«Спорт помогает добиться в жизни желаемого, если человек ставит себе цели и пытается их достичь»

Важные принципы саранского тренера Юрия Бареева

Фото: Данила Назаров I Столица С

Первенство и чемпионат Приволжского федерального округа по легкой атлетике, который на днях состоялся в Чебоксарах, показал, что в Мордовии еще жива «королева спорта». Хотя в общем зачете сборная республики заняла только седьмое место. Среди призеров оказалась прыгунья в высоту Ольга Рычкова. В чем секрет успеха юной спортсменки? Алина Самошкина поговорила с ее наставником Юрием Бареевым не только о легкой атлетике.

О себе

«С»: Юрий Константинович, каким спортом вы сами увлекались в школе?

 — Пять лет занимался коньками. Выступал за школу: играл в волейбол, в баскетбол, на лыжах бегал. Только в выпускном классе начал ходить на легкую атлетику.

«С»: Почему вы решили связать свою жизнь со спортом?

Реклама

— Скорее всего, потому, что семья была спортивная. Папа играл в футбол за саранскую команду «Спартак». Я и сам постоянно проводил время с мячом. Отец однозначно повлиял на мое решение стать спортсменом. А мама просто не возражала.

«С»: Какие теперь ваши любимые виды спорта?

— Волейбол и легкая атлетика. Из дисциплин «королевы спорта», наверное, все-таки больше нравятся барьерный бег и прыжки в высоту.

«С»: Какими достижениями гордитесь в легкой атлетике?

— В принципе особых достижений не было. Единственный неплохой результат — 10-е место на первенстве России среди студентов педагогических вузов. Кроме того, республиканские соревнования постоянно выигрывал. Причем не в своем виде многоборья, а  в прыжках в длину и высоту, в различных эстафетах.

«С»: Вы скромный человек, но ведь установили и рекорды Мордовии?

— Да, в многоборье — 6527 очков, в прыжках с шестом — 3 метра 60 сантиметров. Эти рекорды до сих пор не побиты.

Призвание тренера

«С»: После пединститута сразу стали работать учителем физкультуры в школе?

— После учебы пошел в армию и отслужил полтора года. В конце 1980-х женился, нужно было содержать семью. Одиннадцать лет работал художником-оформителем исполнительских работ на механическом заводе. В начале 1990-х годов пришлось подрабатывать, занимался отделкой. С 1992 года стал преподавать физкультуру в школе № 41. Устроился благодаря Сергею Кудрявцеву, который тогда там работал. К тому времени мы с ним были знакомы 15 лет, в юности вместе выступали на соревнованиях. В 41-й школе проработал 16 лет. Был совместителем в  других школах. В бывшей луховской спортивной школе вел секцию по баскетболу, в общеобразовательной школе № 1 — по легкой атлетике.

«С»: Почему ушли из школы и решили стать тренером?

 — Честно говоря, устал. Я по натуре человек, требующий хорошего отношения к предмету. Устал требовать то, что в принципе положено выполнять ученику. Поэтому решил работать только с теми, кто хочет заниматься спортом.

…Талант есть талант. Это люди, поцелованные Богом. Но когда талантливый ребенок не пользуется своим даром — это плохо. Поэтому к одаренности надо добавить трудолюбие. Также нужно пытаться вникать во все происходящие процессы. Не просто выполнять то, что тебе сказали…

Лучшие ученики

«С»: Каких успехов в спорте достигли ваши первые ученики?

— Один из первых учеников — Сергей Пименов — занял шестое место на первенстве России в беге на 1500 метров. Многие были чемпионами республики: Максим Туянов — в прыжках в длину, Максим Ильин — в беге на 200 и 400 метров. Алена Фарченкова также стала призером первенства ПФО в беге на 400 метров. Этих ребят я тренировал, работая совместителем. Когда ушел на тренерскую деятельность, лучшим был Кирилл Рудаков. Он занял шестое место в беге на 400 метров на Спартакиаде народов России и в первенстве страны по легкоатлетическому многоборью в  Смоленске. Стал победителем первенства ПФО в многоборье. Сейчас учится в Московском университете по специальности «физическая реабилитация». Знаю, что будет грамотным специалистом, поскольку серьезно относится и к спорту, и к учебе.

«С»: Как сложилась судьба серебряного призера Спартакиады ДЮСШ России Дмитрия Москаева?

— Он еще дважды становился серебряным призером в беге на 100 метров на первенстве ПФО. Затем поступил в Институт физики МГУ им. Огарева, имея непосредственные знания по предмету. Сейчас — в Институте механики и энергетики. Скажем так, этот спортсмен, имея хорошие физические данные, по натуре ленив. Человек, который привык плыть по течению. Не любит прилагать какие-то усилия не только в спорте, но и в жизни.

Чему учит спорт

«С»: Как думаете, насколько важен спорт в жизни молодых людей? Чему он учит?

— Если говорить о серьезном отношении к спорту, могу привести в пример себя. Если бы не тренировался и не выполнял многоборье (зимой — семиборье, летом — десятиборье), думаю, не хватило бы здоровья и сил — физических и моральных. Ведь после работы на предприятии нужно было идти на другую работу. Уходил из дома в семь часов утра, а приходил в десять вечера. Так было на протяжении восьми лет, но, конечно, не каждый день. Считаю, что спорт помогает добиться в жизни желаемого, если человек ставит себе цели и пытается их достичь. Чтобы добиться целей в жизни, особенно в наше время, недостаточно желания и знаний. Нужны такие качества, как упорство, стремление к поставленной цели и умение перетерпеть. Если серьезно занимаешься спортом, то на тренировке бывает тяжело иногда даже до тошноты. Но ты стиснул зубы, выполнил и чувствуешь какое-то облегчение. Не важно, что и как сделал, но вытерпел, выполнил, поэтому ты молодец! А в жизни не раз придется стиснуть зубы и делать вещи, которые тебе не по душе.

«С»: Что должно быть в приоритете у молодых людей: учеба или спорт?

— Учеба, как бы парадоксально это ни звучало из уст тренера. Хотя важно уметь совмещать. Хороший пример — Ольга Рычкова, которая тренируется у меня с 6-го класса. Сейчас учится на первом курсе магистратуры. За все это время пропустила две-три тренировки. Она прекрасно понимает, что для нее нет места на Олимпе. Ей нравится легкая атлетика, и я все сделаю, чтобы девушка была здорова и чтобы в жизни у Оли было все хорошо. Это самое главное.

Как вырастить чемпиона?

«С»: Часто говорят, что в основе любого успеха — 99 процентов труда и один процент таланта. Вы согласны?

— Нет, это не так. Конкретно в спорте, скорее всего, требуются 60 процентов таланта и 40 процентов труда. Есть такие физические качества, которые ограничены. Как бы ты ни упирался, что бы ни делал, все равно дойдешь до определенной ступени и выше не поднимешься. Если бы был только 1 процент таланта и 99 процентов трудолюбия, то ситуация в спорте обстояла бы по-другому. Талантливых людей гораздо меньше, чем трудолюбивых. Талант есть талант. Это люди, поцелованные Богом. Но когда талантливый ребенок не пользуется своим даром — это плохо. Поэтому к одаренности надо добавить трудолюбие. Также нужно пытаться вникать во все происходящие процессы. Не просто выполнять то, что тебе сказали. Надо, чтобы большинство вещей проходило через твою голову. Иначе достичь высоких результатов не получится, особенно в таких видах, как многоборье. Когда на протяжении двух дней выполняешь десять видов, не включая голову, то на все это может не хватить здоровья.

«С»: Мечтаете ли вырастить олимпийского чемпиона? Или для вас важно, чтобы каждый воспитанник стал личностью?

— Скорее, чтобы ученик стал личностью. Потому что олимпийский чемпион — это не просто талантливый ребенок. Чтобы вырастить олимпийца, требуется много факторов. Например, устроенный быт, хорошие условия для тренировок. В процессе воспитания спортсмена уже подключается финансовый вопрос. Стать олимпийским чемпионом в ходьбе проще, потому что конкуренция меньше. Хотя там трудиться нужно не меньше, чем в других видах спорта. А если помечтать? В фильме «Кавказская пленница» есть хороший тост: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания. Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с возможностями». А так, конечно, есть желание. Но, честно говоря, мой уровень — детский тренер. Воспитывать олимпийских чемпионов — это другое. У тренера должен быть другой склад характера. Должен быть более жестким человеком.

«С»: Реально ли в условиях Мордовии воспитать олимпийского призера по бегу?

— Реально. Но вероятность этого — один процент.

Где находится российская легкая атлетика

 «С»: Сопоставим ли уровень развития легкой атлетики в России с такими странами, как США, Кения?

— Результаты россиян и кенийцев близкие. Но все прекрасно знают, что на протяжении пяти лет нас, по-простому говоря, гнобит антидопинговое агентство. Скажем так, гнобит не без причины. Но я считаю, что применяющиеся меры несправедливы. ВАДА ведет политику двойных стандартов. Американские спринтеры дважды были пойманы на допинге, но потом становились чемпионами мира. Причем их несколько раз дисквалифицировали и позже возвращали. А у нас такого нет, нас давят целенаправленно.

«С»: Только ли в этом причина низких результатов россиян на международной арене?

— Результаты россиян низкие на мировом уровне потому, что в нашей стране не развивается детский спорт. Его пустили на самотек. Если ребенок отзанимался два-четыре года и «заболел» этим видом спорта, то даже финансы ничего не решают. Результаты зависят не только от таланта ученика, но и от наставника. У каждого тренера есть свой потолок. Я понимаю свой уровень, поэтому не отговаривал Кирилла Рудакова уезжать в Москву. Там тренеры хотели вывести его на высокий уровень. Давали такие нагрузки, что фактически парня загубили. Сейчас он легкой атлетикой не занимается. Подняться россиянам на мировой уровень будет очень тяжело. Если не вкладывать инвестиции в детский спорт, то потом ничего не получится. Вот у нас прошел чемпионат республики, будет турнир «Шиповка юных». В Чебоксарах было первенство ПФО, после которого единицы попадут на российские соревнования. Остальные ребята летом больше не выступают. А старты нужны. Дай Бог, чтобы закончилась пандемия, и тогда будут еще соревнования. Если в сезоне три-четыре старта, то этого явно мало. Есть выражение: «Лучшая тренировка — это соревнования». Там бывают моменты, когда прыгаешь выше головы. То есть выполняешь так, как бы никогда не сделал на тренировке.

«С»: К сожалению, Мордовию в спортивном мире воспринимают как допинговую республику. На ваш взгляд, смогут ли другие спортсмены изменить ее имидж?

— С допингом связана спортивная ходьба. Хотя пристальное внимание приковано и к тяжелой атлетике. Например, к борьбе, которая высоко котируется в мире. А к нашим борцам не было ни одного случая претензий со стороны антидопингового агентства. С другой стороны, кто бы узнал про Мордовию, если бы не ходоки? Можно сказать, что они и создали имидж.

Уважающий себя человек

 «С»: Ваш сын Максим занимался спортом?

— Нет. Врачи запретили ему заниматься спортом. Хотя раньше выступал за школу. Мало того, на спартакиаде школьников Саранска был вторым на 400 метров. И даже выигрывал 200 метров, не занимаясь. А физические данные были — именно для бега на 400 метров и, возможно, с барьерами. Сейчас ему 39 лет. Он кандидат социологических наук, работает на кафедре в Историко-социологическом институте. Для себя регулярно ходит в тренажерный зал и совершает пробежки по состоянию души. Думаю, каждый уважающий и контролирующий себя человек поступает так же, как Максим. Лучше ходить в тренажерку, бегать, чем сидеть и бездельничать.

«С»: Как вы относитесь к футболу?

— Как к виду спорта отношусь хорошо, потому что папа играл. Хотя из принципа не был ни на одном матче. Считаю ненормальным, что на футбол уходит огромное количество бюджетных средств в ущерб другим видам спорта. Согласен, что игровые виды требуют больших затрат. Но ведь есть пример «Краснодара», который содержит частный предприниматель. В отличие от остальных клубов, финансирование которых происходит наполовину из бюджета. Плохо отношусь еще к тому, как себя позиционируют футболисты. Считают себя «людьми высшей касты». Мы, легкоатлеты, трудяги, а они… противоположность нам.

«С»: Какой совет можете дать легкоатлетам Мордовии?

— Ну, какой совет? Любите легкую атлетику. Хоть я вырос в Стране Советов, а советы давать не люблю. Неблагодарное это дело. Могу только своим ученикам порекомендовать, чтобы учеба была на хорошем уровне. А всем вообще трудно что-то советовать… Есть хорошая поговорка: «Не учите меня жить, лучше помогите материально». Зачем людей учить? У каждого своя голова.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу