Дмитрий Чугунов — о конфликте с легендарным уроженцем Мордовии Алексеем Немовым: «Прикрываться ребенком — глупость!»
Уроженца Мордовии, посла на ЧМ—2018 по футболу от Саранска, легендарного спортсмена и четырехкратного олимпийского чемпиона Алексея Немова 13 февраля уложили лицом в снег в центре Москвы как нарушителя ПДД. Гимнаст оказался «героем» Интернета, когда устроил потасовку с представителями общественного движения «СтопХам», которые почти 6 лет выявляют на российских дорогах наглецов и хамов. Руководитель «СтопХама» Дмитрий Чугунов рассказал «С» о конфликте и возможной пользе своего проекта.
Немов
«С»: Посмотрел ролик с участием господина Немова, который является послом Саранска на ЧМ—2018. Посылал он ваших соратников профессионально… Как развивается эта ситуация?
— Несколько не так, как хотелось бы. Он, конечно, человек заслуженный и уважаемый. Все бывает, каждый совершает ошибки. Как мне кажется, сам Немов понял, что это именно ошибка с его стороны и была. Поэтому не хочется, чтобы ситуация развивалась дальше. Надеюсь, Алексей не будет эту тему педалировать. Лично у нас такая задача не стоит.
«С»: В этой ситуации с юридической точки зрения к вашим бойцам могут быть какие-то вопросы?
— Было бы странно. На видео все хорошо заметно. Какие вопросы?! С их стороны никаких грубых и уж тем более хулиганских действий не было. Было видно, что они не хотят конфликта, а всячески пытаются его потушить.
«С»: Господин Немов связывался после инцидента с кем-то из ваших ребят?
— По моим сведениям, нет.
Реакция
«С»: Часто ли в Москве героями ваших роликов становятся знаменитости?
— Скажем так: бывает. Не часто, но бывает. Просто действует закон больших чисел. Мы «работаем» в центральной части города, в том числе в местах, где появляются разные обличенные властью и просто известные люди. Мы же подходим ко всем, а не делаем выборку: вот тут — знаменитость, к нему мы пойдем, а тут — нет.
«С»: Если не ошибаюсь, такая реакция известного человека на действия стопхамовцев — с дракой и матом — зафиксирована впервые. Насколько помню, даже режиссер Никита Михалков без скандала ретировался…
— Да, именно так. Обычно реакция более сдержанная.
«С»: А был ли в момент инцидента ребенок в машине Немова, как потом утверждали его супруга и сам Алексей?
— Ребята не слышали детских криков и самого ребенка не видели. Я затем множество раз просматривал видеоролик, но никаких признаков нахождения в машине малыша не увидел. То ли в машине настолько хорошая шумоизоляция, то ли вообще никого внутри не было… Есть очень важный для меня аспект. Если находишься в машине с ребенком, то ты должен быть в десять раз осторожнее, а твои действия — продуманнее. И парковаться вторым-третьим рядом с маленьким пассажиром — значит подвергать его опасности. Осознанно или нет, но подвергать. Потому что для автомобиля, припаркованного не по правилам, существует гораздо более серьезная возможность попасть в аварийную ситуацию. Ты же находишься на проезжей части, а не на парковке. И это очевидно. Поэтому прикрываться тем, что ты находишься в машине с ребенком, — глупость какая-то.
«С»: Вы же говорите как отец? Насколько знаю, у вас тоже есть малыш…
— Конечно.
«С»: Кстати, вы сами машину водите?
— В семье сейчас машина есть только у супруги. Свою я несколько лет назад продал. Пользуюсь общественным транспортом, мне так комфортнее.
«С»: Получается, вы на себе лично ощущаете влияние московских хамов…
— Ну, да. Я и автомобилист, и пешеход, и пользователь общественного транспорта. Кстати, насчет последнего… Меня лечить не надо, я прекрасно знаю, что рекламируемые призывы московских властей к населению массово отказываться от личного транспорта в пользу велосипедов, метро, автобусов, трамваев и троллейбусов — популизм в чистом виде.
«С»: Почему же? Неудобно?
— На велосипеде зимой — очень неудобно. Что касается метро и всего прочего… Я сам большой его любитель. Но считаю, что если хотя бы 10 % владельцев личных машин пересядут на общественный транспорт, там возникнет коллапс. Инфраструктура не готова, она не выдержит.
Польза
«С»: Видите ли вы улучшения на дорогах после нескольких лет работы вашего проекта?
— Хм… Аналитику мы пока никакую не делали, пока не ставили такую задачу. Нужно будет сделать, чтобы понять, насколько проект повлиял на мысли и сознание основной аудитории — подрастающего поколения; научилась ли молодежь разбираться во взаимоотношениях на дороге. Но знаете… Судя по обращениям, что поступают мне на почту и в соцсетях, молодежь нас понимает и поддерживает. Проект имеет серьезную формирующую составляющую, когда люди узнают, как надо, а как не надо поступать.
«С»: А если взять такой показатель, как проявление агрессии по отношению к вашим бойцам со стороны участников дорожного движения?
— Агрессии стало меньше! Как и людей, что стараются придумать конфликт на ровном месте. Адекватных все больше и больше! Если три-четыре года назад можно было наснимать за день рейда два ролика, при этом не стоило много ходить, а на нашем пути попадалось колоссальное количество хамов и идиотов… То сейчас можно за неделю ничего не наснимать. И это показатель, как мне кажется.
«С»: Что с производством уголовных дел, возбужденных по факту избиения ваших бойцов? Знаю, что в Питере нескольких ребят серьезно избили…
— Насколько знаю о питерской истории, часть обидчиков наших ребят уже сидит. Принесены извинения со стороны фигурантов дела. Возмещен ущерб, нанесенный технике и дорогостоящим украшениям. Так или иначе, история для нас заканчивается благополучно.
«С»: Часто возникают вопросы о юридической чистоте работы проекта «СтопХам». Были судебные прецеденты по привлечению к ответственности именно ваших бойцов?
— Пока не было. Невозможно доказать в суде, что наклейка наносит ущерб стеклу автомобиля. Возможно, наклейка и нелегко отдирается… Но без повреждений для стекла — это точно. Безусловно, мы компенсируем ущерб, если так решит суд. Но, повторюсь, прецедентов не было.
«С»: А были такие ситуации, когда участники проекта срывались на водителей?
— Знаете, взрывы эмоций бывают со всех сторон, у нас же живые люди. Но мы всегда находим в себе силы остановиться. Когда чувствуем, что переборщили, сглупили, наклеили неправильно (были такие ситуации), то извиняемся и сами удаляем. Бывает, что ребята ошибаются. К счастью для меня, это редко происходит.
«С»: Судя по грамотным в потасовках действиям ребят, они неплохо подготовлены. Тот же случай с Немовым. Ловко его уложили в снег. Бойцы занимаются единоборствами?
— Они очень разные. Кто-то смотрит на меня и других увлекающихся спортом и тоже следит за своей физической формой. Но единого требования ко всем нет. Что касается ребят, которые общались с Немовым… Просто они чуть больше его по комплекции. Тот же Мохамед (Исмаилов, руководитель одного из направлений движения — «С») весит больше 120 кг, поэтому ему это сделать было не очень сложно. Плюс адреналин.
Мордовия
«С»: Что происходит с движением в целом? Отделений в регионах становится больше или они сокращаются?
— Где-то закрываются, где-то открываются, причем в неожиданных для нас местах. Изменения происходят постоянно, это такой процесс. Обычно в обойме находится 15—20 регионов.
«С»: В Саранске отделение так и не открылось. Как говорят в таких случаях — «городок маленький, активистов затем в подворотне найдут»…
— Не знаю, у нас ребята работали и в небольших регионах с высокой криминогенной ситуацией. Там все друг друга знали, но понимали, что не стоит лишний раз сталкиваться с федеральным проектом, который так или иначе поддерживается, в том числе и Президентом…
«С»: Возможно, в Саранске просто не нашлось активистов…
— Да-да, все верно. А может, просто у вас проблема нарушителей не настолько актуальна.
«С»: Кстати, есть отделение проекта в Чечне, «самом дерзком» регионе России?
— А у них нет необходимости в «СтопХаме». Как член Общественной палаты РФ я в данный момент нахожусь в командировке в Грозном. Успел прогуляться по городу. И здесь все хорошо с наведением порядка: так, как должны работать, работает ППС, работает ГИБДД…