Вторник, 27 февраля
Общество

Мы вспоминаем биографию нашего замечательного земляка

Фото: Соцсети

В 1906 году Степан Нефёдов-Эрьзя закончил учебу и вскоре уехал за границу. Три года он провёл в Италии, где постоянно совершенствовал скульптурное мастерство. Он работал в редкой технике прямого высекания: вырезал фигуры из камня без предварительных набросков и проектов. Первым заметным успехом Эрьзи стала работа «Последняя ночь осужденного перед казнью». Мастер создал ее под впечатлением от Бутырской тюрьмы в Москве: в годы учебы он подрабатывал тем, что фотографировал осужденных революционеров. Скульптура заняла первое место на Международной выставке в Венеции в 1909 году. Она произвела такое впечатление на посетителей выставки, что малоизвестного скульптора стали называть «русским Роденом» и «деревенским Микеланджело». В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию. Там его работы приобретали и крупные музеи, и частные коллекционеры. В этот период мастер работал в основном над скульптурными портретами — «Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный священник». Благодаря цепкой памяти и умению работать без эскизов ему удавалось выполнять их всего за один-два сеанса. В 1914 году началась Первая мировая война, и Степан Эрьзя вернулся в Россию. В военное время он работал санитаром в московском военном госпитале, времени на занятия скульптурой у него почти не оставалось. Самые известные из редких работ этого периода — «Монголка» и «Портрет балерины Софьи Федоровой». Помимо излюбленного мрамора, мастер начал экспериментировать и с новыми для себя материалами — цементом, железобетоном, металлом. В этот же период он занялся деревянной скульптурой: его вдохновляли резные изделия мордовских мастеров. После революции Степан Эрьзя работал над мифологическими и национальными образами — скульптурными портретами эрзянских и мордовских женщин, библейской Евы и древнегреческой Леды. Занимался он и агитационным искусством, которое соответствовало советскому плану монументальной пропаганды: создавал памятники Карлу Марксу и Владимиру Ленину, фигуры рабочих и крестьян, оформлял Дом союза горняков в Баку. Однако со временем взаимоотношения Эрьзи с советской властью обострились: культурной политикой страны управляли в те годы представители авангардных направлений искусства. «Повсюду господствовали футуристы… В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению… и в музеях, и то, что дарили в музей коллекционеры произведений искусства, владельцы магазинов… В Екатеринбурге сожгли даже большую библиотеку…» писал Эрьзя журналисту Луису Орсетти. С 1918 по 1926 годы Степан Эрьзя жил на Урале и Кавказе, куда отправился в поисках редких пород мрамора. Эти годы стали временем творческого кризиса: не было качественного материала, подходящих помещений и оборудования для работы. Ограничения накладывала и государственная политика революционного позитивизма: любое произведение искусства должно было соответствовать идеям нового мира. «Меня подавила революция. Я согнулся под её тяжестью… Наконец, я закончил борьбу», — писал Эрьзя. В 1926 году он принял решение об эмиграции, уехал сначала в Париж, а оттуда — в Аргентину. В Аргентине Эрьзя поселился на окраине Буэнос-Айреса. Он участвовал в местных выставках, на собственные деньги издавал брошюры о своем творчестве. Аргентинские газеты печатали пространные статьи об известном русском скульпторе, «который раньше был пастухом». За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать скульптуры из экзотических пород дерева — квебрахо и альгарробо. Необыкновенно твердая древесина требовала долгой обработки. Но это окупалось ее качествами: выразительной текстурой и красивыми оттенками — от почти белого до красновато-коричневого. Из этих материалов скульптор вырезал скульптуры «Автопортрет», «Отрешенный», «Портрет аргентинской девушки». Всего за годы жизни в Аргентине он создал более 180 скульптур из разных материалов. В 1950 году Эрьзя вернулся в СССР. Правительство выделило ему мастерскую в Москве, где он организовал постоянную выставку своих работ. В 1956 году скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени. Степан Эрьзя умер 24 ноября 1959 года. Его похоронили в столице родной Мордовии — Саранске. Именем скульптора названы несколько художественных музеев, улицы в Москве и Саранске.

Материалы по теме
Закрыть