«Получается, что за ширмой праздника прячется большая утрата культуры. Этим и характеризуется вся выставка»

В Музее Эрьзи открылся выставочный проект «Саранск вчера, сегодня и…»

Фото: Данила Назаров | Столица С

В четверг, 10 июня, в Выставочном зале Мордовского музея изобразительных искусств имени Степана Эрьзи (Советская, 29) открылся выставочный проект «Саранск вчера, сегодня и…». Экспозиция, посвященная 380-летию столицы Мордовии, включила работы 49 мастеров из Мордовии, Москвы, Санкт-Петербурга. 135 произведений живописи, скульптуры, графики, предметы декоративно-прикладного искусства, а также фотографии и предметы из личных архивов жителей города создали дуалистический образ Саранска. Города — фантома из советского далёкого и города-бутафории из дня сегодняшнего. Николай Кандышев и Данила Назаров (фото) сравнили две эти ипостаси.

Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С

Официальное открытие в 16.00. Приходим за полчаса до вернисажа. В залы уже стекается творческая интеллигенция. Среди них и авторы представленных работ. В том числе Сергей Суворов. Известный акционист, недавно бросивший вызов «Сбербанку» России и Его святейшеству «рублю», спешно меня куда-то уводит. Приводит в соседний зал, где работает проектор. На экране городская хроника из архивов музея. Играющая зимой детвора, субботники, демонстрации… Советское далёкое. Настраиваем экран, чтобы его не исказить.

Разобравшись с техзадачей, вспоминаем о принципе: «Quid pro quo». Просим Сергея о персональной экскурсии. Он с энтузиазмом соглашается. Подводит к работам Никиты Пичугина. Одного из лучших представителей русского импрессионизма в современной отечественной живописи. На данной выставке шесть его работ. Одна из них — «Весеннее безмолвие»,  написанная на плэнере и которую отмечает Сергей Суворов. Она действительно чудесна. Как и соседнее с ней полотно, где мы видим старые бараки. Сараи, которые можно было встретить раньше в городских дворах, но которые уже давно снесли. А тут они ещё сохранились. Пусть и обгоревшие. На заднем фоне выглядывает Храм Феодора Ушакова. В экспозиции чуть ли не каждая четвертая работа запечатлела главное сооружение эпохи Меркушкина. Но, пожалуй, в концепции Никиты Пичугина мы видим особый контраст старого ушедшего облика Саранска и его нынешнего вида…

Будто бы в продолжение этой темы Сергей тут же отводит меня к центральному полотну выставки — «Новый Саранск» Виктора Хрымова. Художник изображает центральную улицу города – Советскую почти 70 лет назад. Практически ничего из запечатленного на холсте не дошло до наших дней.

Реклама
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С

«Светлый образ советского провинциального городка, — делится своими впечатлениями Суворов. — Волшебство! Всё в гармонии. Зелень, автобус, детишки, прохожие. Видишь, что потеряли?!. И что приобрели (указывает на соседнюю работу Малика Ямбушева «Соборная площадь» — «С»). Бутафория. Показушность. Всё ненастоящее. И все тоже вроде радуются, а нужно плакать. По факту то, что произошло с Саранском в упрёк градоначальникам, а не художникам. Живописцы лишь пытаются сохранить тот облик старого Саранска.
Получается, что за ширмой праздника прячется большая утрата культуры. Этим и характеризуется вся выставка. Здесь автобус идет по Советской, а меня он уже улетает. Потому что все плохо».

Действительно, у Суворова  запечатлен сегодняшний Саранск. Из окна его дома вопреки гравитации устремляется ввысь автобус. Произошёл невольный оммаж на работу Хрымова.

Диалог с ностальгией. Этим характеризовалась вся экспозиция. Но были и те, кто не принимал участия в «разговоре».

Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С

«Уголок самоизоляции» был организован в самом дальнем зале помещения. Здесь уместился и фотоархив сотрудников музея, и работы студентов, и картины уже признанных авторов. Помимо Суворова, тихую гавань здесь нашла и Маргарита Гладышева.

«Где-то там играет саксофон. Выступают с речами. Мы здесь в совершенно другом мире», — описывает она концепт этой части экспозиции. У неё здесь представлено две работы. Хотя многие приписывают ещё две картины, висящие напротив. Но то её ученица. «Которая превзошла учителя, — подмечает Маргарита. — Свои работы писала во время изоляции. Когда все сидели дома. По комнатам. Как у Бродского: » Не выходи из комнаты…» Вот, я и не выходила. Собственно здесь и вылились чувства, переживания тех дней. Окна выходили на Южную сторону, проникало много Солнца. Поэтому одна из картин получилась такая яркая и жизнерадостная. Вторая сновиденческая, туманная».

Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С
Фото: Данила Назаров | Столица С

На первой работе натюрморт. Фон и цветы насыщены синим цветом. Характерны здесь грубые мазки. Неудивительно, художница писала дисконтной картой обувного магазина. Второе плотно, действительно, похоже на сон. Табун лошадей ранним туманным утром отправился на речку. «Когда рисуешь экспрессивно, стараешься срочно выплеснуть задуманное на холст. Поэтому и карточка, — объясняет она. — А во второй картине использовала новую технику рисования, чтобы как раз достичь эффект тумана. Всё рисуешь в
комнате под названием «голова». Иногда с открытыми или закрытыми глазами. Но больше с закрытыми.
Иногда открываю. Спустя года достаю работы. Смотрю и вижу, что не так плохо. Говорю: » Ах, Маргарита, ах сукина дочь!»

Между сновидениями Маргариты расположилось полотно «Крестьянское подворье» Михаила Салдаева. Несмотря на столь приземленное название, картина весьма абстрактно рассказывала о сельском быте. Многие и вовсе принимали сие творение за работу Сергея Суворова. Хотя скорее, она напоминала детские рисунки Иеронима Босха. Голландский мастер бы не затерялся на этой выставке. Вполне вероятно, что на одной из своих работ он и запечатлел тот самый «Саранск завтра».


Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу