«Перформанс для нашего города что-то из ряда вон. Поэтому долго сомневались — показывать его или нет. Но я решилась это сделать»

Жителей Саранска шокировали «Чувства зелёного»

Фото: Данила Назаров I Столица С

О, Павленский, приди! Неужели в Саранске наступает культурная революция? Причём, без всяких хунвейбинов. С 16 июля до конца сентября на «Мордовия Арене» проходит фестиваль современного искусства «Угория». В его рамках запланированы выставки, мастер-классы для участников-художников, лекции и перформансы. Один из таковых состоялся накануне. «Чувства зелёного». Представление, созданное Екатериной Чигаевой совместно со студией танца «Багира», буквально сорвало девственную плеву с культурного облика города. Оценки после просмотра котировались от «отвратительно» до «таинственно» и «красиво». Свидетелями действа стали Николай Кандышев и Данила Назаров (фото).

Акция

Начало перформанса было намечено на 18.00. В 17.59 зрители уже заняли свои места. Учитывая реалии, ограниченное количество. На почтительном расстоянии от первого ряда на двух опорах повесили большое белое полотно. Будущий холст. На земле подле него также предусмотрительно расстелили клеенку.

Участницы перформанса, тем временем, оттачивали неподалёку па на зелёном газоне. Екатерина Чигаева вместе с Екатериной Алексейкиной, Александрой Катковой, Екатериной Алагуловой, Ариной Крановой и Дарьей Шубиной облачились в чёрную форму. Рядом с ними кружили оператор и фотограф. Здесь же были орудия искусства: ведра с зелёной краской, пульверизатор и стремянка. Девушки олицетворяли сосредоточенность. Собравшиеся же активно переговаривались. Шутили. Строили прогнозы. Так как толком не знали, что их ожидает. Лишь можно было предположить, что нечто экстраординарное. А зрители всё подходили. В основном представители молодой творческой тусовки города. Среди них — участники фестиваля. Их работы можно было посмотреть тут же. Пока не началось представление, кто-то пользовался этим шансом.

Реклама
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Жара к вечеру спала. Небольшая облачность не предрекала осадков. Всё было готово к акту. Плавным шагом, держа ведра с краской, пульверизатор и стремянку девушки последовали наизготовку. Зазвучала музыка. Низкий голос, доносившийся из колонки, стал зачитывать выдержки из книги Мишеля Пастуро «История зелёного цвета». Об императоре Нероне, Средневековье, «Золушке»… Суть сказанного сводилась к интерпретации человечеством в разные исторические эпохи зелёного цвета. И тому, как она менялась. От целебного эффекта для глаз, до символа колдовства.

Екатерина Чигаева запускала в движение своих партнёрш. Практически управляла ими. Хотя, точнее будет сказать — направляла. Относительную автономность и импровизацию в действиях участниц перформанса никто не отменял. Белое полотно под их натиском стало зеленеть. Местами. А зловещий диктор с предыханием Радзинского всё не успокаивался. Многие зрители повставали со своих мест. Одни, чтобы лучше рассмотреть происходящее, другие от волнения.

Вскоре участницы перформанса впустили в ход тряпки. Точными бросками материи они атаковали свой холст. Тот отступал. Бросал белый флаг. Хаотичные узоры на нём всё ширились и ширились. Под ногами девушек буквально на глазах также образовывалась своеобразная картина. Словно поле боя между реальностью и искусством. Екатерина Чигаева вскоре заняла наблюдательный пост на стремянке. Оттуда сосредоточенно взирала за происходящим. В эти мгновения она напоминала статую Свободы или одну из половин памятника «Колхозница и рабочий». Дабы обрушить все аналогии — она решила совершить акт самообливания. Зелёная краска окропила её оголенные плечи. Её партнёрши наносили последние мазки на холст. Завершив начатое, сели подле создателя.

После почти двадцатиминутного представления свою лепту стали вносить зрители. Зачерпнув дланью зелёной жижи, они подходили к полотну и оставляли свой след. У кого-то это был отпечаток ладони, у других смайлик, у третьих слово. И слово было не Бог. Даже корреспондентка «10 канала» решила запачкаться. И со второй попытки вывела сакральные единичку и баранку. Но больше всех в рамках перформанса оторвался маленький мальчик. С разрешения взрослых он отвёл душу, исполнив мечту сотен сверстников. Художницы же в это время примерили роль зрителей. С немного уставшим, но по-прежнему сосредоточенным взором наблюдали за происходящим. Вскоре и эта часть завершилась. Екатерина осторожно спустилась со стремянки. Подошла к полотну. Остатками краски вывела: «Любовь» и «Мир».

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Реакция

Зритель, пожелавший остаться неизвестным

Это искусство какого-то подсознания человеческого. И это, между прочим, печально. Потому что непросто так природа прячет подсознание людей за сознание. Если оно выходит наружу, то и все наши проблемы выходят наружу. От этого и в мире во многом такой бардак и катастрофы. Именно из-за этого! Возьмём историю. Революция 1917-го года. После которой появилось арт-искусство «модерн». Это вроде наподобие лакмусовой бумажки. Если в искусстве, музыке, кино появляются такие вещи, то следует ожидать глобальных перемен, катастроф. Данный принцип срабатывает всегда. Печально, что такое происходит. Хочется наоборот, чтобы это всё, наконец, закончилось. Вернулось искусство, которое было раньше. Античное, Эпохи Возрождения, романтизма. Когда человек смотрит на картины и видит, что это картины. А увиденное сегодня что-то иное. Это пугает.

Саша, художница, участница фестиваля «Угория»

Мне очень понравилась даже не визуальная часть, а хореография. Их движения, пластичность. И какая-то отстранённость. Потому что часто бывает, что после каких-то перформансов артисты остаются и общаются со зрителями. Либо до них. А тут ребята, многие мои знакомые, оставались закрытыми на протяжении всего представления. Это было по-своему таинственно. Это зацепило. Здесь нет никаких рамок. Мы можем додумать всё сами. Что они хотят сказать? Что это означает? Я стараюсь не вдумываться в детали. Если я вижу что-то красивое, просто воспринимаю это как что-то красивое. В приоритете не обдумывать, не осмысливать, а просто прочувствовать. Что это гибко, это пластично, это ярко и неординарно. Это ценно, если только смотреть за процессом создания. От начала и до конца. А затем, когда всё заканчивается, наверное, для меня это что-то тоскливое. Продолжения не будет. И если я не смотрела сначала, то не знаю предыстории. Наверное, для меня это не совсем близко. Законченные ребят, которые мы видим здесь в рамках фестиваля проще осмысляются и усваиваются. Чисто визуальным — это тоже может быть искусством. Почему нет? Я считаю то, что сейчас проходит фестиваль «Угория» очень ценно для города. В восторге от того, что являюсь частью происходящего. У всех художников, принимающих здесь участие нет вообще даже отдалённо схожих стилей. По крайней мере, для меня. Мне бы хотелось почаще в чём-то таком участвовать.

Владислав, «друг Саранки»

Я ничего не ожидал, но мне очень противно и страшно. Меня тянет блевать. Это жутко и отвратительно. Чего-то подобного и стоило, наверное, ожидать. Но видеть вживую гораздо страшнее, чем представлять. Не считаю это искусством. Даже никак не могу это определить. То, что мы видим вокруг, работы ребят, это искусство. Тут люди стараются, а там закинулись и нарисовали что-то.

Дмитрий, молодой горожанин

Я не могу разделить искусство, пока не употреблю то, что употребили они. Почему так думаю? Это же зелёный! Иначе не бывает! Но, как минимум, увиденное создаёт эффект. Не оставляет равнодушным. В какой-то степени подобное можно считать искусство. Нельзя, по крайней мере, этого отрицать. В Саранске редко наблюдаешь такие перформансы. Поэтому хотел бы видеть больше подобного. Дабы разбавить серость этого города.

Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С
Фото: Данила Назаров I Столица С

Интервью с Екатериной Чигаевой

«С»: Как вам пришла идея этого перформанса?

— В ходе изучения перформансов XX века поняла, что хочу высказаться таким же образом. На самом деле, «Чувства зелёного» показываю» во второй раз. В первый раз это был Тольятти в октябре прошлого года. И, вот, организаторы фестиваля «Угория» согласились помочь мне провести его в Саранске.

«С»: Показанное в Тольятти отличается от того, что мы увидели здесь?

— Очень сильно. Там я показывала его одна. Сейчас решила, что концепцию доделаю и добавлю пять участников. Получилась более продуманная и улучшенная версия прошлогоднего действа.

«С»: Почему зелёный?

— Во-первых, зелёный — цвет моей студии, в которой я практически родилась. Руководитель студии танца «Багира» — моя мама. Я — амбассадор зелёного в узких кругах. Во-вторых, даже с практической точки зрения на белом полотне зелёный смотрится эстетичнее. Красный, чёрный дают другие ассоциации. Плюс к этому зелёный настолько нейтральный, настолько успокаивающий, и человеческое сознание не прикладывает к нему какого-то негатива. Именно в наше время. В перформансе использовалась музыка, на которую я наложила цитаты из книги Мишеля Пастуро «История зелёного цвета». Там данный цвет в разные времена и придавали разные интерпретации. К примеру, сжигали девушек с зелёными глазами, так как считали их ведьмами. А сегодня этот цвет ассоциируется, прежде всего, с экологией. В контексте нашего современного мира и моей личности, мне показалось, что выбор зелёного будет актуальным.

«С»: Зритель способен ухватить данный посыл?

—Мне нравится идея, что предмет сам по себе пустой. А те значения, которые ему придаёт человек, это уже дело человека. И я увидела эту нить в той же книге Пастуро. Что зелёный, как был зелёным, так он таковым и оставался всегда. Просто существовал. А человек вокруг него плясал, придумывал смыслы. Сейчас этот цвет — идеология. Олицетворение экоактивизма. Неизвестно, что будет дальше. И я использовала зелёный, как средство передать зрителю мысль о том, что зелёный — просто цвет. А как вы о нём подумаете — ваше дело и ваш выбор. Вы рисуете свою картину. Наполняете её своими смыслами. Данный посыл можно применить ко многим вещам. Что может быть страшнее смерти? Но по факту это просто смерть. А всё остальное наши эмоции, которые мы можем драматизировать, романтизировать, продлить во времени или же усугубить.

«С»: Что вы делаете в перерывах между перформансами?

— Преподаю и изучаю контемпорари дэнс или модерн джаз. Техники современного танца, появившиеся только в XX веке. Танцую на базе студии «Багира». Руководитель — Наталья Малышева. Она давно работает в данном направлении и отдает все знания мне. Что, собственно, и интерпретировала через перформанс. Сама также преподаю деткам. Девушками, с которыми я сегодня танцевала, когда-то преподавала. А теперь мы вместе танцуем. Ученики доросли до учителя.

«С»: Некоторые из зрителей отметили, что представление не обошлось без психотропных веществ…

— Интересно! Я, в принципе, веду здоровый образ жизни. Наш транс — регулируемое состояние артиста.

«С»: У зрителей полярные мнения об увиденном. От «отвратительно», до «красиво» и «таинственно». Как вы относитесь к этому?

— Суть искусства — вызвать реакцию. Неважно какую. Когда человек среагировал — это две стороны одной монеты. В любом случае, если есть негативная реакция, то есть и позитивная. Перформанс, как форма искусство, когда происходит действие здесь и сейчас, для нашего города что-то шокирующее. Поэтому мы долго со студией сомневались, показывать это или нет. Но я решилась это сделать. Подумала, что может быть местный зритель, наконец, готов. По крайней мере, мои знакомые точно.

«С»: Согласились бы провести перформанс в городе ещё раз?

— Думаю, да. Это очень ценно. Потому что современное искусство об абстрактном мышлении, прежде всего. Оно очень сильно развивает гибкость и эмоциональную стойкость. Потому что наш мир нестабилен. А так как мы привыкли к реалистическим картинам, то нам кажется, что есть некая стабильность. А мир постоянно в движении. Время идёт. Современное искусство доносит до сознания человека мысль, чтобы окружающую. Действительность воспринимать свободно и гибко. Абстрактного мышления сейчас у многих не хватает. Из-за этого люди принимают многое близко к сердцу. Наши эмоции, нас же рушат. Хотя могли бы просто наслаждаться этим всем. Это же так красиво!

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу