Воскресенье, 19 сентября

«Но мы видим сегодня их в авторах этой выставки. Вот, они наши герои!»

Саранск охватил «ART-FRESH 2021. ГЛАВНОЕ»

Фото: Данила Назаров I Столица С

В пятницу, 6 августа, в 16:00 в Выставочном зале Мордовского республиканского музея изобразительного искусства имени Степана Эрьзи открылась выставка «ART-FRESH 2021. ГЛАВНОЕ». Проект, функционирующий уже на протяжении трёх лет, объединяет профессиональных и начинающих художников региона. На суд публики они презентуют произведения, написанные за последние два года.4-й по счёту «ART-FRESH» собрал 126 работ 66 авторов.

Самобытность. Разнообразие. Всё от классики до современности. От карандашных этюдов до национальных костюмов. Диапазон экспозиции заставляет шейные позвонки крутиться на 360 градусов. Но, когда турбулентность проходит, оценить представленное становится проще.

Натюрморты Хафиза Бикбаева «Сирень в прозрачной вазе» и Малика Ямбушева «Салют урожая» встречают участников вернисажа одними из первых. Здесь и столь же яркие пейзажи художников. Солнце, радость, беззаботность. Своих современников запечатлил Александр Шадрин. Вот, усталый и мечтательный скульптор Николай Филатов. От дней сегодняшних уходим в Античность. Николай Рябов помещает знаменитого философа Диогена в каноническую бочку. С минуты на минуту провокатора и акциониста своей эпохи столкнут с обрыва в открытое море. Каждый ищет истину и смысл бытия. Процесс — не менее важнее, чем конечный результат. Рябов же решает столкнуть традиции с современностью на картине «Деревенский праздник коня». Буквально напротив этого постмодернистского полотна установлены женские национальные костюмы художниц Е.Карьгиной, И. Тюриной, Н. Кудрявцевой и Р. Яфаровой. Зрители и в них находят смыслы и ассоциации. Так, один из головных уборов напоминает тиару Папы Римского. Здесь же несколько этюдов. Таким предстаёт главный зал.

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

От крупного к мелкому. Но лишь в размерах, а не по назначению. За углом следующего зала укрылась настоящая жемчужина. Маленькое судно сталкивается с непреодолимой стихией на картине М. Родионова «Преодоление». Чёрно-белый рисунок, в очередной раз показывающий тщетность человека перед природой. Кто бы ни был на этом судёнышке, кажется, что он обречён. Но не сдаётся. Сила воли — отличительная черта человека. Как и любовь к искусству. Фотографий в этот раз меньше. Но нашлось место и для мастеров объектива. Напротив «Преодоления» триптих «Чувства» Екатерины Шаповаловой. Полуобнажённая модель Олеся Спащанская и ранима, и соблазнительна. Она может очаровать, но в тот же момент причинить боль. В одной руке у неё цветок, но здесь и шипы. Огорчает лишь, что третья часть триптиха будто выпадает из общего замысла. Мария Кудинова добавляет абстрактности происходящему «Жаждой». А на «Сиесте» её утоляет. Героиня этого полотна напоминает пару с картины «Абсент» Эдгара Дега. Но здесь всё же нет такого угасания и безнадёжности, как у французского мастера.

Реклама
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Во втором большом зале окно в мир открывает триптих «Выход» Никиты Пичугина. Практически гимн быта и затворничества в трёх куплетах. За рамки комнаты выходит Маргарита Гладышева. Её две работы «Deus ex machine» («Бог из машин») и «Финист и кот» словно захватывают эпицентр экспозиции. С одной нас пронзает взглядом ангела с золотыми крыльями. На второй уловимый женский образ святой отправляется в полёт подобно героям Марка Шагала. Только здесь «Финист» прихватывает питомца.

«Это не итог, а процесс, — скажет кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник МРМИИ им. С.Д. Эрьзи в рамках вернисажа Виктор Махаев. — Отличительная черта выставки — открытый демократизм. Мэтры висят рядом с молодыми и начинающими авторами. Также поражает и жанровое разнообразие. Здесь традиционные полотна, а тут современное искусство. К тому же каждая стена по замыслу организаторов несёт какую-то концепцию. Работы, раскрывающие её, вступают в диалог со зрителем. Вот, сейчас принято сетовать, что у нас не показывают образ героя нашего времени. Но мы видим сегодня их в авторах этой выставки. Вот, они наши герои».

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу