Воскресенье, 26 сентября

«Начинали с нуля. Дети не умели даже плавать…»

Алексей и Татьяна Летуновские — о развитии прыжков в воду в Мордовии, условиях работы и перспективах

Алексей и Татьяна Летуновские: «В Мордовии можно воспитать спортсмена мирового уровня…» Фото: Данила Назаров I Столица С

На Кубке Поволжья по прыжкам в воду, который прошел в Саратове, пятеро юных саранских спортсменов завоевали медали. А ведь десять лет назад Мордовия даже и не знала о таком виде спорта. Теперь благодаря тренерам Алексею и Татьяне Летуновским республика может гордиться своими маленькими прыгунами. О том, как супруги-наставники оказалась в Саранске, об интересе детей к данному виду спорта и о тренировочном процессе узнала Алина Самошкина.

«С»: Как оцениваете выступление своих учеников?

А. В.: Очень хорошее было выступление. Александра Ледяйкина, Никита Раксин, Денис Чаткин, Никита Харитонов, Матвей Леваков завоевали медали. Мальчикам была поставлена задача выполнить разряд кандидата в мастера спорта, и они это сделали.

«С»: У вас есть секрет успешной подготовки подопечных?

Реклама

А. В.: Секрета нет. Просто работаем с каждым индивидуально.

Дорога в Мордовию

«С»: Сколько лет тренируете саранских прыгунов?

Т. Ю.: Мы приехали в Саранск в конце 2014 года. Я из Саратова, Алексей из Воронежа. Нас пригласил министр спорта республики Владимир Киреев, чтобы развивали прыжки в воду в регионе.

А. В.: Нам понравились условия тренировок, поэтому решили остаться. Уже седьмой год здесь живем. Начали тренировать малышей. На данный момент самый взрослый спортсмен — Никита Харитонов. Ему 14 лет.

Т. Ю.: Сначала нам было тяжело, начинали с нуля. Дети не умели даже плавать. Сейчас стало проще. Появились спортсмены с разрядами. Ученики завоевали медали на различных всероссийских соревнованиях, даже на первенстве страны.

«С»: Каких успехов достигли ваши ученики?

Т. Ю.: Когда я работала в Саратове, Мария Полуянова выиграла первенство Европы в 2010-м и 2011-м. Среди саранских учеников отличилась Александра Ледяйкина. Она победила на первенстве России среди девушек 12–13 лет, прыгая с вышек 5; 7,5; 10 метров. Соревнования прошли в Пензе 14–20 июня этого года.

Дети и прыжки в воду

«С»: Как мотивируете подопечных?

А. В.: К каждому особый подход. Например, одного нужно похвалить, а к другому проявить строгость.

Т. Ю.: Мотивация для детей — это поездки на соревнования, общение с другими ребятами. Они стараются завоевать медали, выполнить разряд. Это им интересно. Но если ребенку не нравится заниматься прыжками, его уже никак не заставишь.

«С»: Многих детей интересует этот вид спорта?

Т. Ю.: Да. Но, к сожалению, быстро бросают заниматься. Прыжки в воду — это большой труд. Многое зависит от родителей, но они не выдерживают. Нужно иметь терпение и свободное время, чтобы водить ребенка и заставлять заниматься. У детей пропадает желание тренироваться из-за координационных сложностей. И у многих есть страх воды и высоты. Если бы в республике было больше водоемов, боялись бы меньше.

А. В.: Но есть ребята, которые продолжают заниматься. У детей, которых мы возили на соревнования, уже есть стремление, хотят добиться успехов.

«С»: Расскажите, как проходит тренировка.

Т. Ю.: Тренировка начинается в зале, где спортсмены разминаются: тянутся, разогревают мышцы. Потом приступают к упражнениям на снарядах. Каждый день они меняются. Допустим, сегодня выполняли элементы акробатики: сальто, колесо, кувырок. На следующий день занимаемся на трамплине. После приступают к ОФП с целью развития силовых качеств. Потом выходим на воду. Начинаем с самых простых прыжков: солдатиком, спадом — прыжком без отталкивания. Потом переходим к более сложным: с вращениями в 2,5–3,5 оборота. У каждого ученика своя программа подготовки. Тренировка заканчивается теми же простыми прыжками. Даем детям поплавать, чтобы мышцы расслабились.

«С»: Какие прыжки лучше всего получаются у детей?

Т. Ю.: Из передней стойки. В таком положении дети видят воду. «Слепые» прыжки с задним вращением даются труднее. Ученикам такие не нравятся — трудно ориентироваться.

А. В.: Но когда ребенок осваивает задние прыжки, ему остальные даются легче. Сложные требуют большей координации.

Т. Ю.: Среди нас, прыгунов в воду, говорят: «Кто владеет задним прыжком, тот владеет миром» (смеется — «С» ).

«С»: Часто ли ваши подопечные травмируются?

Т. Ю.: Травмы случаются достаточно редко. Чтобы их не было, мы подходим к тренировкам с осторожностью. Сначала ученики тренируются в батутном зале, где отрабатывают элементы с помощью страховочные поясов. Уделяем особое внимание акробатике. В бассейне создается «воздушная подушка» — верхний слой воды насыщается пузырьками для смягчения удара при входе в воду.

А. В.: Бывает, заболевший ребенок приходит на тренировку и не говорит нам об этом. Во время болезни появляется слабость в мышцах. Совершая прыжок с трамплина, может не дотолкнуться. Это может привести к нежелательным последствиям, травмам.

«С»: С какого возраста ребенок может тренироваться у вас?

Т. Ю.: С семи лет.

А. В.: Как только дети идут в первый класс, мы их приглашаем в секцию.

«С»: По каким критериям проходит отбор?

Т. Ю.: В первую очередь по медицинским показаниям. Например, когда у ребенка проблемы с сердцем, большие нагрузки ему противопоказаны. Если говорить о природных данных, то должны быть хорошо развиты гибкость, сила, координация. В нашем виде спорта важна хореография. Ребенок должен выполнять элементы красиво. Следить, как натянуты носочки, коленки.

«С»: Умение плавать — обязательное условие при отборе?

Т. Ю.: У родителей спрашивать об этом нецелесообразно. В основном отвечают, что ребенок плавать умеет. А позже оказывается, что на самом деле держится на воде плохо.

А. В.: В таких случаях учим детей плавать.

«С»: Через сколько занятий дети начинают прыгать?

А. В.: По-разному. Кто-то за один месяц научится, кто-то — за три.

Семейное дело

«С»: Сколько лет занимаетесь тренерский деятельностью?

А. В.: С 2000 года.

«С»: Почему решили стать тренером?

А. В.: Так сложилась судьба.

Т. Ю.: В восьмилетнем возрасте я начала заниматься прыжками в воду. Уже тогда поставила перед собой цель стать тренером.

«С»: Какие достижения в спортивной карьере для вас важны?

А. В.: Я мастер спорта международного класса. Чемпион России. На этапе Кубка мира занял второе место. Татьяна Юрьевна — мастер спорта. Бронзовый призер первенства страны.

«С»: Как стали тренировать вместе?

А. В.: Познакомились на соревнованиях. Вместе прыгали в одной возрастной группе. По прошествии нескольких лет стали вместе работать.

«С»: Возникают споры по поводу тренировочного процесса?

А. В.: Нет. В основном договариваемся, подсказываем друг другу. Бывает, глаз замыливается. Долго наблюдая за ребенком, можно не заметить его ошибок. Поэтому нужна оценка со стороны. Помогаем друг другу.

«С»: Какие виды прыжков нравились вам?

Т. Ю.: С десяти метров «щука авербах» — прыжок вполоборота назад из передней стойки.

А. В.: У меня получались многие виды прыжков. Тоже нравился «авербах». Он достаточно сложный, но его можно делать очень красиво.

Мечты и надежды

«С»: Реально ли в условиях Мордовии подготовить олимпийского чемпиона?

Т. Ю.: Шансы есть. Однако загадывать не будем. На Олимпиаду попасть тяжело, отбираются единицы. Воспитать спортсмена высокого класса уровня — это мечта каждого тренера.

 А. В.: Конечно. Это зависит от тренировок. Требуется больше спортивного инвентаря, поэтому важно финансирование. Также детям необходимо участвовать в турнирах, чтобы иметь соревновательный опыт.

«С»: Ваши подопечные смогут стать лидерами российского или мирового уровня?

Т. Ю.: Мы надеемся. Будем работать с ребятами. Но строить планы на десять лет вперед не хотим.

«С»: Какие ближайшие соревнования?

Т. Ю.: Осенью пройдет всероссийский Кубок Ларюшкина.

А. В.: На нем выступят те дети, которые занимаются менее трех лет.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу