Инновационные разработки на дне

Брошенные у забора электромобили «Мордовавто» — как олицетворение дел в мордовской промышленности

Фото: Денис Тюркин / Столица С

«Российский  электрокар попробует завоевать Европу», «Доступный отечественный электромобиль»… Новостями о необычной конструкции транспортного средства, «которое может парковаться где угодно и развивать скорость до 90 км/ч», несколько лет назад были полны даже федеральные СМИ. Его производство должно было быть налажено в Саранске, а местное правительство в течение пяти лет в технопарке демонстрировало проект как инновационный. Было сделано с десяток опытных образцов. И что же? Денис Тюркин обнаружил их на задворках промзоны, у забора, вместе с мусором!

Миллионы в кустах

Журналист — существо любопытное. Как-то в начале февраля я взял на тест обновленную «Ладу-Ниву» и в поисках интересного фона для фотосессии оказался неподалеку от «аллеи нищих». Кто не знает, это такой коттеджный поселок, где выживают как могут чиновники и бизнесмены, за военной базой на Юго-Западе. Рядом с ним — территория кирзавода. Всего несколько лет назад я там фотографировал для статьи другой автомобиль. Брутальный внедорожник. Поэтому заброшенная промзона была как нельзя кстати. А тут я издалека увидел скопление автомобилей, людей… И, заинтересовавшись, въехал на территорию. Оказалось, что ряд корпусов выкупил один бизнесмен. Навел порядок, запустил арендаторов с производством…

Это один из первых «рекламных» прототипов, несший логотип «Сколково». Фото: Соцсети

Об этом я узнал, разговорившись с тем самым бизнесменом. Жизнь в бывших заводских корпусах — дело благое (и респект этому бизнесмену), но не она в целом заинтересовала меня. А то, что я увидел у забора. 11 электрокаров! Их я узнал сразу, несмотря на то что они частично были завалены снегом и отходами производства пластиковых окон. Это же знаменитые «е-трайки», «трициклы», «электромобили-трансформеры» и еще бог весть как именовавшиеся одноместные «букашки», производство которых должно было быть налажено в Мордовии (об их судьбе — позже). Оказывается, компания-собственник этих сверхнеобычных транспортных средств арендовала площади на территории бывшего кирзавода, но давно съехала, оставив в кустах свое добро, когда-то демонстрировавшееся на разных выставках. «Вроде должны забрать, но что-то никак», — пояснил мне арендодатель.

Далее я стал выяснять, живо ли предприятие. Живо! На сайте «Технопарка-Мордовия» в разделе «Резиденты. Электронное приборостроении» нашел такую информацию: «ООО «БРАВО МОТОРС СРС». Год основания — 2013. Компания реализует проект по созданию производства электромобилей типа eTrike на территории Республики Мордовия. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Реклама

— научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;

— производство автомобилей;

— торговля автотранспортными средствами;

— торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;

— производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей;

— производство мотоциклов и велосипедов;

— производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки;

— разработка конструкторской и технической документации;

— осуществление внешнеэкономической деятельности по вышеперечисленным видам деятельности в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Электромобиль типа eTrike. Представляет собой электрическое транспортное средство для применения в городских условиях, способное решить проблему пробки и парковки в крупных городах и отчасти — проблему загрязнения окружающей среды».

Директором значится некий Евгений Константинович Монахов. По указанному номеру связался с ним, предложив интервью. Евгений Константинович согласился. Тогда я отправил ему перечень вопросов. Вот они:

1. На сайте «Технопарка-Мордовия» говорится, что возглавляемая вами компания «БРАВО МОТОРС СРС» «реализует проект по созданию производства электромобилей типа eTrike на территории Республики Мордовия». Так ли это? Уточните, какую продукцию (опытным путем или серийно) сейчас выпускает ваша компания. Уточните ценовой сегмент и потенциальную аудиторию.

2. Можно ли назвать «БРАВО МОТОРС СРС» наследницей астраханской компании «Бравомоторс» и саранской «Мордовавто»?

3. Участвует ли до сих пор в проекте его инициатор Константин Артемьев?

4. В 2014 году, когда новости о «Мордов­авто» и «Бравомоторсе» распространялись и федеральными СМИ, говорилось о планах производства серийных электромобилей в Саранске уже в 2015 году. Хоть сколько-то экземпляров было выпущено? Если да, что с ними стало? Какова судьба выставочных образцов е-трайка?

5. Что производилось на ранее арендуемых вашей компанией площадях на кирзаводе?

6. Каковы источники финансирования деятельности вашей компании? Выигрываете ли вы какие-то гранты от государства?

 Он же, на свалке истории. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Вопросы были отправлены 1 марта, после я пару раз напоминал о себе, но ответов так и не получил. Что ж… Пусть вопросы останутся риторическими. Также я «постучался в друзья» в ВК, предложив интервью, к инициатору проекта Константину Артемьеву. Но никакой реакции не последовало. И поэтому я решил подготовить материал как есть. Кстати, на днях я вновь съездил на кирзавод. Вся техника на месте.

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Как мордва детскую мечту поддерживала

Ну а теперь — самое время вспомнить раннюю историю проекта. Судя по размещенным в Интернете статьям, у его истоков стоял «молодой изобретатель из Астрахани» Константин Артемьев, с детства имевший «дерзкую мечту — выпускать электромобили». В апреле 2012 года на его ютуб-канале появилось видео с кратким рассказом о «лаборатории BravoMotors и BravoeGo», базирующейся на территории по производству и ремонту спецтранспорта МВД России в Астрахани. В ролике фигурирует изображение традиционных гольф-каров — небольших машинок на электробатареях, используемых на закрытых территориях, например клубов по игре в гольф (отсюда и наименование техники). «Предприятие способно выполнять заказы на совершенно разные изделия, — говорит закадровый голос. — Помимо корпусов для электромобилей цех производит стеклопластиковые лодки, катера, бассейны, а также ремонтирует крупные пластиковые элементы грузовой и строительной техники. Мы готовы воплотить ваш самый смелый заказ в жизнь!»

Спустя год, в марте 2013-го, появляется второй ролик, о первом тесте eTrike. Публика впервые видит новое транспортное средство — эдакое наклоненное назад яйцо на четырех колесах, причем задние сближены по-максимуму. Навесных панелей пока нет, только каркас. В том же году с этим проектом компания «Браво Моторс» Артемьева (он — генеральный директор) занимает 1-е место из 2 тысяч участников на SkolkovoStartupVillage (эдакая ярмарка знаменитого инновационного центра).

После этого в СМИ начинается волна интереса к «яйцу на колесах». И не только СМИ, но и чиновников. «Зарядить автомобиль от обычной розетки, а также управлять им с помощью джойстика и планшета, парковаться где угодно и развивать скорость до 90 километров в час, — так описывает в августе 2013 года новую технику астраханский портал astrobl.ru, попутно сообщая об интересе местного губернатора Александра Жилкина, который познакомился с тестовым образцом. «Когда вы доведете этот проект до логического завершения, я лично закажу электромобиль и буду ездить на нем по городу», — заявил Александр Жилкин, отметив, что после ряда технических доработок и выведения тестового образца в серийное производство поклонники «транспортного средства будущего» найдутся и в Астрахани», — говорилось в публикации.

Но на родине проекта почему-то дело не пошло. И эстафету неожиданно перехватила… Мордовия. Созданный в 2006 году на федеральные деньги (с привлечением республиканских и частных) «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» (зарегистрированный в жилом доме № 50/1 на улице Советской в Саранске), по разным данным, вложил в проект Артемьева то ли 90, то ли 130 миллионов рублей. По признаниям руководителя «Браво Моторс», на тот момент он уже потратил на реализацию 6 собственных миллионов рублей.

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Отвлечемся на мордовского инвестора. Вот что говорится об истории фонда на его сайте: «… В соответствии с заключенным договором между Минэкономразвития России и Правительством Республики Мордовия, 5 октября 2006 года была зарегистрирована Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия». До конца 2006 года из средств республиканского и федерального бюджетов было выделено и зачислено на счета созданной некоммерческой организации по 70 млн рублей… В марте 2007 года в результате конкурсного отбора выбрана управляющая компания «Альянс РОСНО Управление активами», на которую легла обязанность по формированию ЗПИФ и привлечению в него 140 млн рублей частных средств.… В соответствии с инвестиционной декларацией управляющая компания имеет право вкладывать средства венчурного фонда исключительно в малые предприятия, зарегистрированные на территории Республики Мордовия и осуществляющие свою деятельность в научно-технической сфере. При этом в случае заинтересованности инвесторов перспективным научно-инновационным проектом венчурный фонд предоставляет средства на его развитие авторам проекта без предоставления какого-либо залога или поручительства и не взымает процентов с представляемых средств. Венчурный инвестор приобретает долю в предприятии-инициаторе проекта, становясь его соучредителем, тем самым принимая на себя часть риска по разработке проекта. Таким образом осуществляется непосредственный контроль за расходованием средств венчурного фонда и обеспечивается наибольшая эффективность от их использования. В случае успешной реализации проекта, вывода новой продукции на рынок, роста общей рыночной стоимости предприятия-инициатора проекта венчурный фонд продает свою долю в данном предприятии, вырученные средства от продажи которой и составляют его доход. ЧТО ЭТО ДАЕТ МОРДОВИИ. Данная форма финансирования инновационных разработок успешно принимается как во всем мире, так и в России. Однако в Мордовии это первый опыт создания и использования венчурных финансов для развития научно-инновационных проектов.…Таким образом в начале 2008 года общая капитализация венчурного фонда Республики Мордовия будет увеличена на 600 млн рублей и составит в сумме 880 млн рублей. Использование данных средств венчурного фонда на развитие малого инновационного бизнеса позволит существенно повысить активность предпринимательства в научно-инновационной сфере, повысить долю инновационной продукции в общем объеме выпускаемой предприятиями региона и значительно развить научно-технический потенциал экономики Республики Мордовия».

Теперь вернемся к нашим электромобильчикам. Специально под проект Артемьева весной 2013 года была создана компания «Мордовавто», возглавил которую Вячеслав Жадеев. «По условиям финансирования, которое осуществляет венчурный фонд, — а это 130 миллионов рублей, — производство электромобилей должно быть организовано в Мордовии, — объяснял в октябре 2014 года в интервью «Столице С» господин Жадеев, занимавший свой пост пару лет. — Мы понимаем, что республика — далеко не тот рынок, на котором можно было бы продавать такой специфический вид техники. Планируем, что покупателями станут люди из курортных зон, санаториев, каких-то частных закрытых территорий всей России… Также мы нацелены на европейский рынок, где сегмент продаж подобной техники бурно развивается. Сейчас практически у каждого крупного производителя автомобилей в линейке есть электрокар, но, как правило, данные разработки — имиджевые, дань моде, они не приносят прибыли».

Компания «Мордовавто» в этом проекте занималась организационно-правовыми и административными вопросами. «Браво Моторс» отвечала за конструкцию модели и различные доработки, в нее вносимые. Вторая компания территориально полностью находилась в Астраханской области. По условиям договора в марте 2015 года она должна была создать два опытных образца, которые планировалось отправить на сертификационные испытания в Подмосковье на Дмитровский полигон. По завершении тестов электромобиль должен был получить одобрение типа транспортного средства, а это — прямая дорога к запуску производства, который планировался на третий квартал 2015 года. Рассчитывалось, что все специалисты, имеющие отношение к проекту, будут базироваться только на территории Мордовии.

Жадеев в интервью «С» говорил, что уже в 2015 году «Мордовавто» выпустит 120 электромобилей. А через год мощность согласно бизнес-плану должна вырасти до 600 единиц. Расчетная стоимость одного экземпляра должна была составить около 400 тысяч рублей, потом в Сети появлялись сведения о 600 тысячах, потом о 850 тысячах…

После Жадеева, отправившегося покорять Москву, «Мордовавто» возглавила Ольга Епишева. В сентябре 2016 года я обращался к ней с просьбой протестировать электромобиль, производство которого к намеченному сроку так и не началось. Бизнесвумен заявила, что техника сначала должна пройти сертификацию.

В том же 2016 году продукт «Мордов­авто» и «Браво Моторс» так и не став, судя по всему, серийным, в последний раз попал в новости, неожиданно «засветившись» на импровизированной выставке в Саранске. Новость об этом, размещенная на сайте мордовского технопарка, называлась «Инновационные разработки на дне Ленинского района». Причем сверстана она была так, что последние два слова размещались отдельно. Я посчитал сей факт символичным, поэтому у данного материала вы видите такой заголовок.

Ранее электромобильчик (их, кстати, было создано несколько: с разными типами подвесок, с рулем или джойстиком, строго пассажирских или грузовых) кочевал с выставки на выставку, о чем неоднократно сообщал даже официальный портал госорганов Мордовии «е-Мордовия». Подавалось это как солидное достижение республики. О нем же в своем пропагандистском сюжете в 2015 году поведал россиянам замгендиректора телеканала «Россия» Сергей Брилев.

После этого о компании «Мордовавто» появилась лишь одна новость. «Столица С» 12 апреля этого года сообщила, что Пролетарский райсуд приговорил 34-летнюю бизнес-леди Ольгу Епишеву-Романову, возглавлявшую «Мордов­авто», к двум годам общего режима и штрафу в 200 тысяч рублей, которые поступят в доход государства, «за особо крупные хищения с использованием служебного положения». Как установили служители Фемиды, с февраля 2017-го по май 2018 года обвиняемая Епишева-Романова похитила у своей коммерческой организации около 3 миллионов рублей, пытаясь все прикрыть представительскими расходами…

Когда и как «Мордовавто» трансформировалось в то самое ООО «БРАВО МОТОРС СРС», возглавляемое Евгением Монаховым, «Столице С» пока не известно. Зато ясно, что стало с электромобилями, которыми планировалось если не завалить, то хотя бы удивить Европу. Съездите на кирзавод, посмотрите.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу