Понедельник, 10 мая

«Девятаев — герой СССР, России, Мордовии. Пример для всех. Таким великим людям нужно воздавать почести!»

Режиссер Сергей Трофимов — о съемках фильма, посвященного легендарному летчику

На российские экраны выходит долгожданный фильм Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова о  легендарном летчике Михаиле Девятаеве — «ФАУ-2.­ Побег из ада». 25 апреля планируется премьера в Саранске. На ней будет присутствовать Бекмамбетов. Его коллега Трофимов приехать не сможет, но надеется, что когда-нибудь все-таки побывает на малой родине Девятаева. В беседе с корр.«С» режиссер рассказал о том, как непросто было работать в условиях пандемии. Во время съемок некоторых сцен актеры проявляли настоящий героизм. «Хочется верить, что зрители тепло воспримут наш фильм и проникнутся тем, что в годы войны испытали их деды и прадеды», — сказал Сергей Трофимов в интервью Татьяне Новиковой.

Сергей Трофимов приедет в Торбеево. фото: Соцсети

«С»: Сергей, хочется сказать огромное спасибо за фильм! Желание снять историю летчика Девятаева возникало у многих, но только у вас это получилось!

— О нашей работе пока судить рано. Очень надеюсь, что фильм тепло встретят зрители. Мои родители будут смотреть с особенным вниманием, они — дети войны и весьма трепетно относятся к нашей теме. Отзвуки страшного лихолетья до сих пор живут в их сердцах. На долю этого поколения выпало такое, что нам всем даже сложно представить… Хочется, чтобы молодежь помнила о подвигах своих дедов и прадедов. Пусть они оценят нашу работу! Мы были честны. Надеюсь, что никого не разочаруем.

«С»: Что вы можете сказать о Михаиле Девятаеве?

Реклама

— Настоящий герой! Огромная сила духа! Он смог выжить в фашистском лагере и совершить подвиг, который, по сути, изменил ход войны. В это трудно поверить… Мы прекрасно общались с Александром Девятаевым — сыном нашего героя. Он тоже замечательный человек и выдающаяся личность. Много рассказывал об отце, был на съемках консультантом. В этой роли у нас также выступали летчики, историки, юристы, а он был консультантом «человеческим».

«С»: У вас нет желания приехать в поселок Торбеево и посетить музей Девятаева?

— Конечно, есть. Мы много читали о Михаиле Петровиче, смотрели его выступления, изучали документы, общались с сыном… Надеюсь, что когда-нибудь обязательно приеду в Торбеево.

Фото: «Девятаев»

«С»: К сожалению, в Саранске до сих пор нет памятника Девятаеву. Что вы думаете по этому поводу?

— Очень странная ситуация… Девятаев — герой СССР, России, Мордовии. Пример для всех. Таким великим людям нужно воздавать почести. Властям республики есть над чем задуматься… А еще я бы хотел, чтобы дети, посмотрев наш фильм, хоть немного почувствовали ту страшную эпоху. Основная функция кино — воспитательная. Хороший фильм оставляет след в душе, настраивает на сопереживание. Помогает ощущать себя внутри своей истории и ценить нынешнее мирное время.

«С»: Как шла работа над фильмом в условиях пандемии?

— Карантин сильно мешал. Мы как будто находились в прострации. К счастью, большую часть ленты смогли снять до его начала. Потом пришлось непросто — во времялокдауна возник вынужденный перерыв. Мы продолжали работать в зуме. Был момент, когда снимали финальный кадр — ракеты, плывущие по Волге. Съемки проходили в Вильнюсе, а я руководил процессом из Москвы… Вот так мы осваивали новый фронт работ, и это было интересно. А уже в июне все стало по-прежнему.

…Мы прекрасно общались с Александром Девятаевым — сыном нашего героя. Он тоже замечательный человек и выдающаяся личность. Много рассказывал об отце, был на съемках консультантом. В этой роли у нас также выступали летчики, историки, юристы, а он был консультантом «человеческим»…

«С»: Расскажите о самых трудных моментах съемок.

— Думаю, что это эпизоды в бараках концлагеря, где было много худых людей, играющих заключенных. Сама атмосфера фашистского плена чудовищна… Потом — сцена побега, когда Девятаев и его товарищи улетают в самолете от преследователей. Эта история длится минут 20, но мы снимали неделю. Операторам и актерам пришлось тяжело. Исполнителю роли Девятаева Павлу Прилучному нужно было показать, что он правильно управляет самолетом, который трясся на специальном устройстве. Лязг металла, жара, уставшие члены съемочной группы… Это была настоящая военная операция! Наверняка у кого-то работа над фильмом ассоциируется с легкой прогулкой. Но съемки независимо от жанра — это тяжелый труд, в котором задействовано много людей и техники. Бывает, возникают разные непредвиденные обстоятельства. Например, непредсказуемая погода. И люди, которые трудятся в кино, всегда готовы к таким моментам. Самое главное — правильно рассчитать силы, и тем, кто давно работает в нашей профессии, такое вполне удается.

Фото: «Девятаев»

«С»: Кстати, о погоде. В социальных сетях актеры рассказывали, как снимались в лютый мороз на плацу «концлагеря».

— Да, это было под Кронштадтом. Был страшный холод, повсюду грязь и сильный ветер, который просто сбивал с ног. И люди в таких условиях должны стоять полураздетыми и с непокрытой головой — шла съемка построения… Они — настоящие молодцы! Выдержали эпизод героически!

Михаил Девятаев. Фотоархив

«С»: Что вы чувствуете сейчас, когда работа над картиной закончена?

— Надежду, что все сделали хорошо. Съемки закончились в августе, а техническая работа — буквально на днях. В какие-то моменты казалось, что ничего не получается, но это из-за волнения. Верю, что мы победили и у нас получилось достойно рассказать о вашем земляке.

«С»: У вас с Тимуром Бекмамбетовым не возникло желания снять продолжение истории Девятаева? После побега из плена в его жизни было много драматического…

— Нет. Это уже другая тема — политическая. А у нас все-таки кино о героизме и силе духа. Я знаю, как непросто сложилась жизнь Девятаева после войны. На слуху истории бывших военнопленных, которых в СССР считали преступниками и предателями. Нашему герою пришлось многое преодолеть.

Личное дело

Сергей Юрьевич Трофимов родился в Москве в 1961 году. Окончил Московский институт управления и затем несколько лет учился во Всероссийском государственном институте кинематографии. Снял более 250 рекламных роликов. Много лет работает вместе с Тимуром Бекмамбетовым. Их первой совместной картиной в 1994 году стал «Пешаварский вальс». Трофимов работал над фильмами «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Монгол», «Ирония судьбы. Продолжение». Член Российской академии кинематографических искусств «Ника». Член Киноакадемии стран азиатско-тихоокеанского региона.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу