«Не исключено, что стрелок долго таил обиду, которая копилась годами. Возможно, что его решение было не единоличным…»

Психолог Елена Голикова — о казанской трагедии и проблемах подросткового возраста

Страшная трагедия потрясла весь мир 11 мая. В казанской школе № 175 погибли семеро детей и двое взрослых. Пострадали 24 человека, сотни нуждаются в помощи неврологов и психотерапевтов. Расправу учинил 19-летний Ильназ Галявиев, который в 2017 году окончил это учебное заведение. Следователи возбудили уголовное дело о массовом убийстве, максимальная санкция — пожизненное лишение свободы. Расследование продолжается… Что подталкивает молодых людей на подобные злодеяния? Почему все психологические проблемы формируются в раннем детстве? Как родителям уберечь своих детей от роковых шагов и пагубных пристрастий? На эти и другие вопросы Саши Макеевой ответила старший психолог отдела воспитательной работы и психологического обеспечения управления кадров ГУ МЧС РФ по РМ Елена Голикова.

Фото: МЧС по РМ

«С»: Как вы можете прокомментировать страшный проступок молодого жителя Казани?

— За последние годы это одно из самых экстремальных происшествий… И сейчас самое важное — ​состояние родителей пострадавших детей. С ними работают наши коллеги — ​психологи Главного управления МЧС по Республике Татарстан под руководством Диляры Газизовой. Работает телефон горячей линии. Жизнь близких разломилась на две половинки: жизнь до этого момента, которая в одно мгновение закончилась; и жизнь в текущий момент, когда не понятно, ​что будет дальше…. В таких ситуациях первостепенно проявляется истерическая агрессия и плач. С такими состояниями сложно справиться самостоятельно. Нужна квалифицированная помощь специалистов.

«С»: Существует специальный термин ​«скулшутинг» — ​вооруженное нападение учащегося или постороннего человека в учебном заведении. «Колумбайн» — ​это название школы в США, где в 1999 году произошло самое громкое вооруженное происшествие подобного рода. Тогда было застрелено 13 человек. Случай в Казани некоторые СМИ уже называют колумбайном. Почему у подростков возникает агрессия, провоцирующая подобные убийства?

Реклама

— Агрессия — ​очень активная, энергозатратная реакция — ​может проявляться вербально или физически. Полностью согласна с мнением коллег, которые считают, что ее корни ведут в самое раннее детство. Не зря же говорят: «Скажи мне, как тебя наказывали родители, и я скажу — ​какой ты взрослый человек». Например, если человек проявляет к окружающим агрессию, то велика вероятность, что точно так же по отношению к нему в свое время поступали близкие. Срабатывает закон бумеранга! Насколько я знаю, Ильназ Галявиев, будучи обучающимся данного учебного заведения, не проявлял в школе ярких реакций. Был спокойным и уравновешенным, участвовал в конкурсах. И вдруг решился на такое страшное злодеяние! Думаю, что причину надо искать в его детстве…

В последнее время мы очень мало уделяем друг другу внимания и порой не замечаем в поведении неких сигналов — ​«знаков беды». Делаем вид, что все хорошо, а многое замалчиваем, так как боимся осуждения. Родители видят, что у ребенка какие-то проблемы, но вместо того, чтобы обратиться к специалисту, предпочитают ничего не делать. Боятся осуждения со стороны друзей, соседей, школы… В свое время я проводила многочисленные исследования эмоциональных состояний детей и подростков, в частности таких как агрессия и тревожность. Первые эмоциональные зачатки агрессии, как показали данные, начинаются с нежелания или сомнения родителей иметь ребенка. Своим поведением они как бы «мстят» родителям за их нежелание, нелюбовь, неожидание. Они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания, а главное, в качестве психологических механизмов защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессивность, демонстративность, капризность, неуправляемость… Это своего рода первый кризисный период. Кризисы развития — ​рождение, 1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет… Это относительно короткие периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Поэтому не надо пугаться кризисных проявлений. Опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов… Хорошо, если ребенок спокойно преодолеет этот период при поддержке близких. Но бывает, что он проживает его самостоятельно… И кризис может остаться с ним навсегда. Срабатывает накопительный эффект… Не забываем о способности любить, которая формируется в 5-летнем возрасте. Очень важно дарить ребенку первую улыбку, доброжелательные объятия. Он часто начинает задавать вопросы: любишь ли ты меня? Как ты любишь? И многие взрослые чаще всего «отмахиваются»: «Конечно, люблю, отстань!» Мол, я же проявляю признаки любви, когда покупаю тебе что-то или вожу в зоопарк! Чего тебе еще не хватает? Но признаки любви — это не вещи или походы в зоопарк. Нужно проговаривать свою любовь. Для детей эти ощущения имеют важнейшие значения. Если мы потеряли возможность рассказать о любви в этот ранний период, то имеем «повторный шанс», когда ребенку исполнится 11–12 лет. Но если снова все упустить, в ответ на вопрос: «Сынок, ты любишь, меня?» — можно услышать: «А за что тебя любить? Что ты сделал для меня, чтобы я полюбил?» Поэтому важно проявлять любовь, взаимопонимание и поддержку ежедневно! Когда ребенок этого не получает, зарождаются и накапливаются многочисленные негативные реакции. Как снежный ком! Известно, что казанский парень не находился под наркотическим воздействием. Думаю, что здесь проявились те или иные психические отклонения. Он напал на незащищенных людей. Он шел на преступление, зная, что погибнут многие, но не думал о последствиях, не думал о себе. Это страшный фактор. То есть у парня прежде всего отключился инстинкт самосохранения. Это свидетельствует о нарушении психического и психоэмоционального развития.

«С»: Можно ли школьному психологу «вычислить» у ребенка психические нарушения на ранней стадии?

— Да. При поступлении ребенка в школу обязательным условием являются многосторонние психологические исследования личности психологом. Но на одного специалиста, к сожалению, часто приходится тысяча детей! Возможно, что Ильназ Галявиев не попал под диагностическое исследование… Кстати, хочу развеять миф о том, что ребенок может родиться с агрессией. Анализ многочисленных исследований доказывает, что агрессия как психоэмоциональное нарушение может быть и результатом острой психотравматизации. Вероятно, ранее агрессивность у Ильназа не проявлялась, но позже этому что-то поспособствовало. Его негатив был направлен именно на школу. Не на конкретных людей, а на того, кто подвернется… Не исключено, что стрелок был глубоко чем-то обижен. Долго таил обиду, которая копилась годами. Но также не исключено, что парень был изгоем в классе. Лишен самого обыкновенного внимания со стороны одноклассников, учителей и близких. Убеждена, что его действия — ​это результат непринятия и отчуждения с одной стороны и социального недоразвития, психоэмоциональной запущенности — с другой. Возможно, что его решение было не единоличным. Как показывают исследования, факты террористических актов не совершаются и не планируются одним человеком, всегда есть группа единомышленников. Безусловно, только крайне слабые личности нападают группой на малозащищенных людей. В рамках нее продумываются правила и этапы. Некоторые приурочивают свои «акции» к каким-то праздникам, датам. Как правило, такие психопатические личности продумывая и организуя свои действия, прекрасно понимают, что их ждет страшное наказание. Но тем не менее совершают задуманное.

…эффект травли был всегда. В наше время не исключение. Дети — ​всегда искренние, «без двойного дна» и не могут скрывать своих настоящих эмоций. Те, кто организовывает травли, — ​слабые личности. Они не знают, как себя проявить, и за счет другого окружения, «загребая жар чужими руками», демонстрируют себя. Травля может быть разной — ​вербальная, физическая. Результаты трагичны…

«С»: Как быть детям, которые страдают от буллинга в школе?

— Эффект травли был всегда. В наше время не исключение. Дети — ​всегда искренние, «без двойного дна» и не могут скрывать своих настоящих эмоций. Те, кто организовывает травли, — ​слабые личности. Они не знают, как себя проявить, и за счет другого окружения, «загребая жар чужими руками», демонстрируют себя. Травля может быть разной — ​вербальная, физическая. Результаты трагичны. Требуются многочисленные психопрофилактические и психокоррекционные восстановительные мероприятия профессиональных специалистов. А если у ребенка к тому же заниженная самооценка, то срабатывает механизм психологической манипуляции и «вампиризма». Кстати, агрессоры «работают» именно с такими внушаемыми личностями. Те, кто организовывает травлю, имеют «ненастоящий авторитет», так как подкрепляют его за счет унижения незащищенных. Кстати, буллят не только детей, но и учителей.

«С»: Как родителям и учителям остановить подобные травли детей?

— Это многогранная работа, которая начинается прежде всего с диагностического исследования всех участников — ​учителей, родителей и детей. Если выявляются те или иные нарушения, необходима комплексная психолого-педагогическая и медицинская работа специалистов. При этом не забываем о руководителях школы. Кстати, не во всех учебных заведениях они беседуют с детьми с позиции на равных. Учителям не следует разговаривать свысока — ​с агрессией и «великими поучениями». Именно тогда мы не достигнем взаимопонимания и решения самых обычных проблем ребенка. Диалог надо вести спокойно, уверенно, по-дружески, используя примеры. До недавнего времени родители не обращались к психологам, так как путали их с психиатрами. Боялись, что ребенка внесут в группу риска и это помешает в их дальнейшем обучении и трудоустройстве. Сейчас ситуация меняется кардинально в лучшую сторону. Все чаще и чаще родители и учителя, а порой и сами дети обращаются за помощью к квалифицированным специалистам психологической службы. Типичный пример — ​смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Но никто с этим не борется, не знает, как переориентировать малыша. Если к трем годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить о высоком уровне агрессии. Требуется обязательная консультация психолога, а затем — ​неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер. Именно поэтому требуется инициатива родителей — ​чтобы именно они не боялись обращаться за помощью. Учителя, кстати, жалуются чаще. Некоторые предлагают направить «нерадивого» ребенка на ПМПК — ​психолого-медико-педагогическую комиссию, которая, кстати, работает и в Мордовии.

Ругая ребенка, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — ​самый лучший, а вот его привычка кусаться — ​действительно плохая и вредная.

…в 10-летнем возрасте ребенок уже блогер. Есть, конечно, плюсы: активен, не замкнут, экстравертирован, общителен. Но минусов тоже много. Это палка о двух концах. А потом мы задаемся вопросами, прочему возникает недопонимание: родитель просит ребенка выключить компьютер, а тот продолжает играть. У меня в практике было много зависимых от компьютера несовершеннолетних. Они могут часами сидеть в Интернете, забыть про удовлетворение элементарных потребностей, даже сходить в туалет, не успев дойти до него…

«С»: Известный журналист Антон Красовский в своем «Инстаграме» опубликовал видео, где высказался о трагедии в казанской школе. При этом сделал интересное замечание: «Это не поколение, а уже несколько поколений геймеров, относящихся к жизни как к компьютерной игре и полностью утративших связь с реальностью». Согласны ли вы с этим мнением?

— Да. Но к этому «виртуалу» приучают сами родители. Они заняты собой, а если ребенок капризничает и проявляет агрессию, стараются его быстро чем-то отвлечь. Но не своим вниманием, заботой или обучающими играми, а гаджетом. В итоге виртуальный мир становится образом жизни. И в 10-летнем возрасте ребенок уже блогер. Есть, конечно, плюсы: активен, не замкнут, экстравертирован, общителен. Но минусов тоже много. Это палка о двух концах. А потом мы задаемся вопросами, прочему возникает недопонимание: родитель просит ребенка выключить компьютер, а тот продолжает играть. У меня в практике было много зависимых от компьютера несовершеннолетних. Они могут часами сидеть в Интернете, забыть про удовлетворение элементарных потребностей, даже сходить в туалет, не успев дойти до него. И это уже не просто ребенок, он герой целой виртуальной и мнимой истории. У него тысяча оружий и возможностей. Эрик Берн очень верно описал все это в своей книге «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры». Действительно, вся наша жизнь — ​игра и в течение дня мы примеряем несколько ролей. Заигравшись, дети отрываются от реальности. Компьютерная зависимость — ​бич современности!

«С»: Как поступать родителю, если ребенок «пропадает» в Интернете?

— В первую очередь надо определить степень зависимости… Ребенок же не всегда «зависает» в Интернете. 5–10 минут он может слышать и видеть нас. Обычно это время родители посвящают крикам, требованиям, манипуляциям… «Если не прекратишь сидеть за компьютером, я тебя лишу денег или любимого занятия!» — ​шантажируют они… Но ребенок ничего не осознает и не поймет именно в эти минуты, когда на него кричат. А если спокойно переговорить по душам, выяснить причины зависимости, предпочтения, то ситуация может измениться кардинально в лучшую сторону. При этом ни в коем случае нельзя заставлять его что-то сделать. Все это должно быть максимально добровольным. У психолога Гэри Чепмена есть полезные книги «Пять языков любви к ребенку» и «Пять языков любви к спутнику». Он пишет о том, что у каждого человека есть пять языков любви — ​помощь, подарки, прикосновения, время, слова-поощрения. Но один в приоритете. У каждого — ​свой. Кстати, знакомство с книгами Чепмена во многом поменяло и мою жизнь. Я стала жить языками общения других людей. Как узнать, ​какой у вас язык любви, язык общения? Задайтесь вопросами: о чем чаще всего просите людей? Как проявляете к ним свою любовь? Что причиняет вам душевную боль? И если их периодически задавать себе, начинаешь понимать свой язык общения. Так можно узнать и язык общения своего ребенка. Как только мы начинаем понимать, слышать и слушать других, мы достигаем уровня, когда нам доверяют. И как только мы это понимаем — ​мы состоялись как полноценные личности.

«С»: Как непонимание со стороны родителей может довести ребенка до суицида?

— Суицид — ​это некая форма кризисного реагирования, у которой три составляющие. Во-первых, индивидуально-психологические особенности. Во-вторых, провоцирующие внешние обстоятельства, которые давят на человека именно сейчас. Последнее — ​острое кризисное состояние. Суицид — ​это словно крик души. Потому что ребенка недослушивают, недопонимают… В итоге проявляются симптомы. Ребенок говорит: «не хочу никого видеть», «мне эта жизнь надоела», «у меня больше нет сил терпеть…». На первый взгляд это малозаметные признаки, ведь мы часто слышим подобное. Ребенок несколько раз подходит к родителям, значимым близким, а они отмахиваются. И потом в конце концов теряет желание делиться своими переживаниями. Ребенок вынужден советоваться с ровесниками, которые невольно могут подтолкнуть его к страшным поступкам… Сразу хочу развеять миф о возрастной границе таких поступков и сезонности. Говорят, про весеннее и осеннее обострения. Но это не так. Они происходят независимо от указанных факторов. Добровольно свести счеты с жизнью может и 12-летний ребенок, и пенсионер. Возраст и пол значения не имеют.

«С»: Как молодому человеку найти свой смысл жизни?

— Прежде всего посредством личностных ресурсов. Личностные ресурсы представляют собой запас сил и некоторые внутренние опоры человека с помощью которых он справляется с влиянием стресса и преодолевает трудные жизненные ситуации. Ресурсом является нечто значимое для человека и то, что помогает ему справиться с разнообразием сложных жизненных ситуаций. Это и физические ресурсы (еда, спорт, сон), и время. Несмотря на большую занятость, важно не забывать про себя, образование и социальные ресурсы — ​общение, семью, поддержку. Огромное внимание должно уделяется увлечениям, хобби, так называемым «отдушинкам». Это самое лучшее! Они есть абсолютно у всех.

Недавно обратился за консультацией человек, находившийся на грани жизни и смерти… В ходе общения выяснилось, что у него очень много увлечений. Одно из них — ​резьба по дереву. И когда ориентиры были верно расставлены, ему удалось справиться со своим кризисным состоянием. В таких ситуациях главное — ​выявить и актуализировать все возможные ресурсы человека. Помочь ему справиться с накопившимся напряжением и невозможностью разрешения жизненных задач, окрасив внутренний эмоциональный мир яркими красками!

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу