с фильмами британской компании BBC. Максим Рыськин считает, что игровые эпизоды весьма удачно разбавляют общий тон повествования. По словам Александра Учеваткина, предварительный показ был устроен, чтобы получить обратную связь от зрителей и на основе отзывов внести последние правки. Премьера зависит от даты снятия эпидемиологических ограничений. Авторы хотят пригласить как можно больше зрителей, в том числе врио Главы Мордовии Артёма Здунова. Особую роль в создании фильма сыграл тольяттинский «Мордовский культурный центр», который возглавляет Юрий Демкин. Эта организация оказала финансовое содействие. Половина бюджета ленты — ее вклад. Всего на съемки ушло порядка 130 тысяч рублей. Но планируются еще финансовые затраты. «Мы ценим помощь талантливых людей, — отмечает Максим Рыськин. — Например, композитора Родиона Рахманова, о котором, уверен, скоро узнает вся страна. С его музыкой картина смотрится совершенно иначе. Операторскую работу выполнил Кирилл Киреев, известный в Мордовии прежде всего рекламными роликами. В какой-то момент он стал просто монополистом в данной сфере. Но решил, что ему нужно расти в профессиональном плане, и с радостью принял участие в нашем проекте. Художник картины — Олег Романов. Он был фотографом и оператором в картине «Сволочь?». А сейчас работал над художественным оформлением. Увы, его потенциал не до конца реализовался. Просто для этого нужен соответствующий бюджет…» Киноманам будет приятно узнать, что закадровый текст в фильме читает голос «Кинопоиска» — Олег Милехин. Ориентировочный хронометраж — 42 минуты. Хотя еще в прошлом году речь шла всего о 16 минутах. Но из-за пандемии все переиграли… в лучшую сторону.

Поначалу авторы взялись за сценарий. Определились с общей идеей, набросали синопсис… Но дальше дело застопорилось. Тогда на помощь пришел наставник Максима Рыськина — режиссер-документалист Вадим Цаликов, который посоветовал обратиться к выпускнице ­ВГИКа по сценарному направлению Ангелине Битаровой-Цаликовой. Она взялась за перо и превратила замысел ребят в полноценный сценарий. Также за время паузы удалось поработать с архивами и собрать больше информации. В этом помогли сотрудники Мемориального музея военного и трудового подвига и его директор Николай Кручинкин, а также работники музея-диорамы «Курская дуга. Белгородское направление»… «Мы планировали приступить к съемкам 3 апреля прошлого года, — рассказывает Учеваткин. — Но тут началась эпидемия коронавируса, самоизоляция… Прошло больше года. Если бы сняли тогда, то получилась бы не такая качественная история». «Не то что бы качественная, а другая, — уточняет Рыськин. — Мы пытались форсировать события. Хотели успеть к 9 Мая. Хорошо, что пандемия нас поставила на место. В итоге сделали картину гораздо лучше…»

Максим Рыськин: «Хорошо, что пандемия нас поставила на место. В итоге сделали картину гораздо лучше…» Фото: Столица С

Одним из новшеств, придуманных ее создателями за время вынужденной «коронавирусной» паузы, стало участие 15–18-летних учащихся Ичалковского педагогического колледжа, которые давали интервью, а также зачитывали отрывки из писем и дневника Ивана Гусева. Наш земляк делился мыслями о любви, семье, войне. Будущий танкист хотел посвятить себя педагогике… И вот мы видим на экране его ровесников, рассуждающих на такие же темы. Были выслушаны мнения 17 молодых людей. По признанию создателей ленты, в их откровениях заложена краеугольная тема фильма. Режиссер Рыськин вспоминает: «Я не мог повлиять на ответы. Если бы провел с молодыми ребятами больше времени, то, думаю, смог бы их лучше раскрыть. Также я пытался найти парня, схожего по типажу с нашим героем. Мне показалось, что мы такого нашли в учащемся, который признался, что не любит строевую муштру…» Учеваткин отмечает, что ответы были совершенно искренние. «Мы не слышим: «Можем повторить!», «На Берлин!», — рассказывает продюсер. — Они говорили, что война — это страшная трагедия…»

Реклама

Затем последовали съемки на родине Гусева — в селе Сабанчеево. Здесь к процессу подключился его племянник — Владимир Борисов. Съемочная бригада побывала в доме детства главного героя. А также в его школе, где когда-то учился Александр Учеваткин. Здесь создан музей, посвященный подвигу легендарного земляка. Владимир Борисов отвечал на вопросы, которые задавали учащимся колледжа, и так же, как и они, зачитывал письма своего дяди. С этим связан один из самых трогательных моментов. «Мы с женой смотрели черновой вариант, — рассказывает Учеваткин. — Ближе к финалу у меня слезы навернулись. Жена тоже плакала. Это связано с эпизодом, где племянник Гусева читает письмо родственника. Там упоминается яблоня, которая росла в родном селе. Образ зеленой ветки символизирует его желание жить. А в этот момент — только представьте! — нашего героя окружает война…»

В мае — июне занимались игровыми эпизодами. Создатели фильма старались соблюсти историческую достоверность даже в мелочах. Поэтому активно подключали в качестве консультантов историков и музейных работников. Их скрупулезность обернулась удачей. При содействии директора Научно-исследовательского института гуманитарных наук Галины Куршевой и Российского военно-исторического общества удалось попасть… в самый настоящий Т-34. Аутентичную военную технику любезно предоставил для съемок один из подмосковных музеев. Исполнитель главной роли — студент ГИТИСа и уроженец Саранска Андрей Грызлов — смог почувствовать все прелести пребывания в бронированном «гробу» на гусеницах…

В процессе сбора материалов, съемок и на стадии монтажа у авторов менялось отношение к своему герою. В итоге они открыли Ивана Гусева совершенно с другой стороны. Персонаж со страниц учебников превратился в живого человека. Александр Учеваткин признается: «Со школьной скамьи знал о Гусеве. Нам рассказывали учителя. Мы читали статьи о его подвиге. Но только в ходе работы над фильмом осознал, что эти мои знания ничего не стоили. Лишь во время прочтения его писем и дневника Иван стал для меня раскрываться по-новому. Я полюбил нашего героя за уникальный внутренний мир и характер. Мне кажется, что самой судьбой Гусеву было предначертано совершить подвиг…» У Максима Рыськина также изменилось отношение к главному герою. «Когда думаешь о нем, то сначала визуализируешь образ, — поясняет режиссер. — Представляешь его походку, жесты, характер. В какой-то момент он оживает в твоей голове. Итоговый образ вы и видите на экране. Этакий интроверт, держащий эмоции внутри себя. Лишь в конце он показывает истинного себя. В дальнейшем, считаю, не будь того трагического финала, он стал бы осознаннее смотреть на многие вещи. Гусев мог сформироваться как отличный педагог…»

Авторы верят в потенциал своего детища. После саранской премьеры они намерены получить прокатное удостоверение, чтобы показать ленту в других регионах. «Мы понимали, что идем на определенный риск, — отмечает продюсер. — Каждый год у нас снимают несколько военных лент. И вроде бы обо всем уже рассказано. Наш фильм — частная история для Мордовии, но показательная для всей страны».

Для Максима Рыськина важно дать толчок к развитию киноиндустрии в нашем регионе. В качестве примера он приводит родную Якутию. Снятые там фильмы бьют рекорды в местном прокате и собирают призы на престижных кинофестивалях. Например, в прошлом году главный приз «Кинотавра» получила лента «Пугало» Дмитрия Давыдова. «Нужно больше доверять молодым постановщикам, — убежден новоявленный документалист. — Тогда появится больше качественных картин! Саранску необходим собственный фестиваль короткометражного кино. На мой взгляд, при поддержке Министерства культуры и руководства Мордовии это вполне реально. В Марий Эл и Чувашии подобные мероприятия проводятся вполне успешно».

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу