Понедельник, 15 августа

«Девятаев». To be continued…

Итоги проката фильма о легендарном уроженце Мордовии

Завершился российский прокат фильма «Девятаев», который теперь доступен для просмотра на онлайн-платформах. Уже готовится релиз для показа в США и странах ЕС. Будет ли снято продолжение или телевизионная версия картины о легендарном уроженце села Торбеево — пока неизвестно. Но уже можно подвести первые итоги долгожданной экранизации знаменитого побега летчика из немецкого концлагеря. Сколько денег собрала в прокате работа Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова? Как она смотрится на фоне похожих российских лент? За что хвалили и ругали «Девятаева» российские критики? Какие «дивиденды» может получить Мордовия? Ответы узнал Николай Кандышев.

Александр Девятаев: «Фильм поднимает вопросы, ранее не звучавшие в российском и мировом кинематографе». Фото: Столица С

Money, money…

Премьера «Девятаева» состоялась 22 апреля на 43-м Московском международном кинофестивале. Положительные отзывы оставили много публичных деятелей, в том числе поп-исполнитель Филипп Киркоров и режиссер Светлана Дружинина. В поддержку раскрутки фильма с 26 апреля по 16 мая в московском Музее Победы прошла бесплатная выставка «Летчик Михаил Девятаев. Жизнь как подвиг», раскрывающая подробности биографии уроженца села Торбеево. Одними из первых картину увидели жители Саранска. Предпремьерный показ состоялся 24 апреля в кинотеатре «Россия». На нем присутствовали Тимур Бекмамбетов и сын легендарного летчика Александр Девятаев, который был одним из главных консультантов проекта. В широкий российский прокат версия длительностью 111 минут вышла 29 апреля. По данным сайтов «Кинопоиск» и «Бюллетень кинопрокатчика», в первый уик-энд сборы составили чуть более 80 млн рублей. Для сравнения: хит 2019-го года «Т-34» Алексея Сидорова, схожий по фабуле с «девятаевским» проектом студии «Базелевс», за первые выходные собрал почти 15,5 млн. Но и в широкий прокат картина с Александром Петровым вышла 1 января, попав на праздники, поэтому была показана в гораздо меньшем количестве кинотеатров (1509 против 151). Зато в последующие недели удалось наверстать упущенное. Героическая история о побеге танковой бригады из немецкого плена продержалась в широком прокате 22 недели («Девятаев» — 7 недель), собрав в России 2,273 млрд рублей. Таким образом, работа Сидорова окупила свой бюджет (600 млн) почти в четыре раза. Детище Тимура Бекмамбетова за время широкого релиза собрало 326,6 млн руб. При бюджете — 625,2 млн. Таким образом, на данный момент можно говорить о том, что фильм провалился в прокате, не окупив и половины затраченных средств. Потому что в указанном выше бюджете не учитываются затраты на маркетинг и дистрибьюцию.

Разумеется, на сборах картины Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова сказалась пандемия. Подавляющая часть кинотеатров работала с ограничениями: 75 %, или 50 %, или вовсе 25 % заполняемости зала. Несмотря на это, на ленту о побеге легендарного летчика пришло 1,129 млн зрителей. «Т-34» посмотрело почти 9 млн. Поэтому сравнивать кассовые сборы «Девятаева» и «Т-34» при таких разных диспозициях все-таки не совсем корректно. Правда, даже с учетом ковидного фактора хорошо видно, как на протяжении долгого времени держала интерес зрителей история о танковой бригаде и как после 9 мая, то есть практически через две недели после начала проката, просел спрос у посетителей кинотеатра к ее авиационному собрату. У этих двух релизов есть еще одна общая черта. И в том, и в другом случае главную роль сыграл популярный российский актер. В одном случае — Павел Прилучный, в другом — Александр Петров. Но если первый большую известность приобрел все-таки за счет сериальных проектов, то второй — главная звезда российского кинематографа второй половины 2010-х.

Если отойти от сверхуспешного «Т-34» и посмотреть на результаты проката других российских военных картин последних лет, то «Девятаев» на их фоне смотрится вполне выигрышно. Например, раскритикованные «Танки» (2018) Кима Дружинина при бюджете в 140 млн рублей собрали за месяц проката 95,8 млн. Фантастическая военная драма «Рубеж» (2018) с тем же Павлом Прилучным при затраченных 300 млн «обогатила» своих создателей на 87,5 млн. В то же время режиссерский дебют Константина Хабенского «Собибор», также повествующий о побеге советских солдат из концалагеря, окупил свой бюджет. При затратах в 180 млн рублей фильм собрал почти 300 млн за 6 недель широкого проката. Также стоит добавить, что «Девятаев» не смог тягаться с девятой частью мыльной оперы под общим заголовком «Форсаж». Гоночный блокбастер с Вином Дизелем стартовал в России 19 мая. По данным на 4 июля, фильм успел собрать 1,15 млрд рублей! В заочном споре с главной российской премьерой мая безоговорочная победа осталась за США.

Реклама

…Я смотрел картину шесть раз. И каждый раз это было новое потрясение. Да, в фильме использовались элементы вымысла. Например, линия друга главного героя. Но это было необходимо…

Михаил Девятаев — история продолжается… Фото: Соцсети

А критики что?

По данным «Кинопоиска», 69 % обзоров в российской прессе по поводу «Девятаева» были положительными — 11 против 5. Согласно сведениям агрегаторов рецензий «Критиканство» и «Мегакритик», также преобладали благоприятные рецензии со средней оценкой около 6 из 10. Положительно о фильме отзывались в изданиях «Медуза», «Сеанс», «КоммерсантЪ» и «Аргументы и факты». Авторы «Искусства кино», «Фильм.ру», TimeOut, GQ, «Фонтанки» и «Труда» опубликовали более нейтрально-скептические рецензии. Резкому разгрому фильм подвергли Александр Кондрашов в «Литературной газете», портал Aftershock, популярный видеоблогер Дмитрий Гоблин Пучков и Ингвар Коротков из «Нового взгляда». Последний охарактеризовал картину как «румяный блин с тошнотворной начинкой…» «У режиссеров — Тимура Бекмамбетова, Сергея Трофимова — поистине стояла неразрешимая задача в связи с их внутренним убеждением — как показать Героизм в Отечественной войне, — говорится в рецензии Короткова. — Ведь они уверены, как и многие их единомышленники, что это НАРОД выиграл войну, народ показывал чудеса самопожертвования. А не «людоедский сталинский режим». И героизм был ВОПРЕКИ существующему строю. Или сам по себе. Как придется. Мне не хочется разрушать иллюзии режиссера. Но придется… В принципе я не против. Да, Сталина заклеймили. Но войну-то выиграл ОН. Он — полководец. И это — ЕГО заслуга». Антон Долин в «Медузе» назвал «Девятаева» «отличным приключенческим фильмом, из которого вымыты даже намеки на любую идеологию или пропаганду». В то же время критик отметил, что «как любой коммерческий жанровый фильм по историческим событиям обречен на грубые обобщения и фактические неточности». Ксения Реутова в издании Kinoafisha.info оценила картину как «самый увлекательный, неожиданный и в хорошем смысле бесшабашный военный блокбастер за долгие годы». Ефим Гугнин написал для интернет-проекта «Фильм.ру»: «Картина слишком боится выйти за пределы военного канона, все любопытные отступления им мгновенно забываются. Больше всего это заметно в финале, из которого будто бы вырвали еще полчаса хронометража. Девятаев возвращается домой, и в больнице, где он отходит от травм, к нему подсаживается человек в форме НКВД: «А как, — спрашивает он, — вам удалось поднять самолет, управлять которым немцы учатся по полгода?» После этого фильм перескакивает на много лет вперед, так и не показав обратную сторону героической истории Девятаева. То, как он не мог долго получить работу из-за статуса бывшего пленного. Как, по некоторым сведениям, гнил уже в советских лагерях еще с десяток лет… Посыл у фильма очень правильный — в глазах зрителя он реабилитирует и героизирует человека, который этого действительно заслужил, но подвиг которого долго не признавала советская власть. Но то, как картина это делает, выглядит сомнительно. Будто бы и сам «Девятаев» попал в руки НКВД, после чего из него вырезали все неудобное, что не вписывается в повестку, оборвали на полуслове».

Павел Пугачев («Кинопоиск») хвалит техническую сторону картины: «Девятаев» ровно встает на полочку нынешнего казенного российского военно-патриотического кино, от которого он отличается только тем, что снят намного лучше. Идеологически же фильм едва отличим от танково-окопного экшена последних лет. Патриотизм как объективная ценность, женщина как служебный инструмент (единственная героиня здесь — произносящая пару реплик в прологе и эпилоге супруга Девятаева, сыгранная Дарьей Златопольской), вой­на как способ закалки характера, механическая зачистка уровней как единственный путь к победе». Егор Москвитин («Москва 24») нашел «две пробоины в корпусе «Девятаева» — это визуализация лагерного быта и тандем протагониста и антагониста. Все связанное с пленом — будни военнопленных, образы немцев, конфликтные ситуации (из серии «успеть сделать что-то, пока фашист смотрит в другую сторону») — выглядит, на его взгляд, до обидного банально…

Обозреватели газеты «Завтра» считают, что в производстве фильма все получилось согласно русской пословице — «У семи нянек дитя без глазу». Два режиссера, три продюсера и пять сценаристов. «В лучших традициях современности нам были продемонстрированы очередные пустышки — топорный сценарий, корявые компьютерные эффекты, модный намек на гомосексуализм и головная боль у людей образованных. После «Девятаева» в который раз понимаешь — не стоит критиковать современные фильмы о Великой Отечественной — всегда найдется новое дно, снизу которого постучится очередной Бекмамбетов».

Что дальше?

Ждать ли нам продолжения фильма о послевоенных годах жизни легендарного летчика? Последует ли какая-то отдача от громкого проекта в контексте Мордовии? Эти вопросы были заданы Александру Девятаеву. Доктор медицинских наук на днях участвовал в открытии выставки «Дети России» в Пушкинской библиотеке. Он презентовал 6 книг и ряд видеоматериалов о своем отце. «Переживания после премьеры еще не улеглись, — признался сын летчика. — Я смотрел картину шесть раз. И каждый раз это было новое потрясение. Да, в фильме использовались элементы вымысла. Например, линия друга главного героя. Но это было необходимо. Впервые через фильм был поднят вопрос о судьбе и выборе советских летчиков, оказавшихся в плену. А это не одна тысяча человек. Здесь иная ситуация по сравнению с другими родами вой­ск. Летчикам предлагался выбор: приличная, состоятельная, сладкая жизнь немецкого офицера или кошмар концлагеря. Такое предложение получал каждый. Об этом фильмов раньше не было. Но, разумеется, создателями ставилась иная главная цель — рассказать о подвиге отца. Они хорошо с этим справились. Но еще раз подчеркну, что в то же время фильм поднимает вопросы, ранее не звучавшие в российском и мировом кинематографе». По поводу общественной реакции на картину собеседник заметил, что завсегдатаи YouTube плохо разбираются в теме. Гораздо больше порадовали мнения историков, которые, несмотря на замечания касательно достоверности, отозвались положительно и рекомендовали фильм к просмотру. «Отношение типа «уберите руки от Девятаева… там много неправды», на мой взгляд, не верное, — подчеркнул собеседник. — Главным все-таки было — показать силу характера!»

Фото: «Девятаев»

По поводу возможного сиквела Александр Девятаев заметил, что Тимур Бекмамбетов примет решение по окончательным итогам проката и не исключает возможности создания сериала. В настоящее время режиссер уже три недели снимает другую картину…» Сейчас «Девятаев» готовится для международного проката. В кинотеатрах стран Евросоюза и США также выйдет англоязычный вариант фильма под названием «Фау-2. Побег из ада» («V2. EscapeFromHell»), имеющий некоторые отличия от русской версии. Александр Девятаев рассказал о том, что планирует переоборудовать расположенную в Татарстане дачу отца под музей. Сейчас идет поиск средств. Также, по его словам, необходимо переиздать в Мордовии книги о Михаиле Девятаеве, так как этого не делали уже длительное время. А пока в республике может появиться экспозиция под открытым небом с реквизитом фильма. О такой возможности рассказала исполняющая обязанности министра культуры и архивного дела РМ Светлана Баулина. «На сегодняшний момент идут переговоры, — поведала она. — В ближайшее время будет понятно, что конкретно со съемочной площадки передадут республике. Тогда окончательно определим формат проекта. Также было бы неплохо пополнить фонды краеведческого музея и его филиала в Торбееве». «Это представляет огромный интерес для музейщиков и всей страны. Поэтому вырвать то, что осталось от съемок, — наш долг», — добавил Александр Девятаев. По его словам, пока не известно, достанется ли Мордовии «Хенкель», на котором в фильме бежит из плена герой Павла Прилучного. Кстати, на съемках использовали цельный самолет и состоящий из двух половинок. Светлана Баулина добавила, что музейный проект планируется реализовать уже в этом году.

Закрыть