Воскресенье, 19 сентября

«Это китч!»

Чем запомнился и чем разочаровал «Эрьзя Fest»?

Фото: Юлия Честнова I Столица С

Мордовия празднует год 145-летия Степана Эрьзи. В каждой семье республики готовятся к дате рождения знаменитого скульптора — 27-му октября. До знаменательного события осталось чуть более двух месяцев. Пока же жителей и гостей республики ждал аперитив. В субботу, 21 августа, на площади перед музеем изобразительных искусств имени «Русского Родена» прошёл «Эрьзя Fest». Впервые в истории Саранска знаменитого сына республики решили отметить таким образом. Но что-то пошло не так… Николай Кандышев и Юлия Честнова (фото) заглянули на ярмарку тщеславия.

Остановка. Спешно выпрыгиваешь из «ГАЗели». Часы показывают 3 часа дня. Телефон показывает 30 градусов жары. Чем не мотив — наплевать на дресс-код? Ускоряешь шаг. На ходу надеваешь наушники. Под речитатив NF направляешься к музею Эрьзи. «Гуггенхайм» и «Прадо» наших широт. На площади перед культурной колыбелью республики в эти минуты проходит «Эрьзя Fest». Беспрецедентное событие в истории Саранска и Мордовии. Как никак, 145 лет «Русскому Родену!» В наушниках доигрывает шедевр Канье Уэста «Runaway». В переводе на старославянский — «Побег»… До «праздника» считанные метры. Канье ставится на паузу. И, о чудо! Из мира мужа Кардашьян ты попадаешь в тиски национальных песнопений. Подобно герою Сокурова ты оказываешься внутри ковчега. Только мордовского,а не русского.

Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С

А, затем, как в сказке. Распутье. Справа переработанный советский плакат: «ТЫ посетил музей Эрьзи?» Нынче в музей, как на фронт. Ищешь альтернативу. Идёшь налево. Тут, за бело-голубой подъездной стеной из картона С. Суворов. Хотя, скорее Суровов. Брови нахмурены. Он гневно сверкает очками. И на дружественное приветствие извергает: «Николай, это китч!» Уточняю: «Я что-то пропустил?» В ответ: «Нельзя пропустить того, чего нет». Я оборачиваюсь в сторону, куда указывает мастер кисти и провокации. Чувство дежа-вю пробегает от пяток до подмышек. Либо это, либо пот. В рядок стоят лотки с сувенирной продукцией. Вот, под тенью пихт в стильном картузе подтягивается Константин Иванович «Гуттенберг». Перед ним на столе шипкарные фолианты. За 150, 250 и 500 целковых. Самый ходовой товар — паспорт мордвина Пьера Ришара и Жерара Депардье. Тут же гончарных дел мастер Дмитрий Анатольевич и художница печального образа Маргарита Waruna. Она проводит мастер-класс по обведению хтонических котов для всех желающих. Абсолютно бесплатный. Это возмущает Гуттенберга. Обегаю взглядом другие лотки. Вот, «Ростр» с бронзовыми глобусами, на которых республика заменила всю Евразию. Этакая Мирдовия. Если Северной Корее можно менять историю, то чем хуже другие такие же народные и столь же демократические республики?

За ними следуют манекены в национальных костюмах. Самая стойкая публика. На их фоне красуется надпись почившего «Актив Банка». Чтобы отвлечься от негативных мыслей погоревшие вкладчики заказывают портрет тутушному художнику. Судя по работам, фестиваль успел посетить и Джон Сноу. Но, видимо, «Король Севера» задержался ненадолго. «Зима близко!» Но он успел захватить пару кубков от Дмитрия Анатольевича. Напротив него мастер-класс от коллеги по цеху. Детишки упорно пытаются слепить из куска глины своего Голема, но на деле выходить очередное творение в стиле Урса Фишера. Поодаль от них расположились «мученики» художественного училища, кропотливо работающие над рисунком памятника Степану Эрьзе. Работают в стрессовых условиях. Буквально в паре метров от них проходит концерт солистов Мордовской филармонии и театра имени Яушева. Какафония из сабвуферов заглушает любые мысли в голове. Несмотря на это понимаешь, что где-то уже это видел и слышал. Каждое маломальское мероприятие в городе проходит в этих же декорациях, с этим же содержанием и тем же бесовским саундтреком. Отсюда и немногочисленные зеваки. Но даже в такой зной на праздник заглянула целая делегация. Туристическая группа то ли из Казани, то ли из Самары, то ли из Москвы, перемещающаяся на фирменном поезде. По преимуществу дамы бальзаковского возраста. Они пронеслись по палаткам и тут же скрылись в стенах музея.

Реклама

Отойдя от «экспресса», завязал беседу с Дмитрием Анатольевичем. У него день выдался удачным. По собственному признанию, смог отбить дорогу. Вот, что значит, когда у тебя отоваривается сам Джон Сноу! «Но прибыль могла быть и выше, — пустился он в рассуждения. — Если бы получше раскрутить всё это мероприятие. Идея замечательная. Имя Эрьзи — устоявшийся бренд, который нужно рекламировать и продавать. Для этого должны работать профессионалы». Возразить и нечего. Если рассылка о мероприятии пришла на почту за три дня до даты проведения, то какого резонанса можно ожидать?! Продать можно и воздух, как учит нас «Волк с Уолл-Стрит» Мартина Скорсезе. А тут целый Роден. Пусть и русский. Заглядываю на секунду в сам музей. Здесь всё дежурно. Цербер проверяет температуру. Смотрители стерегут шедевры. Обычные будни. На выходе встречаюсь со светописцем Степаном Коротковым. Его окна в цветах радуги немного, но скрашивают происходящее. Сам он также поддерживает инициативу про проведению фестиваля. «Но из-за жары следовало бы сдвинуть часы проведения, — резонно замечает художник. — Ближе к вечеру, к 8-ми и 9-ти вечера. Тогда бы и людей пришло больше. Люди в это время и выходят гулять. И музыку можно было бы не столь громкую сделать. Какую-нибудь фоновую».

Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С
Фото: Юлия Честнова I Столица С

Всё происходящее напоминает лабиринт Минотавра. И Саша Васильев прав: «Выхода нет!»
Но кое-как хватаешься за нить Ариадны, сотканную С. Сурововым: «Это китч!» Возвращаюсь к одиозному художнику. Он с броневика, отобрав картуз у «Гуттенберга» зачитывает свой манифест:

«Акция «околохудожественная деятельность» описание : в этой акции я размышлял на тему официальной культурной деятельности и чем это по сути является . Для этого я совершил интервенцию на городском фестивале #эрьзя в городе Саранске со своей инсталляцией. Сама по себе инсталляция являлась некой метафорической стеной в любом подъезде или казенном учреждении на которой были «как бы изображены контуры или границы реальных моих картин и этюдов которые я писал в разных городах и странах за последние 3 года . Но самих картины на стене не было , а были лишь описание картины, название и цена . А рядом на стуле в сумке находились эти картины и этюды. С этой инсталляцией я постоял на Эрьзя-фестон с 12 до 6 часов вечера наблюдая за стеночкой с «псевдокартинками» за самим фестивалем . Ко мне мало кто подходил и в целом люди не поняли да и не замечали меня и мою инсталляцию . Один из рабочих из соседней палатки , спросил меня : «а что , тут выставка была ?»… я ему ответил что это и есть выставка, но он меня не понял. Тогда я ему сказал что моя выставка это «клюква» . Не думаю что ему стало понятнее , да и вообще через минуту он занялся разбором своей палатки .. потом подъехала газель, из репродукторов играла музыка : не надо печалится, вся жизнь впереди» . И было всеобщее ощущение какой-то недосказанности , чего то нехваткой . Было все и все , а чуда не было , была даже делегация в количестве 60 человек , ради которой загнали Художников со своими картинкам , танцоров, артистов , книгоиздателей и других деятелей культуры , в общем все были , но хотя я знаю зачем я там стоял , ради икры , которой нас угощал любимый наш К.И! И наверное это было самое главное во всей этой акции».

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу