Воскресенье, 9 мая

«Я уже продумал, как будет проходить экскурсия: дети окажутся в восторге!»

Саранский дальнобойщик восстановил в своем гараже кабину истребителя МиГ-23

Фото: Денис Тюркин / Столица С

В обычном гаражном ряду в центре Саранска — голубые ворота с белыми облачками, на которых угадываются крылья. Андрей Сапожников распахивает дверь, включает свет… Половину бокса занимает не понятная поначалу, окрашенная в «военный» темно-зеленый конструкция на четырех колесах. Ее размеры в высоту кажутся огромными, такой эффект достигается за счет натяжного потолка с зеркальным эффектом. Когда подходишь к конструкции сбоку, то благодаря каплевидному силуэту и характерному приоткрытому колпаку узнаешь кабину самолета. На носу нарисован акулий оскал, чуть ближе к месту пилота — номер 23. Вообще, у этого самолета было как минимум два бортовых номера (один закрашен другим). Это Андрей выяснил, когда счищал старую краску. Нанести на борт «23» решил только из-за модели воздушного судна. Это же МиГ-23, истребитель. Денис Тюркин побывал в гостях у дальнобойщика с не­обычным хобби.

Сапожников купил кабину в прошлом году. Военные периодически избавляются от списанной техники, предварительно освободив ее от вооружения, драгметаллов (которых достаточно в приборах) и распилив, если дело касается воздушных судов. Кто ее покупает? Например, музейщики, ну и частные энтузиасты. Вроде Андрея Сапожникова. Ему удалось совершить сделку без перекупщиков, поднимающих цену на порядок. Кабину привез в Саранск сам, на своей фуре. И закипела работа в гараже!

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Отдельно докупил авиационные оси, чтоб кабину можно было «посадить» на тележку для перевозки. Прикрутил фаркоп. В одной саранской организации заказал трап, чтоб удобно было залазить в кабину. Но основные работы, связанные с реставрацией, делал сам. Зачищал, пескоструил, красил, паял… Теперь в кабине нажимается каждая кнопка, перещелкивается каждый тумблер. Все необходимые надписи и наклейки (а их тут, кажется, сотня) — на местах. С одной надписью у Андрея связана такая история. Буковки должны быть маленькими, общий размер надписи не превышал 2 на 2 см. На эту ответственную работу хотел нанять женщину, которая в Пушкинском парке аквагрим детям наносит. Та запросила 20 тысяч рублей. За надпись 2 на 2 см. «Пришлось делать самому, — смеется Андрей. — Сложно, конечно, зато бесплатно».

В кабине теперь подсвечивается каждый элемент, как это было в оригинальном самолете, и даже чуть больше — «чтоб детям было интереснее». Правда, электропитание пока выполнено по обходной схеме — от аккумулятора напряжением 12 В, тогда в оригинале нужно 27 В. Поэтому пока подсветка не такая яркая. Но это легко исправить. Особое внимание Андрей уделил безопасности. Постарался устранить все острые элементы. Продумал крепление и дублирующую защиту для фонаря кабины (так называется прозрачный колпак). А все потому, что главное, для чего старался Сапожников, — это показ кабины детям.

Реклама
Фото: Денис Тюркин / Столица С

«Я уже продумал, как будет проходить экскурсия, — делится своими соображениями Андрей. — Ребенок вместе с папой поднимется по трапу, снимет обувь и влезет в кабину. Я пристегну его всеми ремнями, надену подшлемник, шлем… Это все настоящее, списанное, специально купленное мной. Далее я расскажу, как здесь все устроено. Уверен, будет очень интересно! Только представьте: вот в этот прицел реально смотрел пилот. Прицел, кстати, работал как проектор показаний на лобовом стекле у современных иномарок. Да еще все это снимала закрепленная в углу видеокамера. Я же положу вот на эту полочку смартфон, на котором будет транслироваться что-нибудь на авиационную тему. И это изображение, соответственно, попадет на прицел. Дети будут в восторге!»

Андрей Сапожников готов возить свой самолет к школам, чтобы демонстрировать детям. Или, наоборот, приглашать классы в свой гараж. Еще в прошлом году хотел поставить его на 9 Мая возле Музея боевого и трудового подвига в центре Саранска, но ему ответили, что это нужно согласовывать. Да тут еще и коронавирусная тема помешала…

«Некоторые знакомые, с которыми я делился этими планами, посмеивались: «Что, Андрей, рекламу себе хочешь сделать?» — говорит Сапожников. — А мне не нужна реклама, на первых порах я это все хочу бесплатно. Если мне чиновники ничего не согласуют, я хотя бы в свой двор самолет привезу. Пусть дети сбегутся, смотрят. Я ведь тут даже мужиков из нашего гаражного общества зову. Приходите, говорю, посмотрите. Нужно видеть их реакцию! Уверен, детям еще больше понравится».

…из детства все идет. Я ж в Абхазии вырос, где мой отец, Геннадий Сапожников, уроженец Чувашии, служил. Сразу после школы я бежал на аэродром, чтоб полетать с ним на вертолете Ми-8. Отец, вэдэвэшник, Афган прошел, Горный Карабах, Грузино-абхазскую войну, на вертолете падал, в плену бывал…

«Почему вообще купил кабину? — переспрашивает Андрей. — Из детства все идет. Я ж в Абхазии вырос, где мой отец, Геннадий Сапожников, уроженец Чувашии, служил. Сразу после школы я бежал на аэродром, чтоб полетать с ним на вертолете Ми-8. Отец, вэдэвэшник, Афган прошел, Горный Карабах, Грузино-абхазскую войну, на вертолете падал, в плену бывал… Мой брат в ВДВ служил, сестра в ВДВ служила… А я, так получилось, в армии не был. На тот момент Чечня была, и отец решил…»

Детство Андрея было не суровым. Оно было военным. «Помню, брали мы с пацанами вот такие снаряды с самолетной пушки, — демонстрирует он стреляный боеприпас длиной сантиметров 30–40, — били об угол, чтоб пуля отвалилась, и порох ссыпали себе в сумки из-под противогазов. Детонирующие не брали, на них насечки были специальные, мы понимали. А вот трассирующие, наоборот, ценили. У них там такое вещество было, потрясешь-постучишь, оно трещит классно».

Из Абхазии семья Андрея перебралась в Ростов, где военному выдали квартиру. А несколько лет назад мой собеседник оказался в Саранске. «Женился на мордовке! — улыбается он. — Здесь, в Мордовии, кстати, мне лучше, чем в Ростове. Нет вот этих бессмысленных понтов, расфуфыренной молодежи. В Саранске тихо, спокойно, везде зеленая травка… С детьми хорошо!»

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Кстати, он уже готов приступить к работе над своим новым авиационным проектом. Сапожников сделает фюзеляж в масштабе 1:3 самолета МиГ-17. Фонарь будет из оргстекла, корпус железным, но обшитым тонкой зеркальной нержавейкой с заклепками. Фюзеляж будет обменян на самолет МиГ-17, который сейчас валяется на территории частной организации в Большой Елховке. Когда-то он стоял на территории школы, но однажды, из-за отсутствия ухода, от него отвалилось крыло. Хорошо, рядом никого не было… МиГ-17 Андрей планирует восстановить. Цель аналогичная — демонстрировать детям: «Ведь на таком Гагарин летал!» Дальнобойщик надеется, что со временем в Саранске появится парк «Патриот», где такая техника смотрелась бы уместно.

Справка

МиГ-23 — советский многоцелевой истребитель, обладающий крылом изменяемой стреловидности. Эксплуатация началась в 1969 году, производство закончилось в 1985-м. Выпущено 3630 единиц. МиГ-23 различных модификаций находились на вооружении ВВС и ПВО СССР, Анголы, Алжира, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Египта, Индии, Ирака, КНДР, Ливии, Польши, Сирии, Эфиопии и Южного Йемена, некоторые страны до сих пор продолжают его эксплуатировать.

МиГ-23 применялись как для борьбы с воздушными целями, так и для бомбо-штурмовых ударов по земле. Максимальный вес взятого на борт оружия доходил до двух тонн. Основным оружием по воздушным целям считались 4 управляемые ракеты. Для удара по наземным целям мог взять две управляемые ракеты, или 4 бомбы, или бомбовые кассеты калибром 100, 250 или 500 кг. В случае установки балочных держателей на самолет могли подвешиваться бомбы калибром 100 кг, всего 16 штук. В нижней части фюзеляжа, за передней стойкой находилась встроенная двуствольная пушка калибром 22 мм с боезапасом в 200 снарядов. За время эксплуатации участвовал в нескольких войнах и локальных конфликтах, в частности на Ближнем Востоке.

Помимо упоминавшихся в статье «проекции на лобовое стекло» и «видеорегистратора» самолет имел дисковые тормоза с антиблокировочной системой. Пилот в случае экстренной ситуации из кабины «отстреливался» вместе с креслом. За миллисекунды до этого автоматически подтягиваются ремни, удерживающие пилота, откидываются специальные сетки, которые не позволят рукам зацепиться за стенки кабины. Так же удерживаются ноги. При этом нагрузка на позвоночник высочайшая. Поэтому летчики пытались в таких ситуациях перевернуть самолет «вверх ногами», чтобы просто выпасть из кабины, предварительно кнопкой «отбросив» колпак.

Один из самых известных и необычных летных инцидентов с этим самолетом случился 4 июля 1989 года. Вот как это описывает «Википедия»: «После взлета с польского аэродрома Колобжег в процессе набора высоты на 41-й секунде полета летчик Николай Скуридин услышал хлопок в воздухозаборнике с падением оборотов двигателя. Летчик доложил об отказе двигателя и, получив разрешение на катапультирование, покинул самолет. Однако через 6 секунд после покидания машины летчиком двигатель восстановил работоспособность. Самолет, находясь в режиме стабилизации пространственного положения, постепенно набрал высоту практического потолка около 12 000 метров и со скоростью около 740 км/ч проследовал в западном направлении, пересек территорию Польши и ГДР. После входа самолета в воздушное пространство ФРГ на перехват была поднята пара F-15. В сопровождении F-15 МиГ-23М пролетел над ФРГ, Нидерландами, Бельгией. Наконец топливо выработалось, и МиГ, удерживаемый автоматикой, перешел в планирование. Беспилотный самолет пролетел в общей сложности 901 км и упал в районе франко-бельгийской границы на жилой дом в бельгийской деревне Беллегем. При падении самолета погиб 19-летний бельгиец ВимДеларе. Причина сбоя в двигателе достоверно установлена не была. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 000 долларов».

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу