Воскресенье, 19 сентября

Турбо-тролль

Тест-драйв в Ичалковском районе классического SAAB 900 «Турбо»

Фото: Денис Тюркин I Столица С

От церкви Архангела Михаила в Ичалках отъезжает прекрасно сохранившийся 256-й «Икарус» с табличкой «Заказной». Мягкий ход, звук мотора, который ни с чем не спутать… За рулем — священник Сергей Георгиевич Сакович. Мы едем к нему домой в Смольный, чтобы посмотреть на еще одно недавнее приобретение — алый «классический» SAAB Tyrbo, 1985 года выпуска. Такой в Мордовии один. Денис Тюркин прокатился на культовом лифтбэке.

SAAB — это такая ИКЕА в автомобилестроении. Эти машины всегда выделялись деталями: необычными дисками, мелкими дизайнерскими штучками, как, например, силуэт кита на форсунках (!) омывателя лобового стекла на этом «девятисотом». Фото: Денис Тюркин I Столица С

1985 год, СССР. На Горьковском автомобильном заводе начинается производство модели 24-10, рестайлинговой версии «двадцатьчетверки», которая сходит с конвейера уже 19 лет. Новшества следующие: дизайн в стиле 31-й «Волги», новые ручки дверей. Мечта директоров! 1985 год, Швеция. Местный автопроизводитель, SAAB Scania, продал на тот момент по всему миру более полумиллиона «девятисотых». Центральный замок, дисковые тормоза «по кругу», электростеклоподъемники и электрорегулируемые зеркала, подогрев кресел, турбированные моторы с патентованной хитрой системой управления, максималка за 200… Мечта. Всех, не только советских директоров.

Хорошо заметна характерная саабовская выгнутая форма лобового стекла. Еще обратите внимание на водительский дворник, установленный почти на середине рамки. Кинематика хода его была такова, что он замечательно справлялся со своими обязанностями. Фото: Денис Тюркин I Столица С

SAAB начал устанавливать на 900-е турбированные моторы в 1979 году, чуть позже, чем подобные агрегаты появились на «Порше-911». Это чтоб вы понимали уровень инженерной мысли шведского автомобилестроителя. Номер «911», который стоит на «мордовском» «Саабе», троллит «Порше» еще и потому, что некая схожесть внешнего вида двух автомобилей все же присутствует. Само собой, из-за ниспадающей линии задней части с элегантным черным спойлером, выполненным из мягкого материала с выштамповкой «SAAB».

Багажник идеален не только формой и отсутствием выступов. У него еще есть вместительное подполье с докаткой (!) Фото: Денис Тюркин I Столица С

По документам ГИБДД мощность мотора на этом авто составляет 110 л. с. Но, если судить по интернет-энциклопедиям, двигатели с таким показателем были безнаддувными. Открываем капот «Сааба»… Кстати, благодаря хитрой конструкции это своеобразный ритуал. Сначала из зацепа выходят «наконечники» крепежа, и кажется, что крышка открывается традиционно для современных авто, как «пасть аллигатора». Но капот скользит по направляющим, передняя кромка опускается вниз, и в итоге крышка встает, как у «Жигулей». Все это напоминает процесс раскладывания икеевского дивана… (Почему бы и нет? Фирма тоже шведская.) И что же мы видим? Продольно, маховиком вперед, установленный рядный бензиновый двигатель с пухлым, в руку толщиной, металлическим патрубком с надписью «Турбо». Вы застуканы на месте преступления, мистер тролль. Наддувныесаабовскиевосьмиклапанные моторы на этих моделях были мощностью минимум 145 «лошадок». Это подтверждает и европейский сайт расшифровки ВИН-кодов, утверждающий, что «мордовский» «Сааб» с завода вышел с двухлитровым мотором B202S. Там же говорится, что на данном автомобиле была установлена пятиступенчатая механическая трансмиссия (еще бы: с максималкой в 202 км/ч и с паспортным разгоном в 9,5 секунды до сотни). Но за 36 лет она каким-то образом «трансформировалась» в четырехступку.

Реклама
Моторный отсек. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Я за рулем. Продавленное кожаное кресло плотно обнимает боковой поддержкой, перед глазами — вертикальная передняя панель… Можно сесть выше, здесь есть регулировка по высоте, но так уменьшится «самолетное» ощущение. Именно от «Сааба» и пошло в автожурналистику авиационное слово «кокпит». «Пристегните ремни» — горит красным надпись на центральной консоли. Между прочим, четыре из пяти ремней здесь инерционные трехточечные. 1985 год, напоминаю. Мотор уже работает. Сергей Георгиевич не стал проверять меня «на знатока «Сааба». «Это такой шуточный тест, когда владелец такой машины сажает за руль друга и предлагает завести двигатель, говоря о том, что ключ уже в замке зажигании», — смеется Сакович. Фишка в том, что замок здесь на консоли между креслами, у ручника.

Нижние части дверей заходят настолько глубоко под днище, что сохраняют чистыми пороги. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Продолжим. Сцепление мягкое, но схватывает в самом конце довольно резко. Рычаг переключения передач ходит по столь коротким траекториям без люфтов, что удивляешься (хотя третью, например, приходится искать). На подержанной-то машине с пробегом минимум 222 тысячи км (это на одометре, а сколько в реальности — кто знает?). Хотя коробка, как я уже писал выше, скорее всего, заменена. Поперечные трещины асфальта «Сааб» проходит довольно жестко, тогда как более новая модель — 9000, которая тоже есть в коллекции Саковича, — будто парит над дорогой.

Инструментарий водителя. В правом верхнем углу — стрелка с бело-желто-красной шкалой, отображающая работу уникальной системы APC (автоматическая система управления производительностью), которая была изобретена в 1982 году саабовским инженером Пером Гиллбрандом и стала первой в мире системой управления детонацией и наддувом двигателя (систему, кстати, потом продали на «Мазерати»). APC состоит из датчика детонации (микрофона, прикрепленного к блоку двигателя), датчика давления, блока управления и электромагнитного клапана. Цель всего этого — сохранять максимальную производительность мотора в разных режимах, при этом не дав развалиться ни мотору, ни турбине. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Разгон! Удивительно, что в голосе мотора прослушиваются москвичевские нотки, но когда начинает «дуть» турбина… Да этот «девятисотый» тащит! Тащит! Безоговорочно верю, что мой ровесник выедет из 10 секунд до сотни. Настоящий «железный» подхват. В разных режимах мне поездить не довелось, но Сергей Георгиевич рассказывает, что проблем с тягой у машины нет. «Это вы довольно аккуратно ездите, и я тоже, а вот предыдущий владелец из Екатеринбурга, когда возил меня по городу, не церемонился с педалью газа, — говорит Сакович. — Мы шныряли в потоке, и «Саабу» это давалось без проблем. Потом когда я сам сел за руль и гнал машину из Екатеринбурга домой, почувствовал, насколько здесь острый руль. Моя «Шкода-Октавия» третьего поколения, насколько уж автомобиль с отточенной управляемостью, и та позволяет отвлечься от дороги. А на «девятисотом» чуть руль в сторону — и ты уже на обочине».

Саковичу, который, купив «девятисотый», исполнил свою детскую мечту («Читал про «Саабы» в «За рулем», видел их пару раз в советской Москве, тогда они смотрелись космически среди «Жигулей»), удалось найти машину в отличном техническом состоянии. Видно, что за ней следили и зимой, скорее всего, не ездили. Так и новый владелец бережет лифтбэк, не эксплуатирует во время зимней слякоти. Потому и кузовные элементы в замечательном состоянии. Есть, конечно, пара мелочей, но они устранимы. И вы посмотрите на салон. Эта красная кожа обивки сидений с еще старыми эмблемами «Сааб» в виде самолета безупречна!

Ключ зажигания в окружении кнопок электростеклоподъемников. Последние начали массово внедрять в российские автомобили в начале 2000-х. Фото: Денис Тюркин I Столица С

В общей сложности за 1979–1993 годы было произведено 908 817 «классических» SAAB 900 (после несколько лет продавали 900-е второго поколения). За надежность, за подход к автомобилестроению, за скорость, за удовольствие за рулем, за необычность некоторых элементов конструкции «девятисотые» стали культовыми в Европе. Шведская марка в XX веке постоянно становилась новатором, внедряя в конструкцию своих автомобилей передовые решения. Дисковые тормоза «по кругу», безасбестовые колодки, подогрев сидений, 16-клапанные моторы, зеркала заднего вида с дополнительной секцией, трехточечные ремни безопасности… Все это сейчас мы воспринимаем как данность, но забываем, кому обязаны удобством или безопасностью. «Сааб». Таким должен быть автомобиль» — гласит надпись на наклейке на боковых стеклах «девятисотого» Саковича.

Фото: Денис Тюркин I Столица С

Вообще-то тролль в скандинавской мифологии изначально считался существом, враждебным человеку. Но в XX веке благодаря финской сказочнице, писавшей на шведском, Туве Янссон и ее добрым муми-троллям все изменилось. Двадцатый же век стал сказочным для автомобилей, выпускавших на фабрике в шведском городке Тролльхеттан. В новом веке сказка обернулась суровыми буднями. «Сааб» стал переходить от американцев к голландцам, от голландцев к китайцам, а потом и вовсе обанкротился. Правда, в мифологии тролли превращаются в камни и спустя время могут ожить. «Сааб»! Турбо-тролль, ты меня слышишь?

В конце июня Сергей Сакович пригнал из Волгограда прекрасно сохранившийся «Икарус-256», перевозивший на местном предприятии рабочих. На фото автобус рядом с остановкой, которую Сакович специально построил на своем участке. Теперь в коллекции автобусов у него не только ПАЗ-3205 и ЛиАЗ-677, но и этот «Икарус». Причем техника исправно служит: батюшка возит своих прихожан. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу