Среда, 23 апреля
Общество

«Регион аграрный. Но, если говорить объективно, сельское хозяйство здесь заброшено»

Основатель проекта «Русский пармезан» Олег Сирота — о мордовских впечатлениях, встрече с АртёмомЗдуновым и фермерских проблемах

Раннее утро. Мимо редакции «Столицы С» пробегает мужчина крупного телосложения с густой кудрявой бородой. В бегуне узнается один из самых известных фермеров России Олег Сирота. Бросаемся в погоню. Но разве поспеешь. Он же на сырной диете. Придется ловить 32-летнего сыровара по телефону. Николаю Кандышевуудалось поговорить с основателем проекта «Русский пармезан» о чаяниях фермеров, проблемах школьного питания и рационе Владимира Путина.

Визит сыровара

«С»: Олег, как вас занесло в Мордовию?

— Меня позвала Юлия Оглоблина (заместитель председателя Общественного совета при Минсельхозе России — «С»). Она своеобразный мотор сельскохозяйственной движухи. Мой руководитель в Общественной палате России по аграрно-промышленному комплексу. Много интересного вместе с ней реализовали. Когда Юлия пригласила на свою малую родину, не смог отказаться.

«С»: Что успели посмотреть?

— Некоторые фермерские хозяйства. Посмотрели, как работает кооперация. Общались с аграриями. Получился достаточно открытый и честный диалог. Встретились с руководителем республики Артёмом Здуновым, который произвел хорошее впечатление. Ранее был наслышан о нем. Прежде всего об успехах Здунова в качестве руководителя Дагестана — самого кризисного региона страны. Знаете, есть стандартные протокольные встречи. Посидели, сфоткались, задали пару вопросов и разошлись. Здесь же все было иначе. Артём Алексеевич попросил рассказать мое видение того, как поставить продукцию местных производителей напрямую в детские сады, школы и больницы, учитывая существующие законодательные несовершенства. Прежде всего имею в виду 44-й федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». И пока Здунов все варианты из нас не выжил — не успокоился (смеется — «С»). Полностью погрузился в данный вопрос. Артём Алексеевич готовит доклад, в том числе по этой теме, для выступления на Госсовете. Думаю, потенциально какой-то вопрос может решиться в Мордовии, а в последующем на федеральном уровне. Республика станет пионером. К сожалению, у нас рухнула советская модель, когда фермы и колхозы ежедневно поставляли продукцию в местные детские сады и школы. Сейчас приходится возить за тридевять земель… Также обсудили, чтобы в школах была введена норма в виде одного стакана молока в день. Главное — от местных производителей. Крутая инициатива, которая, на мой взгляд, может хорошо реализоваться. И, что греха таить, нам, фермерам, это крайне выгодно.

«С»: А что за тема с фестивалем сыров в Мордовии?

— Мы поговорили о возможностях его проведения. Для фермеров это станет отличным ободряющим действом. Жители познакомятся с их продукцией. Из других регионов приедут сыровары. По срокам пока ничего конкретного сказать не могу. Но мы обязательно проведем такой фестиваль.

«С»: В «Инстаграме» вы также упомянули грантовую программу.

— В беседе с руководителем Мордовии коснулись этой темы. Обсудили — что нужно изменить в федеральной нормативно-правовой базе. Как на региональном уровне проследить, чтобы гранты доходили до фермеров. Артём Алексеевич в курсе механизмов этой истории. Сам по себе он очень живой и интересный человек. Большая редкость. Мордовии повезло с таким руководителем! (Смеется — «С».)

«С»: Это ваш первый визит в республику?

— Да. Саранск меня приятно поразил. Честно говоря, начитался всяких ужасов во время чемпионата мира по футболу. Думал, здесь местные жители водку пьют прямо на Советской площади… На самом деле Саранск — очень приятный, чистый и благоустроенный город.

«С»: Ждать ли нам открытия филиала «Русского пармезана» в Мордовии?

— Магазин рано или поздно мы откроем. А строительство сыроварни требует больших инвестиций. Очень долгий и сложный процесс. К тому же у вас много своих сыроваров.

…Артём Алексеевич попросил рассказать мое видение того, как поставить продукцию местных производителей напрямую в детские сады, школы и больницы, учитывая существующие законодательные несовершенства…

Операция «Кооперация»

«С»: Вы сказали, что изучили в Мордовии тему кооперации.

— Да. Мы посетили кооператив отца Митрофана (в деревне ИнсаровкаИчалковского района — «С»), в котором 300 человек. Изучили планы по его расширению. Честно говоря, реальный кооператив видел первый раз в жизни. Обычно это все бутафория. А тут живая тема. Можно поучиться чему-то.

«С»: Значит, у кооперации в стране есть перспективы?

— Многое будет зависеть от поддержки государства, эффективности работы. Кооперативы в некоторых странах Европы стали международными госкорпорациями. Нужна хорошая концентрация людей, готовых трудиться. В Мордовии они есть. Регион аграрный. Но, если говорить объективно, сельское хозяйство здесь заброшено, хотя и хорошего уровня. На душу населения есть рекорды по производству мяса птицы, свинины. Если развивать в республике тему кооперативного хозяйства, то можно выйти и на федеральный уровень. Просто многие говорят о кооперации, но реальных проектов мало.

«С»: Почему кооперация не находит должного развития в России?

— Две причины. Во-первых, низкая концентрация. Часто фермеры оторваны друг от друга. Во-вторых, что не менее важно, сказывается неумение договариваться и отсутствие лидера, способного объединить работников.

«С»: Некая стимуляция от государства не помешает…

— Самое интересное, что льготы есть. В Мордовии в том числе. Вопрос именно в том, чтобы договориться между собой. Я состоял в кооперативе. Представляете, из-за тысячи рублей все переругались!

Мордовская буррата и школьное питание

«С»: Деловые контакты успели завязать?

— За столь короткое время это сложно сделать. В Мордовии есть интересные фермеры, с которыми надеюсь впоследствии поработать. Посмотрел саранскую сыроварню. С ее хозяевами тоже, возможно, будем сотрудничать. В целом полезная вышла поездка.

«С»: Как вам продукция местных сыроваров?

— Буррата понравилась. Ваши сыровары реально удивили. Красавцы!

«С»: Почему так трудно вернуть в школьное питание продукты местных производителей?

— Я уже упоминал 44-й федеральный закон, который обязывает бюджетные учреждения выходить на торги крупными слотами. Когда, условно говоря, заказываешь слот стоимостью порядка 180 миллионов рублей в год на обеспечение пяти детсадов, выигрывает тот, кто дал наименьшую цену. Зачастую и качество получается не очень хорошее. Многие мелкие производители не могут участвовать в торгах. Много раз подступались к теме. Реальный выход — долбить тему отдельных прямых закупок по ограниченному конкурсу среди местных производителей. Мы несем сумасшедшие затраты на транспортировку. Везти продукты за 500 км из крупного города в сельский район… Это же идиотизм! Надеюсь, на Госсовете врио Главы Мордовии доложит об этой проблеме. Я буду всячески способствовать ее решению. Нужно давить со всех сторон.

«С»: Качество нынешнего школьного питания оставляет желать лучшего?

— От родителей постоянно поступают жалобы по этому поводу. Есть вопросы по качеству продуктов. Поэтому важно разорвать порочную цепочку и кормить наших детей полезной и вкусной пищей.

«С»: Для фермеров это стало бы отличным подспорьем.

— Конечно. Это же стабильный доход. Допустим, у тебя 300 коров. Из них 100 дают 1,5 тонны молока, которое гарантированно поступает в учебные заведения. Ты знаешь, что треть продукции точно продашь. А в сельском хозяйстве важна даже не максимальная цена, а постоянный рынок сбыта. Корову же нельзя выключить. Сказать: «Буренка, Манька, Зорька, не доитесь!» (Улыбается — «С».) Это вопрос федеральный. Отдельно взятый глава региона, даже такой крутой, как в Мордовии, в одиночку решить его не сможет.

«Магнит», пандемия, онлайн-продажи

«С»: Фермерам приходится считаться с сетевыми гигантами?

— Крупные торговые сети выжимают малый и средний бизнес. Микробизнес тем более. Вот пример моей деревни. У нас было три маленьких магазинчика, которые закрылись после того, как появился «Магнит». Но эта сеть не берет нашу продукцию. Мы и еще один колхоз потеряли важный рынок сбыта. Наступление сетей — проблема. С ними тяжело работать. Мы их не победим. С Главой Мордовии затронули данную тему. Обсудили возможность открытия фермерского рынка в Саранске, который станет хорошей рекламой для продвижения продукции местных аграриев.

«С»: Многих покупателей отпугивает цена. Фермерская продукция за счет более высокой себестоимости и качества дороже, чем соответствующая категория товара в гипермаркетах.

— Несомненно. Но спрос есть. Поинтересуйтесь у местных жителей: готовы ли они купить товар на 20–30 % дороже, чем в том же «Магните», но более качественный? Каждый третий условно скажет, что готов. Не каждый день, но раз в неделю это точно. Я же тоже камамбер не каждый день ем. Но раз в неделю могу себя побаловать.

«С»: Пандемия сильно ударила по малому бизнесу?

— Да. Но сельское хозяйство, положа руку на сердце, в целом выиграло. Последние два года наметился рост. А микро- и малый бизнес пострадали, потому что рынки закрывали. Тяжело было. Особенно в отдаленных регионах страны.

«С»: Онлайн-продажи не помогают?

— Это направление активно развивается. С маркетплейсами стараемся взаимодействовать. Но это, скорее, актуально для тех, кто занимается не скоропортящимися товарами: иван-чай, крупы всякие… А наши сыры с коротким сроком годности уже не подходят для онлайна.

Санкции, Черчесов, Путин

«С»: Насколько выгодно взаимодействовать с ресторанами?

— Для одной части фермеров это выгодно, для другой — нет. В Московской области живет ветеран-афганец, изготавливающий козьи сыры, которые закупают рестораны. Это ограниченный сегмент, на который можно работать, но большой погоды он не делает.

«С»: Стоит ли при таких сложных препонах вообще идти в фермеры?

— В сельском хозяйстве всегда существуют риски. Зачастую может не получиться. Это же как в спорте. Многое зависит от удачи. Предприниматель — всегда авантюрист. И если в тебе нет духа авантюризма и готовности рисковать, лучше не начинать. Следует быть уверенным в своем деле. А проблемы есть везде. И в Европе тоже. Там свои препоны.

«С»: Наложение санкций способствовало развитию фермерского хозяйства?

— Нас это подстегнуло. Во-первых, рынок увеличился. Во-вторых, много государственных программ было разработано и мер поддержки. Государство стало разворачиваться в сторону фермеров. Мы реально оказались в одной лодке.

«С»: Отмены санкций пока не предвидится, учитывая натянутость отношений между Россией и Западом…

— Согласен. Кстати, многое зависит от курса валют. Слабый рубль выгоден российским производителям. Мы за то, чтобы санкции продлялись.

«С»: Тем не менее они не помешали вам снабжать сыром сборную Франции во время чемпионата мира по футболу 2018 года.

— Шеф-повар французских спортсменов решил заняться поиском вкусных продуктов. Заглянул к нам. Попробовал продукцию. В итоге каждый день стал брать по три головки сыра и сорок банок йогурта. Так мы стали поставщиками сборной Франции. Трудный период оказался! (Смеется — «С».) Нас снимали по три раза каждый день все телеканалы мира.

«С»: Ваш вклад в итоговый успех трехцветных налицо.

— Что значит налицо? Французы выиграли чемпионат мира благодаря истринскому сыру. Это главный секрет их победы. Поражаюсь тому, что наша сборная не последовала их примеру. Хотя говорят, что человека, похожего на Черчесова(главный тренер сборной России по футболу — «С»), видели на Даниловском рынке перед победными матчами (смеется — «С»).

«С»: Да, ваш сыр не помешал бы российским футболистам.

— Мы готовы их снабжать. Кстати, недавно мы стали кремлевскими поставщиками.

«С»: То есть ваша продукция идет прямо на стол Путина?

— Не знаю. Мне не докладывают. Кремль закупает, но на какой стол — не могу сказать. Надеюсь, на президентский!

Материалы по теме
Закрыть